"Sweet-Travel" в Киеве с 2006 года - персональный Форум нашего агентства о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Креативные и оригинальные путешествия

Сообщений 21 страница 30 из 42

21

ЭТУ СТАТУЮ МОЖЕТ ПЕРЕОДЕТЬ ЛИШЬ КОРОЛЬ. Откуда взялся Изумрудный Будда?

Креативные и оригинальные путешествия

В наших школах историю мира преподают, увы, однобоко, — считает путешественник и исследователь цивилизаций Востока ЯКОВ ОСКАНОВ. Все ли, к примеру, знают, что Королевский дворец и Храмовый комплекс в Бангкоке — настоящее Восьмое чудо света? Ведь одного золота на отделку тут пошло, наверное, тоннами. А драгоценного Изумрудного Будды может касаться только король Таиланда и то всего три раза в год.

...Мы зашли на территорию храмового комплекса, увлекаемые пёстрым людским потоком...

Креативные и оригинальные путешествия

Вход на территорию охраняют гигантские якши, но дабы не углубляться в дебри индуизма назовём их просто — «демоны». И тут я предвижу ваш недоумённый вопрос: при чём тут индуизм, ведь всем известно, что в Таиланде официальная религия — буддизм... Да к тому же ещё и самый, что ни на есть, ортодоксальный — «тхеравада», известный также под именем «хинаяна». Сами последователи тхеравады не приветствуют термин «хинаяна», который переводится как «малая колесница» ибо он способствует невыгодному сравнению с «махаяной» — «большой колесницей» — ещё одним крупным направлением в буддизме.

Если не вдаваться в глубины канонов, то эти два направления имеют одно кардинальное различие: последователи тхеравады практикуют буддизм для собственного индивидуального просветления, последователи же махаяны желают обрести просветление ради того, чтобы помочь остальным людям также его обрести и освободится от земных страданий и иллюзий. Поэтому эти два течения так и называются: «малая и большая колесницы». В малую сядет лишь один человек, в большую — много. Слово «тхеравада» обозначает «учение старейшин», и подчёркивает ортодоксальность и первенство появления данного направления в буддизме.

Но причём тут индуизм, снова спросите вы? А притом, что древние времена очень трудно было не допустить взаимопроникновения религий, а потому буддизм на территории Таиланда очень сильно смешался с индуизмом, весьма распространённым в Камбодже. Случилось это, насколько я понимаю, примерно в XII-XIII вв. н.э., во времена расцвета тайского княжества Сукотай, которое, как известно, имело политическую зависимость от кхмерской империи Ангкор. Это не единственный случай, когда религии смешиваются. Напротив — данное явление весьма распространено и имеет название «религиозный синкретизм».

Креативные и оригинальные путешествия
Хануман персонаж скорее индуистский нежели буддийский

Кроме влияния индуизма в буддизме Таиланда также заметно влияние ещё более древнего, вероятно даже первобытного, явления — анимизма. Тайцы верят в одухотворённость природы. Нечто подобное встречается и в русской культуре. У нас тоже есть домовые, водяные и лешие. Только наши домовые живут с нами в домах, а тайцы для своих «домовых» строят отдельные домики-святилища, куда приносят небольшие подношения. Подобные мини-храмы встречаются в Таиланде повсеместно. Но, хватит, пожалуй, религий, предлагаю вернуться к архитектуре.

Креативные и оригинальные путешествия
Архитектура храмового комплекса поражает обилием деталей, форм и цветов. Поначалу просто разбегаются глаза

Итак, мы вошли на территорию Ват Пра Кео. Туристам это переводят как «Храм Изумрудного Будды», но я немного сомневаюсь в правильности подобного перевода. Полное название храма Ват Пра Си Раттана Сатсадарам. Скорее всего, именно оно переводится как «Храм Изумрудного Будды». Как переводится «Ват Пра Кео» я точно не знаю, понятно, что «Ват» — «храм», «Пра» —"священный«, а «Кео» — «драгоценность». Получается, примерно, «Храм Священной Драгоценности».

Креативные и оригинальные путешествия
Не знаю кто это, но могу предположить, что Шива, судя по трезубцу

Кстати, «ват» — это не храм, а скорее храмовый комплекс, состоящий из множества элементов. А само строение, где хранится Изумрудный Будда, называется «убосот» (в разговорной речи его называют «бот»). Это основной зал для священных обрядов. Это главное здание любого храмового комплекса. Именно здесь послушников посвящают в монахи. Туристы попадают в убосот не сразу. Сначала нужно обойти это здание слева, где располагаются несколько интереснейших объектов. И этот обход затягивается на часок-другой.

Первое на что обращаешь внимание — знаменитая чеди Пра Си Раттана. Я полагаю, что это переводится как «чеди Священной Драгоценности». Чеди — это одна из разновидностей ступ, религиозных сооружений, предназначенных, в основном, для использования в качестве реликвария — места, где хранятся мощи святых или какие-нибудь другие реликвии. Ступы встречаются во всех странах, где распространён буддизм. В каждом регионе имеются свои архитектурные особенности и названия ступ. Собственно слово «ступа» употребляется в Индии, а Шри-Ланке, например, подобные сооружения называют «дагоба». Ступы символизируют собой связь земного и небесного, а потому играют важную роль в миропонимании буддистов. Согласно преданию, первые ступы появились после смерти Будды. Его тело кремировали и шесть благочестивых семейств, один царь и ещё один брахман претендовали на право обладания его прахом. Их спор решил другой авторитетный брахман по имени Дона, который разделил прах на восемь частей. Себе же Дона забрал сосуд, в котором хранился прах.

Позже ещё одно семейство попросило себе прах, но остальные уже разъехались, забрав с собой весь прах, и потому опоздавшие зачерпнули себе золы из погребального костра. Далее было воздвигнуты первые ступы общим числом десять — восемь ступ возвели над прахом Будды, одну над сосудом в котором хранился прах, и одну над золой из погребального костра. Позже чеди стали возводить на месте захоронения мощей святых и праведных людей.

Креативные и оригинальные путешествия
Чеди и Пра Мондоп — библиотека буддийских текстов

Чеди Пра Си Раттана, пожалуй, самая красивая из виденных мной в Таиланде. Она построена в ланкийском стиле и это не случайно: ведь в ней хранится фрагмент ключичной кости Будды, привезённый из Шри-Ланки. Внутри находится круглый зал, в котором находится уменьшенная копия чеди Пра Си Раттана покрытая черным лаком и накрытая многоярусным ритуальным зонтом «чатра».

Чеди была сооружена в 1855 году по приказу короля Рамы IV Монгкута. Этот монарх из династии Чакри был умелым политиком и своей тонкой дипломатической игрой сумел предотвратить колонизацию Таиланда европейцами. Рама IV был человеком просвещённым, изучал европейские языки и науку. Именно о нём снят фильм «Анна и Король», основанный, впрочем, значительной частью на художественном вымысле и запрещённый в Таиланде, как «порочащий образ короля». Как бы то ни было, но король был широких новаторских взглядов, а потому для украшения чеди Пра Си Раттана заказал золотую мозаику не где-нибудь, а в Италии.

Креативные и оригинальные путешествия
Здесь хорошо видно мозаику

Следом за золотой чеди расположено ещё одно красивейшее здание, не позволившее нашим разинутым от восхищения ртам закрыться. Называется оно Пра Мондоп. «Мондоп» — это ещё структурный элемент храмовых комплексов Таиланда. В отличие от индийских и кхмерских «мандап» он является не элементом здания, а самостоятельным строением. Обычно это сооружение кубической или крестообразной формы, с пирамидальной крышей, оканчивающейся шпилем. Часто крыша поддерживается колоннами. Назначение мондопа может быть различным — там могут храниться реликвии, священные тексты, или просто находится святилище. В нашем случае Пра Мондоп — это библиотека, место хранения священных текстов.

Напротив Пра Мондопа возведена модель знаменитого Ангкор Вата, которую установили в честь присоединения Камбоджи к Сиаму. Потом французские колонизаторы отняли эти владения, а модель Ангкор Вата осталась как память о былом величии сиамского королевства. За макетом этого знаменитейшего храма располагается ещё одно чудесное строение — Пра Вихан Йод.

Креативные и оригинальные путешествия
Ангкор Ват на фоне Пра Вихан Йод

«Вихан» — это особое часть храмового комплекса, в котором обычно помещают основные изображения Будды. Здесь собираются монахи и последователи для проведения религиозных церемоний. Это нарядное белое здание напоминает свадебный торт с затейливо украшенной глазурью и кремом верхушкой.

Креативные и оригинальные путешествия
Пра Вихан Йод — архитектурный торт

Всё внутреннее убранство храмового комплекса «охраняется» множеством скульптур на радость фотографирующимся с ними туристов. В Таиланде образ совершенных любовников немного переосмыслили и стали изображать их в виде полулюдей-полуптиц, одетых в ангельские одежды, и с крыльями, чтобы они могли летать меж миром людей и богов. Мужчина в данной сладкой парочке зовётся «киннон», а женщина — так же как и в Индии: «кинари»...

