"Helen Collection" - персональный форум Алены Обуховой о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Древние цивилизации и археологические находки

Сообщений 91 страница 100 из 419

91

Камни Ики

Впервые черные камни с высеченными на них изображениями загадочных животных из Перу упоминаются в 16 веке. Хуан Пачакути в 1570 году в своей работе упоминал, что недалеко от Чинчаюнга (провинция Ика в современной Перу) искатели обнаруживают каждый день все больше странных камней с изображениями неизвестных животных.

Древние цивилизации

Камни Ики из Перу

Впервые черные камни с высеченными на них изображениями загадочных животных из Перу упоминаются в 16 веке. Хуан Пачакути (индейский летописец) в 1570 году в своей работе «Relacion de antique dades d´este reyno del Peru» упоминал, что недалеко от Чинчаюнга (провинция Ика в современной Перу) искатели обнаруживают каждый день все больше странных камней с изображениями неизвестных животных.

Уже в начале 1960-х годов камни Ики впервые стали свободно продаваться на черном рынке антиквариата Перу. Больше всего камней было найдено в городке Окукахе, который находится на расстоянии 40 км от центра провинции – города Ика. В большинстве случаев торговцами камнями становились так называемые «уакерос» - охотники за артефактами древности в Перу. Первыми камни Ики официально начали коллекционировать Карлос и Пабло Сольте, также - известный архитектор С. Калво. В 1966 году Калво начал самостоятельные раскопки близ Окукахе и ему удалось найти 2 камня среди гробниц до-испанских культур.

Широкую известность камни Ики получили благодаря Х. Кабрере. Он был потомком известного испанского конкистадора Х. Луиса, который в 1563 стал основателем города Ика. Доктор Кабрера стал профессором медицины, преподавал на медицинском факультете Университета Лимы, а позже основал музей камней Ики. Кабрера настолько увлекся изучением и коллекционированием камней Ики, что это стало смыслом его жизни, и он занимался ими вплоть до своей кончины в 2001 году (больше 40 лет).

Древние цивилизации
Доктор Х. Кабрере

Все, кто был знаком с доктором Кабрера, говорили о нем, как о человеке странном, «чудаковатом». За всю свою жизнь он собрал больше 11 000 камней, потратил почти все деньги на их приобретение и превратил свой дом в центре города в Музей камней Ики. Сам он дал им название «глиптолиты». По его мнению, всего камней было найдено около 50 000 штук, многие из них были раскуплены туристами за копеечные суммы.

Камни Ики являются речными валунами андезитов, весят от 15 г до 500 кг. Их размеры колеблются от пары сантиметров до метра и более. Все рисунки нанесены идентичным образом – при помощи техники низкого рельефа, глубина борозд составляет 1-2 мм.

Древние цивилизации
Древние цивилизации

92

Среди всех камней, которые попали в руки исследователям, встречаются такие изображения:

- человекоподбные существа (очень похожи на людей)
- меригипусы (многопалые лошади), мастодонты и динотерии (доисторические слоны), альтикамелюсы (доисторические верблюды) и другие животные
- различные известные и неизвестные современной науке динозавры (трицератопсы, диплодоки, птерозавры, стегозавры, брахиозавры, игуанодоны, тиранозавры, птеродактили и др.)
- мифические кимнары, гарпии, сирены (человекоподобные птицы)
- «люди» верхом на динозаврах, огромных доисторических слонах и лошадях
- сцены сложных хирургических операций: пересадки органов, ампутация конечностей, трепанация черепа и др.
- карты планеты, карты созвездий (примечательно, что карта планеты содержит неизвестные материки, которых уже нет)

Древние цивилизации
Древние цивилизации

Камни Ики и странные человекоподобные существа

Впервые о странных отличиях «людей», которые изображены на камнях от современных, заговорил Ю. Зубрицкий (кандидат исторических наук). Он проработал в Перу много лет и был знаком лично с доктором Кабрерой. Во время изучения камней он обратил внимание, что «люди» на камнях всегда имеют одно повторяющееся отличие – их голова была значительна больше, всегда изображалась в пропорциях 1:3, в то время как у современного человека эта пропорция составляет 1:7. У них также был покатый лоб и отличающиеся от человеческих пропорции тел. Он предположил, что эти существа – потомки тупиковой ветви неандертальцев и вымерли больше 100 000 лет тому назад. Такой же точки зрения придерживался и сам Кабрера, который был уверен, что «люди» на камнях не являются нашими предками.

Древние цивилизации
Древние цивилизации
Древние цивилизации

Первые камни Ики в коллекции Х. Кабреры

Самые первые камни Ики в современное время были обнаружены в 1955 году. Их нашли братья Солди на территории собственной плантации в Окукахе. Солди долгое время предпринимали попытки привлечь внимание научных кругов к изучению столь интересной находки, но после того, как эти попытки не увенчались успехом, они продали их за бесценок доктору Кабрере. Поначалу, Кабрера отнесся к коллекции скептически, но через некоторое время лично обнаружил крупную коллекцию аналогичных камней на побережье Тихого океана южнее г. Ика. Его удивлению не было предела, потому, что камни были уложены в определенном порядке и представляли собой нечто похожее на древнейшую «библиотеку».

В 1967 году Х. Кабрера впервые провел анализ окисной пленки, которая покрывала углубления и всю поверхность камней. Он отдал их на исследования в лабораторию одной известной горно-рудной компании «Маурицио Хочшилд Майнинг Компании» и вскоре получил результаты и официальные документы, которые подтверждали, что возраст находки составляет больше 50 тысяч лет. Такое же заключение было получено позже, в 1969 году, когда профессор Френчин из немецкого университета Бонна самостоятельно провел анализ камней Ика…

Как выглядел мир 50 000 лет назад?!

Сюжеты на камнях Ики являются детальным описанием того, как выглядел мир в то древнее время. Отдельный интерес вызывают изображения драконов, которые согласно современному научному взгляду вымерли еще в мезозойскую эру. Согласно же преданиям многих народов мира, эти существа жили совсем недавно и служили домашним скотом и средством передвижения для людей. Особое место среди изображений занимает их «научная» часть. Удивляет, откуда люди, которые (согласно взглядам современной истории) находились на самом примитивном уровне развития, имели такие обширные знания по медицине, астрономии, географии и другим наукам? Кроме того, исходя из сюжетов на камнях – они эти знания активно использовали в своей повседневной жизни. Камни Ики оставляют немало загадок для исследователей, которые заняты их изучением… Быть может когда-нибудь удастся понять