Креативные и оригинальные путешествия
Киннон, ЯКОВ ОСКАНОВ

Ещё одной интересной скульптурой является так называемый «китайский лев», впрочем, больше похожий на пекинеса. Согласно китайской традиции эти мифические животные охраняют храмы. Обычно они устанавливаются парами: лев и львица — по одному с каждой стороны от входа и могут изображаться как с открытыми пастями, так и с закрытыми в зависимости от сакрального смысла, который скульптор хотел передать. Лев, как правило, придерживает одной лапой шар — символ драгоценного буддийского знания, львица же придерживает львёнка. В англоязычной литературе подобных созданий часто называют «Foo dogs», в тайской традиции это «Singha».

Креативные и оригинальные путешествия
Сингха

С правой стороны от убосота находится крытая галерея, на стенах которой чудесные росписи по мотивам Рамакиен, тайского народного эпоса, являющегося, по сути, локальной версией классической индийской Рамаяны, адаптированной под тайский быт и реалии. Всего нарисовано более ста сцен.

Креативные и оригинальные путешествия
Красавица и чудовище по-восточному

Неподалеку от галереи имеется храмовая колокольня, которая также является неотъемлемой частью любого буддийского монастыря. Обычно это высокое здание с перекрытиями, без стен, на вершине которого расположен колокол. Звуки колокола регулируют распорядок дня той или иной обители, служат монахам сигналами к началу молитв, работ и медитаций.

Ват Пра Кео нельзя в полной мере назвать монастырём, так как в нём отсутствует «кути» — место проживания монахов. Монахи действительно не живут в Ват Пра Кео, который имеет особый статус личного храмового комплекса действующего монарха и его семьи.

Креативные и оригинальные путешествия
Здесь всё напоминает о монархе — и пышность отделки и даже вход стилизован под королевскую корону

Осмотрев всё вокруг, мы, наконец, решились посетить святая святых тайского королевства — убосот, в котором хранится статуя Изумрудного Будды. Вход в обуви туда запрещён, поэтому на специальной террасе можно разуться и с удовольствием ощутить босыми ногами теплоту нагретых солнцем камней. Здесь больше всего народу, и не потому, что это здание самое красивое (на мой взгляд, кстати, не самое), а потому, что большое количество людей заходят в убосот помолиться, ведь среди туристов много китайцев, корейцев, японцев, да и самих тайцев, приехавших в столицу на экскурсию. Для них это прекрасная возможность поклониться самой большой святыне Таиланда — статуе Изумрудного Будды.

Изумрудный Будда, самая почитаемая реликвия и духовный символ нации восседает на возвышении, облачённый в золотые одежды. Одеяний имеется три вида: летняя, зимняя и демисезонная (для сезона дождей). «Переодевает» статую не кто-нибудь, а лично монарх. Нам повезло застать Изумрудного Будду в зимнем — самом пышном облачении.

Креативные и оригинальные путешествия
Собственной персоной...

Существует несколько легенд о том, как появилась данная статуя. Одна из них рассказывает о том, что однажды, где-то в начале XV в. н.э. в далёком городе Чианг Рай в чеди одного из храмов ударила молния и разрушила её. На руинах чеди нашли статую, вырезанную из цельного куска изумруда, чудесным образом возникшую из ниоткуда. И хотя с точки зрения визуализации и драматизма эта версия наиболее подходит для голливудского сценария, мне больше импонирует история, написанная в мини-путеводителе по храмовому комплексу. Там говорится, что в один из дней, монах, совершающий обход по монастырю обнаружил, что на одной из статуй Будды откололся кусок и под ним блестит нечто зелёное. Оказалось, что статуя сделана из цельного кристалла и была покрыта слоем штукатурки.

Монахи приняли самоцвет за изумруд и назвали статую «Изумрудный Будда». На самом же деле камень оказался жадеитом, минералом похожим на нефрит. Однако традиция называть скульптуру «Изумрудный Будда» прижилась.

Судьба этой реликвии, впрочем, заслуживает отдельного очерка. Она меняла «места своего жительства» как переходящий спортивный трофей, пока, наконец, первый из королей династии Чакри не отвоевал её у лаосцев и не привёз в Бангкок. Первоначально «Изумрудный Будда» был установлен в королевском храме Ват Арун, но позже для него построили отдельный храмовый комплекс по соседству с королевским дворцом. Если честно, меня сама судьба статуи не очень взволновал. Глядя на нее, я подумал о безымянном мастере, вырезавшем её из камня. Что он думал в тот момент, знал ли, что его творение станет главной государственной реликвией, зачем и от кого спрятал под слоем штукатурки? Может быть, он укрыл свой шедевр от захватчиков, а сам погиб, никому не рассказав о своей тайне?

Увы, скорее всего ответы на данные вопросы останутся, похоже, в плоскости моих домыслов, а реалистичная история рождения статуи так и останется тайной. Хотя, почему бы и нет. Должно же в жизни быть место тайнам и чудесам? Лишь немного жалко, что мастер остался неизвестным...

ЯКОВ ОСКАНОВ, 2013 год

22

«Я могу бить свою жену, сколько мне угодно». Киргизские женщины и родовой быт киргиза

Креативные и оригинальные путешествия

После Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами Средней Азии вошли в состав Советской республики и 1 февраля 1926 была учреждена Киргизская АССР. Блог РУССКИЙ ТУРКЕСТАН знакомит нас с дореволюционным очеркам о киргизах Средней Азии, писателя-путешественника Евгения Маркова.

Безлюдная горная пустыня кончается вместе с спуском с седлистого перевала из долины Чигирчика — в долину Талдык-Су. Тут уже опять киргизские кочевья на каждом шагу, киргизские зимовники, киргизские стада на высоких горных пастбищах, едва видных нам снизу.

По болотистым круговинкам Талдыка важно бродят черные аисты, которых я вижу еще первый раз в жизни, и часто вспархивают тоже никогда мною не виданные отайки, или золотые утки, — крупные птицы сказочной красоты цветов, чудно сверкающие на солнце багрянцем и золотом своих перьев.

Но для меня интереснее всяких птиц — идущие нам навстречу караваны. Видно, лето разжарило не на шутку нижние долины Малого Алая. Перекочевывающие в горы киргизы тянутся одни за другими. И у всех один и тот же порядок, и везде одни и те же картины: впереди гонят овец, коров, верблюдов, мужчины с воинственным видом верхами на конях, а на горбах тяжело нагруженных верблюдов, среди деревянных остовов кибиток, чангараков, свернутых в трубки войлоков, тюков с коврами, котлов и кувшинов — ярко-красные халаты и белые тюрбаны киргизок.

Креативные и оригинальные путешествия

Киргизы вековечные бродяги, и перекочевка для них не только необходимость, но и искреннее наслаждение. Весь их домашний скарб, весь быт их приспособлен к седлу и вьюку; у них все дорожное, все передвижное — и жилище, и мускулы, и сама душа.

Характерен ответ, который старая киргизка дала Вамбери, переодетому дервишем, спросившему ее, зачем они постоянно кочуют: «Мы не так ленивы, как вы, молла! нам не усидеть по целым дням на одном месте. Человек должен двигаться, потому что, посуди сам: солнце, месяц, звезды, вода, звери, птицы, рыбы — все движутся; только земля и мертвые остаются на месте!»

Креативные и оригинальные путешествия

Киргизка — больше хозяин верблюда, больше хозяин кибитки, чем сам киргиз. Киргизка, а не киргиз будет разбивать кибитку по приходе кочевников на облюбленное ими горное пастбище; киргизка будет навьючивать и развьючивать верблюда, киргизка погоняет его, поит и кормит, точно так же, как поит и кормит, обмывает и обшивает самого киргиза и его киргизят, начиная от его белой войлочной шапки до его бараньего тулупа и сарапая и кожаных чомбар.

Может быть, от этой постоянной грубой работы среди суровых условий природы, от этой всегдашней мужественной борьбы с нуждами и тягостями жизни, киргизская девушка, киргизская женщина с детства вырастают такими рослыми, сильными, смелыми и выносливыми, так похожи на мужчин выражением своего лица и складом своих костей, так самостоятельны и тверды характером.

У редких цивилизованных народов женщина пользуется таким огромным значением и уважением, какими пользуются среди киргизов их жены и матери. Они никогда не закрывают своего лица, как это делают всегда праздные и бесправные сартянки и таджички, и пользуются наравне с мужчинами правом свободно смотреть на других и показывать другим самих себя.

В общественных и семейных делах им принадлежит решающий и, во всяком случае, очень важный голос, и нельзя не удивляться, как могла образоваться такая поразительная разница в способностях, вкусах и положении по-видимому одной и той же азиатской и мусульманской женщины, какая является теперь между изнеженными, ни к чему не пригодными затворницами каких-нибудь турецких гаремов и этими мужественными и деятельными хозяйками киргизского кочевья.

Креативные и оригинальные путешествия

В некоторых киргизских аулах женщины даже решают дела, касающиеся исключительно женщин. Зависимость всей жизни киргиза от его женщин он выразил в очень меткой пословице, столько же насмешливой, сколько трогательной: "Если твоя жена зла, что пользы от спокойствия народа? если твой сапог тесен, — что пользы от обширности мира?

«Киргизка, составляющая в мирное время всю силу семьи, не остается бесполезною для нее в дни войн и междоусобий.

Женщины киргизов не раз вступали в рукопашный бой, храбро защищая свои кибитки от врага, вторгнувшегося в родной аул, и постоянно ухаживают за ранеными, родными и чужими; других докторов и сестер милосердия у кочевников нет.

В этом отношении рассказы древних авторов о храбрых амазонках, кочевавших около Каспийского моря, рисуют очень мало видоизменившийся образ жизни киргизских и туркменских наездниц.

Мужественность и деловитость кочевой женщины среднеазиатских пустынь поражали и европейских путешественников, посещавших в XIII столетии монгольские страны.

«Девки и женщины монголов ездят верхом и скачут так же, как мужчины, — рассказывает Плано Карпини в своей классической книге, которую мы уже не раз приводили. — Жены у них делают все: шубы, платье, башмаки, сапоги и всякую кожаную работу. Они же ездят на повозках и чинят их, также вьючат верблюдов. Они очень проворны и искусны во всех работах. Все они носят портки; некоторые стреляют, как мужчины».

Читая эти строки, думаешь, что итальянский монах, современник Чингиса, описывает теперешних киргизок. До того сохранили они в наши дни старинные монгольские обычаи.

Киргиз, несмотря на грубость своих нравов и на свой семейный деспотизм, обычайный у всех азиатов и у всех магометан, — очевидно, сознает великое значение женщины в своей жизни. Он украшает свою могучую помощницу самыми ласковыми именами, поистине очень нужными для такого дикаря, и очень мало подходящими к действительным качествам этих мужеобразных дам. Вы почти не найдете среди женских киргизских имен других названий, как Урюк (абрикос), Пистагуль (фисташковый цвет), Алва (халва, любимое лакомство азиатов), Карлыгас (ласточка), Джибек (шелк) и т. п.

Если встретится среди этих нежностей какая-нибудь Сарыкыз, то есть «желтая девушка», — то потому только, что в понятиях желтокожего монгола нет краше цвета, как желтый, для личика любимой красавицы.

Конечно, не нужно составлять себе из этого чересчур идиллических представлений о семейных добродетелях киргизского кочевника. Все-таки киргиз остается киргизом, азиат — азиатом, дикарь — дикарем.

Недаром он сочинил характерную поговорку на счет своего семейного быта: «Я могу бить свою жену, сколько мне угодно; а если убью, то заплачу хун».

Впрочем, если муж очень бьет свою жену, то род ее вступается и, в известных случаях, даже отнимает ее у мужа.Насколько женщина ценится киргизами, лучше всего доказывается тем, что до последнего времени за нее платился очень высокий калым.

Конечно, калым вообще служит признаком зависимости женщины, обращает ее в товар своего рода, в домашнее животное, которое можно покупать за деньги. Но тем не менее, размер калыма имеет свое несомненное значение.В прежнее время, когда киргизы владели огромными стадами и не были стесняемы в пастбищах, и когда, с другой стороны, участие трудолюбивой и энергической женщины в их постоянно тревожном и необеспеченном быту было особенно важно для них, — калым за невесту обыкновенно доходил до ста различных скотин, но теперь такой калым уже редкость, и чаще всего он не поднимается свыше 9–10 голов (1 или 2 верблюда, 4 лошади, 4 коровы).

При этом бедняки вместо коров и лошадей дают столько же мелкого скота, овец и коз, а иногда даже и лошадь вместо верблюда.

Киргизы, как истые азиаты, большие любители жен.Хотя магометанский писаный закон, шариат, не разрешает правоверному иметь более четырех жен, но народные обычаи, или адаты, по-киргизски «занг», — в этом отношении гораздо великодушнее и дозволяют мужу иметь столько жен, сколько пожелает душа его, «ибо жена — самка», оттого ей позволительно ходить с открытым лицом, как и прочим животным.

Понятно, что богатые киргизы более придерживаются любезного им занга, чем педантических правил шариата. «Разбогатеет сарт — строит дом; разбогатеет киргиз — набирает жен», — говорит туземная пословица.

Другая такая же пословица свидетельствует о семейных вкусах киргиза несколько с иной точки зрения: «Дом с детьми — базар, а без детей — мазар (т. е. могила)», — говорят киргизы.

Меня уверяли, что киргиз, у которого более четырех жен, живет брачно только с четырьмя; остальные обращаются в так называемые суфи, то есть, «воздержанные», — невольные монахини своего рода.

С каждою же из четырех действительных жен своих киргиз обязан по адату ночевать по очереди, а она, в свою очередь, обязана готовить ему в этот день кушанье и заниматься всем хозяйством; так что деликатный вопрос о разделении на четыре части семейных радостей и семейных обязанностей разрешен кочевым законодательством довольно просто и остроумно, по принципу: «любишь кататься, люби и саночки возить».

Впрочем, старшая, или любимая жена киргиза, — байбише — сохраняет над всеми остальными женами некоторое начальственное значение.Все эти полигамические вкусы узкоглазого монгола не мешают ему сваливать беду с больной головы на здоровую и оскорблять верных подруг своей жизни такими пословицами, будто «красивая женщина не может не быть развратницею».

Вероятно, чтобы избежать этого греха, киргизских женщин отдают замуж, а киргизских парней женят — очень рано.

В большинстве киргизских родов, малый в 12–13 лет уже считается совершеннолетним, а девушки признаются способными к брачному сожитию даже с 9 и 10 лет.

Правда, тут бывает большая разница — смотря из какой семьи жених или невеста. В богатых семьях, где едят много баранины и конины, где дети растут сыто и привольно, совершеннолетие наступает значительно ранее, чем среди голодающего и отощавшего населения.

В этом отношении замечательно, что дети мясников, даже и не богатых, — вполне приравниваются к богатым семьям, именно потому, что имеют частые случаи питаться мясом.

Бий Халмахаммед, как передает генерал Гродеков в своей прекрасной книге о юридическом быте киргизов и кара-киргизов, на предложенный ему по этому поводу вопрос отвечал очень искренно: «О других не могу сказать, а знаю только, что я с 12-ти лет достиг совершеннолетия, так как с тех пор стал способен быть отцом семейства. Другие, более слабые люди годятся только с 15-ти лет».

Алайские кара-киргизы, у которых мы только что гостили, чаще всего помолвливают своих детей, когда, им сравняется только один год, а иногда даже и до рождения ребенка. Но женитьба происходит все-таки в свое время, и не раньше, конечно, как жених в состоянии внести весь назначенный калым.

Невеста у киргизов считается собственностью не семьи ее, а целого рода. Если умрет жених, брат жениха имеет право взять ее; если умрет невеста, жених может взять за себя ее сестру.

Мстит за невесту тоже целый род. После того, как совершится торжественное заклание козла, в кибитке старшего брата невесты, — нечто вроде нашего обрученья, — жениху дозволяется ложиться со своею невестою, хотя еще без всяких брачных прав, и если он злоупотребит своим положением, то подвергнется жестокой мести со стороны членов оскорбленного рода.

Но самая оригинальная черта киргизской свадьбы — это злополучное положение несчастных сватов, подобного которому не встречается, кажется, ни у одного народа на земном шаре; их раздевают догола и с веревкой на шее таскают на посмешище всего народа; во время свадебного пиршества пришивают к кошмам, так что они двинуться не могут; вытаскивают из кибитки за ноги через верхнее круглое отверстие — чангарак, и вообще проделывают над ними самые непристойные шутки, причем женщины заигрывают их иногда до смерти, как уверяют исследователи киргизского быта.

Мне кажется, этот нелепый и возмутительный обычай — тоже родовая месть особого вида — безжалостно-шуточное возмездие со стороны рода за увоз принадлежащей ему ценности — невесты — главным виновникам этого добровольного похищения.

А перекочевывающие караваны между тем все чаще и чаще попадаются нам навстречу. Перекочевывают тоже, обыкновенно, целым родом.

Земля у киргизов и до русского завоевания, считалась общим добром всего племени, а теперь, по закону 12-го июня 1886 года, признана государственною собственностию, которую кочевники могут занимать под свои стада и кочевья в бессрочное пользование. Кочевки свои киргизы вообще называют «кушпек».

Зимовые стойбища их, более тесные и труднее находимые, отводятся каждому роду, а летовки, или летние кочевья, — по-киргизски «джейляу» — населению целого уезда без различия родов.

Летние кочевья киргизов бывают так обширны, что в сухое лето в пределах какой-нибудь Сырдарьинской или Ферганской области — иногда не хватает пастбищ для скота, и киргизам дозволяется в таких случаях перекочевывать даже в соседние области Степного губернаторства, где жары бывают не такие иссушающие и население не так тесно, в области Семиреченскую, Акмолинскую, Тургайскую.

Осенние же кочевья — «куздяу» — они находят у себя дома, где за лето успеет отрасти порядочная трава.

Креативные и оригинальные путешествия

Собственно говоря, земля не имеет никакой цены в глазах киргиза, и, вероятно, было время, когда все народы, обитавшие в сухих равнинах, относились к ней так же. Ценится высоко кочевником только вода и труд.

Здесь продают и покупают не землю, а воду, да сколько-нибудь осязательные плоды человеческой работы.Арык, колодезь, деревья, постройки, — вот что всегда считалось у киргизов личною наследственною собственностию и на что получались, взамен купчих и данных, ярлыки ханов или судебные приговоры биев.

Пастбища же, сенокосы и даже пашню свою кочевники бросают, отъезжая, нисколько не заботясь поддерживать свое jus primi occupantis.

Но если род вырыл кудук или арык, торжественно заклав над ним козла или барана и принеся таким образом «кудаи» (т. е. жертву богу), — то уж этот арык или колодезь делался на веки вечные собственностью рода, не прекращаемою никакими земскими давностями.

Ханы считали себя обязанными выдавать родам ярлыки на их арыки, летовки и зимовки, причем и летовка и зимовка непременно обозначались в одном и том же ярлыке, так как одна без другой они теряли всякое значение.Передвижение кочевников с зимовок на их горные джейляу, — картиною которого я теперь любуюсь глазами художника, — очень важное событие в жизни кара-киргиза.

Под перенос кибитки выбираются самые сильные животные. Большую кибитку поднимают обыкновенно пять верблюдов, для небольшой — достаточно и трех.Накануне выхода с зимовника устраивается общее угощение, где обильно истребляется куйрук (курдючное сало), каймак (топленые сливки), айран (кислое овечье молоко с водою), крут (кислый овечий сыр), кужа (каша из проса), мясо баранов, коз и лошадей.

Впрочем, по убеждению киргизов, мясо, до которого они большие охотники, вовсе не есть лучшая пища для человека. Напротив того, они считают самою чистою и полезною пищею хлеб и виноград, и уверяют, что сам Аллах признал это, сказав людям: «Если бы я мог употреблять яства, я бы ел только хлеб и виноград». Остальные плоды тоже считаются «пищею рая», мясо же, по понятиям киргиза, не из рая, а из остатков глины после сотворения Богом первого человека.

В этих наивных взглядах кочевника нельзя не видеть искаженного отзвучия древних библейских сказаний о рае, исстари распространенных среди народов Азии.

Мясо овцы и козы считается у киргизов лучшим; лошадь сотворена, по их убеждению, из воздуха — «ель», оттого она и обладает быстротою и легкостью. Верблюда киргиз режет только в исключительных случаях, когда он отправляется на паломничество в Мекку и приносит Аллаху умилостивительную жертву.На пиршествах киргизов непременно участвует и музыка. В кибитках алайских кара-киргизов мы везде видели висящие на стенах туземные балалайки — домбра, скрипки — кобза и дудки — сабызга. Почти всякий киргиз умеет играть на чем-нибудь. Кроме музыки и песен неизбежною забавою их пиров служит также их любимая байга — отчаянная борьба между собою молодых парней.

Креативные и оригинальные путешествия

Когда прощальное пиршество окончится, зажигают на краю зимовки два костра и становят между ними какую-нибудь седоволосую старую ведьму, — хранительницу родовых преданий и обычаев.

Старуха, творя причитанья, разбивает тыквенный кувшин, по-киргизски «кабак» — откуда, вероятно, произошло и наше название «кабачков» для мелкой породы тыкв, из которых на юге приготовляют очень вкусное кушанье.

«Как разлетелся в куски этот кувшин, так пусть разлетятся все наши печали!» — торжественно провозглашает старуха и, взяв за повод нагруженных верблюдов, первая выводит их из зимнего стойбища.

Присутствующее киргизы начинаюсь перепрыгивать через костры и кричать вслед за старухой: «Алас, алас!» (прочь, прочь!). Когда на другой день выступят из зимовища, то верст через 5-ть или 6-ть делают остановку, разбивают опять юрты, режут лошадей, баранов и устраивают новое «кудаи» Аллаху. При заклании животных старшина рода молится: «Да будем мы так же счастливы на новом месте, как были счастливы на старом!»

Впереди каравана посылаются заранее разведчики из самых опытных стариков.

Разведчики, отыскав колодезь, который должен служить средоточием будущего кочевья, ставят «бельчи» — или «признаку», как говорили у нас в старину, — втыкают копье, оставляют какую-нибудь свою вещь, связывают пучком траву около колодца, а чаще всего чертят на земле тамгу своего рода, — и уже после этого ни один киргиз не остановит своих верблюдов на захваченном пастбище.

Тамга, от которой произошло наше старинное русское слово «таможня», — служит самым верным признаком пребывания рода в известном месте. Тамга — это условный знак, тавро, печать, заменяющая и герб, и подпись для киргизских родов.

Если на каком-нибудь камне или памятнике отыщется тамга известного киргизского рода, то не может быть никакого сомнения, что род этот когда-нибудь кочевал здесь и поставил эти памятники.

Каждый из 92-х узбекских родов, — которых мы, русские, смешиваем под общим названием киргизов, — имеет особую тамгу, ведущую свое начало с незапамятных времен. По преданиям киргизов, тамга была придумана в старину для того, чтобы 92 брата, родоначальники узбекских родов, — могли различать свой скот от скота других братьев.

До сих пор тамга эта выжигается здешними киргизами и кара-киргизами — на всякой скотине. На лошади и верблюде она выжигается всегда слева, так как садятся на них с левой стороны. Но один род выжигает тамгу на голове, другой на боку, на плече, на животе, на ляжке и т. п.

Общая тамга служит в некотором смысле объединяющим знаменем для киргизов одного рода. Значение этих древних родов хотя и сильно расшаталось после русского завоевания, но все-таки продолжает быть главным общественным началом в жизни киргизов.

И киргизы, и кара-киргизы все называют себя узбеками, и список 92-х основных узбекских родов с небольшими видоизменениями распространен во всех киргизских аулах.Степные киргизы, впрочем, хотя и признают кара-киргизов узбеками, но отделяют их в совершенно особое племя и уверяют, будто они произошли от калмыков и даже от собак.

Мне кажется, такой взгляд степных киргизов на своих горных собратьев достоин серьезного внимания. Уже и при первом взгляде на кара-киргиза бросается в глаза его сильная «калмыковатость» сравнительно с другими кочевниками Туркестана. Кара-киргиз смотрит гораздо больше монголом, чем степной киргиз и сарт. В то же время кара-киргиз гораздо храбрее степного киргиза, или казака, как они величают сами себя, и независимее его по своему духу.

Креативные и оригинальные путешествия

Из этих сопоставлений можно, пожалуй, вывести заключение, что кара-киргиз, быть может, есть прямой потомок монгола-завоевателя, гораздо менее смешавшийся с побежденными тюркскими народностями, чем киргиз-казак, чему, конечно, немало могло способствовать и их труднодоступное место жительства в горных трущобах Алайского и Ферганского хребтов.

Замечательно, что среди кара-киргизов нет привилегированного сословия, так называемых тюрей, или «белой кости» («ак-суек» по-киргизски).

Тюри считаются потомками Чингисхана (и в тоже время, непостижимым образом, потомками халифа Аббаса) и имеют, а особенно имели прежде, среди киргиз-казаков почти такое же значение, как наше дворянское сословие имело среди крестьян и купцов крепостной эпохи.

Они всегда были наследственными вождями племени, пользовались большим почетом и важными преимуществами в правах собственности. До последнего времени браки между «белою костью» — «ак-суек» — и «черною костью» — «кара-суек» — считались великим позором для тюрей; женщина «белой кости», выходившая замуж за «черную кость», подвергалась проклятию и лишалась своих сословных льгот.

При графе Сперанском возникла мысль привести в известность народные обычаи киргизов, подвластных России, и составить общий свод этих адатов.

Свод этот, напечатанный на киргизском языке, хранился во 2-м отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, и профессор Самоквасов в 1876 году издал по сохранившимся копиям его «Сборник обычного права сибирских инородцев» с специальным приложением к нему «Обычаев киргизов» (Большой и Средней орды). Так как материал для этого сборника собирался при помощи киргизских старшин, то султаны и бии их, принадлежавшие к сословию тюрей, по-видимому, широко воспользовались представлявшимся им удобным поводом усилить и закрепить свои сословные привилегии на счет простого народа, выдавая за старинные обычаи многое такое, что только было с их стороны случайным злоупотреблением или даже просто мечтою будущего.

По крайней мере, местные исследователи этого вопроса, как, например, известный знаток киргизского быта генерал Гродеков, прекрасной книгой которого «Киргизы и кара-киргизы» мы главным образом пользуемся в настоящем случае, — предполагают, что жестокие наказания и даже смертная казнь за оскорбления и нарушение преимуществ «белой кости» людьми «черной кости» — введены в сборник адатов по выдумке самих киргизских старшин, которая не могла быть проверена составителями сборника за отсутствием среди русских исследователей того времени хорошо подготовленных знатоков киргизского языка и обычаев.Может быть, этими же обстоятельствами следует объяснить и включение в сборник киргизских адатов таких жестокосердых и фанатических правил, совершенно не подходящих к обычной терпимости и маловерию степного кочевника и так странно звучащих в книге законов христианского государства, как «лишение живота за поругание своего закона», в случае принятия киргизом христианства, или «повешение 7-ми человек» из членов рода за убийство одного ходжи, которые, подобно султанам и биям, принадлежали к «белой кости» и почитались потомками сподвижников пророка. Смертная казнь полагалась по этому сборнику даже и за такой нисколько не уголовный проступок, как вступление в брак сына или дочери без ведома родителей.

Мы, русские, всегда отличались излишнею доверчивостью и излишнею снисходительностью к разным инородцам, входившим в состав нашего огромного царства. На Кавказе, в Сибири, в Киргизских степях мы делали те же ошибки, как и в балтийских провинциях, Финляндии и Польше, освящая могучею поддержкою государства, без серьезной проверки и изучения подлинных обстоятельств дела, разные неправые притязания и случайные злоупотребления господствующих сословий, составлявших в сущности ничтожное меньшинство народа; мы наивно воображали, что приобретаем себе верных сторонников в тех руководящих слоях новоприсоединенной народности, которых мы щедро награждали присвоенными ими себе льготами, — а вместо того в них именно и встречали каждый раз самых упорных противников русской государственности, самых горячих друзей всякого рода обособленности местного края от России.

Такими недальновидными простаками являлись мы до последнего времени относительно польских панов, остзейского рыцарства, финляндских сеймов, сибирских шаманов, горских князей Кавказа, — такими же оказались мы и по отношению к ходжам и султанам киргизских орд.Впрочем, в последнее время, после покорения Туркестана и устройства киргизских орд на новых началах, привилегии «белой кости» уже не признаются русским законом, да и в жизни туземцев они потеряли прежнее значение.

С 1867 года русское правительство разделило киргизские орды по уездам, волостям и аулам, и вместо наследственных родовых старшин установило выборных волостных старшин и аульных сельских старост (аксакалов), чтобы ослабить среди киргизов прежнее значение рода и «белой кости», слишком близкое к старым порядкам их быта и слишком поэтому мешавшее слиянию киргизов с остальным населением империи.

Это нанесло несомненно глубокий удар родовому быту киргизов. Хотя под видом выборных волостных старшин пока еще выдвигаются большею частью те же наследственные вожди родов, имеющие еще огромное значение среди населения, и хотя вопреки административному раздроблению рода на волости и аулы и искусственному соединению в одной волости частей из различных родов, — в каждой волости пока распоряжается беспрепятственно господствующий род, — но все-таки нельзя не видеть, что новые начала заметно бродят в народной массе и вызывают все чаще и чаще явления нового характера, несомненно видоизменяя взгляд народа на значение и рода, и «белой кости», приучая его все больше к равенству перед законом и к господству над всем государственного интереса.

К сожалению, эти новые начала невольным образом расшатали те старые нравственные устои, на которых до сих пор покоилась сколько-нибудь твердо общественная и семейная жизнь кочевников. Выборное начало внесло с собою возмутительную продажность, недобросовестность, дух смуты и интриг. Почтение к старшим членам рода, послушание родителям, страх перед судом, религиозное благочестие, — все эти полезные нравственные тормозы человека заметно ослабели среди киргизов и развязали руки более дерзким и корыстным из них. Но это, кажется, неизбежная ступень, через которую приходится проходить всякой народности, вырастающей из пеленок патриархального быта и призываемой к более широкой гражданской жизни. Поэтому и смотреть на эти печальные явления следует без малодушия и отчаяния, с твердою верою, что временная болезнь роста окончится в свой срок, и что нужно только зорко следить за ней и не колеблясь применять против нее подходящие лекарства.

23

Самый большой ледяной отель

История в Архитектуре

В текущем году родоначальник отелей изо льда — ICEHOTEL — отмечает своё 25-летие. Стоит отметить, что объект до сих пор удерживает статус самого большого и посещаемого среди аналогов.

История в Архитектуре

ICEHOTEL расположен в шведском населённом пункте Юккасъярви на севере страны. Отель действует в период с декабря по апрель. Ежегодно лучшие дизайнеры мира создают уникальный интерьер ICEHOTEL, так что постояльцам интересно посещать его снова и снова.

История в Архитектуре

На его территории, помимо арт-номеров из снега и ледяных блоков, неизменно имеется церковь, где часто происходят торжественные церемонии бракосочетания, бар и ресторан, где блюда и напитки подаются исключительно в посуде из замершей воды.

История в Архитектуре

Каждую зиму художники со всего мира собираются в Юккасъярви на севере Швеции для арт-проекта, который стала известен как Ледяной Отель. Это первый и самый большой отель в мире, построенный из снега и льда. Юккасъярви – это небольшая деревня на севере Швеции с населением 900 жителей и около 1000 собак.

История в Архитектуре

Каждую зиму около 50 000 посетителей со всего мира приезжают посмотреть на Ледяной Отель, чтобы испытать спокойствие, северное сияние, и поучаствовать во всех мероприятиях, предлагаемых в пустыне в 200 км от Полярного круга. Инфраструктура охватывает 5500 квадратных метров и построена из 2000 тонн льда из реки Турне и 30000 тонн «снайса», смеси снега и льда, который укрепляет структуру.  Далее Вы увидите основные моменты конструкции этого сезона и творения от художников по всему миру.

История в Архитектуре

Кстати, прототип ледяного отеля появился когда-то именно по инициативе туристов. Во время проведения традиционной выставки ледяных скульптур в деревушке Юккасъярви в 1989 году (это в Лапландии, 200 км от Полярного круга) группа путешественников решила заночевать в избушке, сложенной из ледяных блоков. Оказалось, что внутри не так уж холодно, а красоту первых утренних лучей солнца, преломляющихся в толще ледяных стен, просто невозможно описать.Теперь на этом самом месте стоит не просто избушка, а настоящий ледяной отель – Jukkasjarvi. Ледяной отель – сооружение недолговечное, каждую зиму его приходится отстраивать заново. Потому что весной Jukkasjarvi сбегает ручьями в соседнюю речку Торн. Строительство начинается в ноябре, а уже в декабре Jukkasjarvi открывается для гостей.

История в Архитектуре

Сюда любят приезжать под Рождество: в Сочельник здесь возводят ледяную часовню, которую торжественно освящают в рождественскую ночь. Ночью стены отеля подсвечивают разноцветными огнями, а днем он переливается, как кристалл. В отеле одновременно могут проживать 100 постояльцев, ежегодно здесь бывает 30 тыс. человек. Вся мебель в номерах сделана из льда, кровать представляет собой ледяной подиум, устланный оленьими шкурами. Всем гостям выдают спальные мешки на меху или на пуху. Но чтобы не замерзнуть, перед сном гости обязательно заходят в местный бар «Абсолют», тоже полностью высеченный из блоков самого прозрачного в мире льда.Собираясь поселиться в ледяном отеле, отдельной строкой в свой бюджет стоит занести неминуемые траты на алкоголь. В стоимость проживания в Jukkasjarvi включен только утренний глинтвейн, который подносят каждому гостю в ледяную постель.

История в Архитектуре

Строительство отеля представляет собой круглогодичный процесс. В марте и апреле 4000 тонн льда собирают из реки Турне и хранят в холодильниках в течение лета. Строительство происходит в ноябре и декабре, и весь Ледяной Отель открыт с декабря до середины апреля, когда структура начинает медленно таять и возвращаться в реку Турне.

История в Архитектуре

За сказочную красоту отеля приходится расплачиваться некоторыми бытовыми неудобствами. Например, санузел находится в другом здании, до которого надо идти по улице. В номере нет телевизора и электричества. Два года назад в 20 минутах езды от Квебека (Канада) открылся ледяной отель, выстроенный по образцу шведского. Реконструкция отеля площадью 1000 кв. м каждую зиму обходится в $520 тыс. В нем 30 номеров, обставленных резной ледяной мебелью. Стены главного зала украшены изысканными рисунками и канделябрами, разумеется, тоже ледяными.

История в Архитектуре

Здесь есть две художественные галереи, в которых выставляются ледяные скульптуры, кинотеатр, часовня для совершения свадебных обрядов и бар, который больше напоминает каток. Отель разделен на три сектора, каждый из которых предлагает свою программу пребывания. В первом можно остановиться на несколько дней в отдельном номере, второй сектор рассчитан на отдых компанией от пяти до десяти человек. А в третьем проводятся массовые мероприятия – банкеты по поводу новогодних торжеств, детские праздники, дни рождения и концерты.

История в Архитектуре

Экзотика обходится недешево, и ледяной отель не исключение – цена номера достигает 500 долларов за ночь.  Спать и сидеть придется исключительно на ледяных изделиях, ведь вся мебель, включая кровати, стулья и столы, ледяная, ситуацию несколько смягчает наличие оленьих шкур. Про душевую кабину можно забыть, зато имеется сауна. К развлечениям можно отнести рыбалку, охоту, ныряние в прорубь, обтирание снегом.

История в Архитектуре

Все строение целиком выполняется из замерзшей воды, вплоть до сводов и перекрытий, обогрева там не может быть по умолчанию, зато предусмотрен традиционный, испытанный и проверенный веками метод повышения внутреннего градуса — горячительные напитки. Бар «Абсолют» предлагает широкий ассортимент выпивки, а противникам алкоголя придется довольствоваться горячими чаем и кофе.

История в Архитектуре
История в Архитектуре
История в Архитектуре
История в Архитектуре
История в Архитектуре
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
/infoglaz.ru/

24

Круглые города: пригороды Копенгагена

Земля - дом родной!

Жилые участки в пригороде Копенгагена Брондбю. Дания.

Откуда это стремление к круглым поселениям ? Наверное вот ответ:

Земля - дом родной!

Круглые концентрические форты Дании — наверное самое впечатляющее и необычное явление Эпохи викингов. Первым найденным фортом стал Треллеборг — его раскопали археологи около 60 лет назад. Он расположен на мысу между двух рек и для того, чтобы создать фундамент для такого строго геометрического форта, необходимо было перенести на это место огромное количество земли.

Треллеборг состоит из круглого основного форта и внешних укреплений. Основной форт составляет 134 метра в диаметре, обнесен валом по окружности, имеет четыре входа соединенных между собой дорожками и делящих внутреннюю территорию на четыре равных части.
Каждая четверть содержит по блоку из четырех длинных домов, расположенных вокруг внутреннего двора.

Во внешних укреплениях, также обнесенных валом, находилось еще 15 зданий, выстроенных параллельно, и кладбище.

Длинные дома Треллеборга (их было около 30) имели почти 30 метров в длину и все были сделаны из дерева. Много дерева также использовалось для усиления укреплений основного внутреннего форта, который был обнесен деревянным частоколом и снаружи и внутри.

Земля - дом родной!

Треллеборг был построен около 980 года, во время правления Гаральда Синезубого, который также считается строителем других крупных строений Эпохивикингов.

Размеры форта и его строгий геометрический план, в котором, похоже, ничего не было оставлено без внимания, свидетельствуют о том, что в Дании в то время уже была сильная королевская власть, которая могла мобилизовать значительные ресурсы для подобного строительства.

Военные функции Треллеборга, как и других подобных фортов, вероятнее всего объединялись с административными и торговыми, чтобы составить оплоткоролевской власти по всей стране.

Это подтверждается находками в захоронениях Треллеборга. В основном это могилы молодых мужчин, но иногда встречаются захоронения женщин и детей, что дает возможность предположить,что в форте жили семьи.

Фюркат

Расположенный на небольшом мысу, выдающимся в широкую речную долину, форт Фюркат (Fyrkat) практически идентичен форту Треллеборг. Оба построены по одинаковому строгому геометрическому плану — круглый вал с четырьмя воротами, соединенными между собой проложенными дорожками так, чтобы они делили внутреннюю площадь на четыре равные части. На территории каждой четверти находился блок из четырех зданий, составлявших каре с внутренним двором.

Земля - дом родной!

Форт Фюркат (Fyrkat) был сооружен в 980 г. Диаметр территории крепости — 120 м, ширина вала — 13 м, ширина рва — 7 м. Крепость построена по строгому геометрическому плану — круглый вал с четырьмя воротами, соединенными между собой проложенными дорожками так, чтобы они делили внутреннюю площадь на четыре равные части. На территории каждой четверти находился блок из четырех зданий, составлявших каре с внутренним двором. Т.о., внутри крепости размещались 16 длинных домов. Но скорее всего, только одно из четырех зданий в каждой четверти использовалось как жилое. Один из таких длинных домов был реконструирован снаружи от крепостного вала — 28,5 метров длиной — этот дом построен исключительно из дуба.

Земля - дом родной!

Всего же в крепости Фюркат реконструировано 9 домов. Захоронения, найденные сразу за круглым валом, свидетельствуют о том, что крепость населяли и мужчины, и женщины, и дети. Начиная с 1986 г. и до настоящего времени, каждый год на территории крепости проходит Театральный Фестиваль (Fyrkat Theatre Performance). Актеры разыгрывают сцены из жизни далеких предков, здесь поют песни, готовят блюда по старинным рецептам… Семьи приезжают в длинный дом, чтобы почувствовать дух эпохи и пожить здесь так, как жили во времена викингов — и днем, и ночью. В остальное время года в крепости Фюркат кипит повседневная жизнь викингов — выпечка хлеба, стрельба, прядение… В общем, все то, что может наглядно рассказать Вам о том, каким был быт викингов и каковы были их каждодневные будни.

Фюркат отличается от Треллеборга только размерами — Фюркат несколько меньше, и у него нет внешних укреплений. Оба форта были построены примерно в одно время — около 980 г. Относящиеся к Фюркату захоронения свидетельствуют о том, что его населяли и мужчины, и женщины, и дети. Только одно из четырех зданий в каждой четверти позже использовалось как жилое.

Длинный дом викингов.

Археологические находки свидетельствуют, что другие здания использовались как кузницы, кладовые, конюшни, мастерские золотых и серебряных дел мастеров.

Недалеко от Фюрката в Ворбассе (Vorbasse) были найдены остатки процветавшей фермы времен Эпохи викингов.

/infoglaz.ru/

25

Кокосовый дворец

Земля - дом родной!

Кокосовый дворец, пожалуй, самое скандальное здание на всех филиппинских островах. Построенный специально к приезду Папы Римского Иоанна Павла II в 1981 г., который, кстати, отказался здесь жить, он обошелся казне страны в астрономическую по тем временам сумму. А все благодаря «неслыханной щедрости» жены тогдашнего диктатора Филиппин Имельды Маркос. Мадам проявляла исключительные способности транжиры и была знаменита своей тягой к бриллиантам и путешествиям в сопровождении 200- 300 чемоданов. Для дворца, в котором должен был остановиться Иоанн Павел II, первая леди не пожалела 10 млн USD. А скромный Папа сказал, что было бы неправильным размещаться в роскошном дворце, в то время как вся остальная страна прозябает в нищете.

Позже архитектор Франсиско Маноза сделал заявление, что дворец, дескать, строился и вовсе не к приезду Папы, а просто так, для красоты. Сегодня в «Тахананг Филипино», что означает «Филиппинский дом», находится официальная резиденция вице-президента страны.

Земля - дом родной!

Кокосовый Дворец построен в 1978 году из нескольких видов филиппинской древесины, скорлупы кокосового ореха и специально разработанного кокосового пиломатериала. Каждая из семи гостевых комнат второго этажа названа в честь какого-либо филиппинского региона и содержит несколько предметов ручной работы, производимых в этом регионе. Например, в комнате Пампанга можно увидеть статую, сделанную из лахара – селевого потока с горы Пинатубо. Комната Марави представляет мусульманский остров Минданао, а в комнате Горной Провинции хранятся артефакты местных аборигенов. Прежде чем стать официальной резиденцией вице-президента страны, дворец был известен как место проведения свадебных церемоний.

Земля - дом родной!

Здание дворца имеет форму восьмиугольника, а крыша выполнена в виде традиционной филиппинской шляпы «салакот». Отличительной особенностью внутреннего убранства дворца являются канделябр, сделанный из 101 скорлупы кокосового ореха, и обеденный стол, изготовленный из 40 тысяч крохотных кусочков инкрустированной скорлупы. Сегодня Кокосовый Дворец считается одним из самых удивительных строений Культурного Центра Филиппин благодаря своей архитектуре и интерьерам. А его название отражает мнение филиппинцев о том, что именно кокос является настоящим «деревом жизни». В дизайне, форме и украшениях дворца используются все элементы кокоса – от корней до ствола, коры, плодов, цветов и скорлупы. В этом здании в разные годы останавливались президент Ливии Муаммар Каддафи, голливудская актриса Брук Шилдс и американский актер и режиссер Джордж Гамильтон.

Земля - дом родной!

Крыша же выполнена в стиле традиционной филлипинской крестьянской шляпы «салакот». ТаханангФилипино удивительное и не имеющее аналогов здание. Об этом говорит как его строение, так и внутреннее убранство. Дизайн и архитектура совмещают в себе все элементы кокосовой пальмы, там присутствуют и корни со стволом, и плоды с цветами, и кора со скорлупой. Дворец украшают такие уникальные вещи как: сделанный из 101 кокосовой скорлупы канделябр, а 40 тысяч маленьких кусков инкрустированной скорлупы кокосового ореха легли в основу обеденного стола.
На данный момент Кокосовый Дворец является самым удивительным местом на Филиппинах. А местные жизни благодаря ему до конца уверовали в то, что именно кокос и не что иное — «деревом жизни».

Земля - дом родной!

Это здание обрамляет прекрасный сад бабочек и сад орхидей, делая это место еще более удивительным и неповторимым. Наверное, именно поэтому Кокосовый Дворец становился местом пребывания таких известных личностей как: президента ЛивииМуаммар Каддафи, актрисы Брук Шилдс, актера и режиссера Джордж Гамильтон.

А еще кокосовая пальма имеет еще одно название – «дерево лентяев», и все потому, что практически все его части нашли применение у людей. В быту это дерево – вещь абсолютно незаменимая (для жителей тех мест, конечно же), а каковы полезные свойства кокоса!

Кокосовая пальма – растение, в дикой природе растущее в тропиках, но люди, зная о пользе кокосов, выращивают ее и на своих землях (конечно же, в странах с теплым климатом).

Земля - дом родной!

Тепло, песок и соленая вода – вот что нужно для этого растения! Пальмы в таких местах прекрасно растут, плоды вызревают, падают в воду и течения разносят их к другим берегам, где они прорастают и спустя время превращаются в новые красавицы – пальмы. Соль для пальм необходима. Чем дальше от океана растет растение, тем меньше по размеру вырастает, а виной всему – малое количество добытой из песка соли.

Специалисты считают, что кокос нельзя назвать орехом – это плод кокосовой пальмы с твердой водонепроницаемой оболочкой.

Еще одно уточнение – кокосовая пальма не является деревом. Ботаники классифицируют ее как многолетнее древесное растение, так как у нее нет ни коры, ни ветвей.

Земля - дом родной!

Слово «кокос» произошло от португальского «coco», что значит – «обезьяна». И дело вовсе не в любви приматов к плодам этой пальмы, а в том, что люди увидели в них сходство с мордами обезьян. Якобы пятнышки на кокосах очень напоминают обезьянью физиономию. Отсюда еще одно название кокоса – «мартышкин орех». На мой взгляд, нужно отдать им должное – воображение у них было выше всяких похвал!

Почему и кто назвал пальму деревом лентяев? Да потому что, не прилагая никаких усилий, люди могут использовать ее дары в абсолютно разных сферах жизни. Кокосовые пальмы не нужно поливать, обрабатывать или делать с ними еще что-то для того, чтобы они росли и плодоносили!

Такое название кокосовой пальме дали миссионеры, которые сочли, что пальма самым прямым образом способствует развращению местного населения, делая его ленивым потребителем. А человек должен трудиться, зарабатывая свое пропитание! А здесь что? Подобрал кокос, разбил его и наелся!

Земля - дом родной!

Удивительный факт. Миссионеры даже одно время заставляли местное население вырубать пальмы, но это ни к чему не привело.

Аборигены используют пальму в пищу. Из кокосов делают вино, уксус, вкусные прохладительные напитки, варят варенье; из молодых листьев и почек делают салаты.

Мякоть кокосов – копру – вырезают, сушат и используют при приготовлении салатов, кондитерских изделий и в выпечке. Также в кулинарии используется кокосовая мука.

Земля - дом родной!

В незрелых кокосах внутри содержится кокосовая вода, хорошо утоляющая жажду. Когда они созревают, в них появляется жир и сок превращается в молоко. А кокосовое молоко – очень вкусный напиток и кладезь полезных веществ!

На Филиппинах очень популярен спиртосодержащий кокосовый напиток из бутонов цветков пальмы.

Из кокосовой пальмы добывают масло, его используют в кулинарии. Также из него после переработки получают мыло, которое является топливом для ламп.

Земля - дом родной!

Снаружи кокосы «волосатые» — они покрыты толстым слоем волокна, называемого «койра», то есть «веревка». Койра очень прочная и влагонепроницаемая, поэтому срок службы изделий из нее очень высок. Койру сдирают с плодов, а потом из него делают канаты, бумагу и наполнители для матрасов. Процесс превращения кокосового волокна в продукт довольно длительный. Койру сначала вымачивают в воде (чуть менее года), затем тщательно высушивают, а после пропитывают латексом для придания прочности. И лишь после этого волокно готово к использованию.

Земля - дом родной!
Некоторые племена раньше из коры делали доспехи.

Земля - дом родной!
Твердая оболочка кокосов идет на изготовление посуды. Казалось бы, в наше время можно что угодно купить в магазинах, но, согласитесь, кокосовая посуда — чайнички, чашки и тарелки — не лишена колорита!

Земля - дом родной!
Из стволов этих пальм производится кокосовая мебель – столь же колоритная и прочная. Также древесина идет на производство досок. Из оставшихся опилок делают чернила, а из листьев плетут корзины.

Земля - дом родной!
Самое грандиозное, что сделано из кокосовой пальмы и известно всем, это кокосовый дворец в Маниле. Его возвел (не самолично, конечно же) бывший президент Филиппин Маркос к визиту в страну папы Римского Иоанна Павла II. Строительство дворца обошлось казне в десять миллионов долларов. Но самое интересное то, что все было напрасно. Папе дворец не понравился (он счел его слишком роскошным при нищем народе страны), он отказался в нем жить и переехал в недорогой отель.

Но, пожалуй, самое ценное в кокосах – их лечебные свойства. В них много витаминов (А, В и С), минералов, углеводов, белков, органических кислот и масел. Кокосы обладают бактерицидными свойствами, оказывают тонизирующее действие, их мякоть улучшает зрение и пищеварение, повышает жизненный тонус. Ее используют для профилактики сердечных заболеваний, при переутомлении, нервных болезнях. Кокосовое масло очень полезно для печени и желудка, оно заживляет раны на коже, лечит дерматиты и экзему.

Используют кокосы и в косметологии. Кокосовое молочко и мякоть улучшают состояние кожи, препятствует ее старению и помогают избавиться от угрей. Не случайно, как гласит легенда, Клеопатра любила принимать ванны из кокосового молочка с добавлением молока ослиц! Кроме того, кокосовое молочко — отличный ополаскиватель для жирных волос. А кокосовое масло хорошо питает кожные покровы, помогает избавиться от перхоти и входит в состав некоторых средств для снятия макияжа.

Кокосы при умелой обработке становятся настоящими шедеврами. Из них мастера делают великолепные поделки и скульптуры, но это, как мне кажется, достойно отдельного рассказа.

Земля - дом родной!
Используются кокосы и в танцах. На Филиппинах очень популярен танец maglalatik, в котором мужчины пляшут в костюмах, украшенных кокосовой скорлупой.

Кокосы, если так можно сказать, — природные убийцы. Ежегодно от их ударов погибает более ста пятидесяти человек.

Земля - дом родной!
Но ведь не всегда кокосы сами падают на землю, как правило, их приходится доставать с верхушек пальм. Но как? Если это делают люди, то они забираются к вершине пальмы по специальным насечкам на стволе. Но зачастую на помощь им приходят дрессированные обезьяны. Одна мартышка может достать до 700 плодов в день!

Земля - дом родной!

Любят кокосы и раки, а точнее один их вид – пальмовый вор. Они находят упавшие плоды, легко раскалывают их своими мощными клешнями и съедает их мякоть. Вот тут подробнее мы обсуждали этого КОКОСОВОГО КРАБА

Земля - дом родной!
/masterok.com/

26

Туркменистан: самое большое в мире колесо обозрения!

История в Архитектуре

Сейчас я вам кое-что расскажу, ВЫ ТОЛЬКО НЕ СМЕЙТЕСЬ (как сказал бы Задорнов)... Туркменистан может гордиться не только своим мудрым правителем, великим Бердымухамедовым, но и самым большим колесом обозрения! Сейчас Сингапур, Лондон и даже Мельбурн поперхнулись: "Как это самое большое, самые большие же у нас были?!" Нет, самое большое в Ашхабаде, правда, с оговоркой... Это самое большое закрытое колесо обозрения!

Его открыли в Ашхабаде в 2012 году. "Закрытое" – не из-за того, что у него застекленные кабины или что в нём могут кататься только чиновники. Просто оно находится внутри здания культурно-развлекательного центра "Алем"!

"Алем" ("Космос"), как и почти весь "туристический" Ашхабад, построила турецкая компания "Полимекс". В описании к проекту сказано, что колесо обозрения, несмотря на свою закрытость, "открывает полный панорамный вид на город". Всего на колесе высотой 55 метров 24 кабинки, в каждой могут поместиться 8 человек. Колесо встроено в стальную конструкцию в виде диска диаметром 57 метров.

Открывал центр, как и положено, лично Бердымухамедов. Вот как это описывается на сайте "Туркменистан: золотой век":
"Президент страны вместе с детьми прошел в кабину огромного колеса обозрения, его примеру последовали и остальные участники церемонии открытия. Отсюда, с колеса обозрения, символизирующего здесь вечный круговорот во Вселенной, лидер нации осмотрел открывающуюся великолепную панораму города Ашхабад.

Гигантское колесо обозрения, установленное над рестораном центра, рассчитано на 24 шестиместные кабины. Огромная стальная конструкция благодаря художественному оформлению в форме звезды Огузхана и ажурным украшениям в виде национальных гелей выглядит очень нарядной и как будто парящей над массивным постаментом, напоминая колоссальный циферблат солнечных часов, увенчанный 17-метровым шпилем. Специальное оборудование позволяет поддерживать оптимальный микроклимат внутри кабин, из которых можно созерцать прекрасные виды день ото дня преображающейся столицы".


Расскажи мне кто про это раньше, не поверил бы. Они реально запихнули колесо обозрения в чехол, чтобы оно стало самым большим...
История в Архитектуре

Внутри обычное колесо обозрения, только из-за массивных конструкций вокруг чувствуешь себя внутри часового механизма.
История в Архитектуре
История в Архитектуре

Вот такие виды открываются через стекла кабинок...
История в Архитектуре
История в Архитектуре

Колесо стоит на отшибе, и ничего вы не увидите с него.
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Ночной "Алем"
Креативные и оригинальные путешествия

/varlamov.me/

27

Плавучие рынки в Азии: 13 колоритных фотографий

Креативные и оригинальные путешествия

Чтобы по-настоящему узнать страну, нужно отправиться на рынок. Национальная кухня, сувениры, колорит – все это в полной мере раскрывается именно там. В Азии рынки – особое место. Здесь торговцы располагаются прямо на воде, используя лодки вместо прилавков. Выглядит это увлекательно и необычно для нас, возможно, именно поэтому Таиланд, Индонезия и Вьетнам столь любимы путешественниками из России.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Плавучие рынки сформировались не просто так, всему виной – влажный климат и обилие рек. Раньше лодки были единственным доступным транспортом, сегодня реалии слегка изменились, но местные жители все также приплывают на свои рабочие места. Как правило, на утренние рынки приезжают фермеры с сельскохозяйственной продукцией, поэтому такие рынки пленяют разнообразием экзотических фруктов.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Одними из постоянных посетителей плавучих рынков являются оптовые покупатели. Они быстро забирают у фермеров весь товар и отправляют его на полки традиционных магазинов. Рынки начинают свою работу рано утром и заканчивают около 11 утра, так что туристам приходится вставать с рассветом, если они не хотят прийти к шапочному разбору.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Плавучие рынки очаровывают туристов колоритом, правда, отправляясь в путешествие всегда нужно помнить, что ожидание и реальность могут различаться.

Источник: kulturologia.ru

28

Скоро их может не быть: 11 документальных фото о жизни в исчезающем племени

Креативные и оригинальные путешествия

Рауте – небольшое кочевой племя, которое живет в предгорье Гималаев. Сами себя эти люди называют «королями леса», они чтут древние традиции и не принимают современной жизни. Всего их насчитывается порядка 150 человек, очевидно, что народность на грани исчезновения. Уникальные фото, на которых запечатлена повседневная жизнь рауте, - возможно, одно из последних свидетельств их жизни на нашей планете.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Фотографии о быте рауте удалось сделать немецкому фотографу Раму Поделу (Ram Paudel), он побывал в увлекательной экспедиции в Непале и привез оттуда подробный фотоотчет. Рауте живут так, как сотни лет назад жили их предки: они занимаются охотой и собирательством, а также ремеслом – делают деревянные плошки и ящики. Свою продукцию они обменивают у местных фермеров на зерно и овощи.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

В основе рациона рауте – обезьянье мясо. Изменения климата приводят к сокращению популяции этих животных, а значит и у людей становится все меньше шансов выжить. Загрязнение окружающей среды негативно влияет на состояние лесов, и рауте это чувствуют, им все тяжелее находить места, пригодные для жизни.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Несмотря на тяжелые условия, старейшины племени полны решимости и впредь не менять привычный образ жизни, тогда как молодежь, конечно же, хочет стать ближе к цивилизованному миру. Чья позиция победит – покажет время. Единственное, что очевидно – существовать как прежде им вряд ли удастся. Хочется верить, что они смогут найти разумный компромисс между цивилизацией и самобытной культурой.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Источник: kulturologia.ru

29

Самобытная народность динка: древние африканские скотоводы

На нашей планете немало мест, где уклад жизни не менялся тысячелетиями. Динка – удивительная нилотская народность, проживающая в Судане. Эти люди не носят одежду и обмазывают тело навозом, чтобы отпугивать комаров, мужчины красят волосы козьей мочой, а женщины прибегают к шрамированию, чтобы выглядеть привлекательными.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Численность динка в конце 20 века достигала 3 млн человек. Они проживают с 10 века на обоих берегах Нила, и за это время их образ жизни остался почти неизменным. В сезон дождей динка уходят в саванны, где занимаются земледелием, выращивают зерновые культуры. Когда наступает сухой сезон, выпасают скот в низовьях реки.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Скотоводство – основное занятие динка. Животные обожествляются, с детства мальчиков приучают к бережному отношению со скотом. Вначале ребята ухаживают за козами и овцами, подрастая, учатся выпасать волов. Нередко динка называют себя по имени своего быка, возносят хвалу своему животному песнями и танцами. Примечательно, что мужчины даже ночуют со скотом, для женщин и детей строятся глиняные дома с соломенной крышей.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Внешний вид динка очень специфический. Мужчины ходят зачастую без одежды, богато украшают тело бусами и браслетами. Женщины «одеваются» только после вступления в брак, как правило, наряд ограничивается юбкой из козьей кожи и корсетом с украшениями из бисера. Самыми привлекательными считаются лысые барышни: для этого сбриваются брови и волосы, пучок волос остается лишь на макушке. Для динка характерно отсутствие нескольких зубов, их специально удаляют, считается, что так человек выглядит более эстетично.
Динка издавна занимаются скотоводством

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Источник: kulturologia.ru

30

Этническая загадка: калаши - пакистанский народ со славянской внешностью

Креативные и оригинальные путешествия
Калаши - самый загадочный народ Пакистана

У любого путешественника, отправившегося в Пакистан, при виде калашей (местной народности, насчитывающей от силы 6 тысяч человек) возникает когнитивный диссонанс. В самом сердце исламского мира удалось выжить и сохранить свои традиции язычникам, которые к тому же выглядят сплошь как наши Аленки да Иваны. Они считают себя наследниками Александра Македонского и уверены, что их род будет существовать до тех пор, пока местные женщины будут носить национальные платья.

Креативные и оригинальные путешествия
Женщины в национальных нарядах

Калаши – народность жизнерадостная и жизнелюбивая. В их календаре немало праздников, среди которых главные – день рождения и похороны. Отмечают оба события с одинаковым размахом, верят, что и земная, и загробная жизнь должна быть безмятежной, а для этого нужно хорошенько задобрить богов. Во время празднований устраивают ритуальные танцы, поют песни, демонстрируют лучшие наряды и, конечно же, вкусно потчуют гостей.

Креативные и оригинальные путешествия
Количество ниточек бус указывает на возраст женщины

Креативные и оригинальные путешествия
За национальные наряды мусульмане называют калашей черными неверными

Калашский пантеон сложно соотнести с верованиями древних греков, хотя и у них есть верховный бог Дезау и множество других богов и духов-демонов. Общение с богами происходит через дехара, жреца, который совершает жертвоприношения за можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным лошадиными черепами.

Креативные и оригинальные путешествия
Многоэтажные дома по-калашски

Греческая культура оказала большое влияние на калашей: дома они стоят по македонскому обычаю из камней и бревен, фасады зданий украшают розетками, радиальными звездами и замысловатыми греческими узорами. Греция и сегодня активно поддерживает народность: относительно недавно для калашей были построены школы и больницы. А 7 лет назад при поддержке Японии местные деревни были электрифицированы.

Креативные и оригинальные путешествия
Светлые волосы и голубые или зеленые глаза - типичная внешность калашей

Креативные и оригинальные путешествия
Девочки с детства носят национальные платья

У калашей особое отношение к женщинам. Девушки могут самостоятельно выбирать избранника и даже развестись в случае, если брак оказался несчастливым (при одном условии: новый возлюбленный должен выплатить бывшему мужу компенсацию в двойном размере приданного невесты). Роды и менструация – события, воспринимаемые в культуре калашей как «грязные», поэтому в эти дни женщины находятся в специальных домах «башали», приближаться к которым запрещено кому бы то ни было.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Повседневные занятия калашей – это земледелие и скотоводство. Их ежедневная еда – хлеб, растительное масло и сыр. Эти люди рьяно охраняют свою веру и пресекают все попытки обратить их в мусульманство (исключение лишь для девушек, которые выходят замуж за иноверцев, однако такие случае единичны). К сожалению, образ жизни калашей в последнее время вызывает живой интерес у многочисленных туристов, и местные жители признаются, что уже порядком устали от постоянного фотографирования. Наиболее комфортно им зимой, когда горные дороги засыпает снегом и любопытные непрошенные гости перестают вереницей тянуться к их деревням.

Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия
Креативные и оригинальные путешествия

Источник: kulturologia.ru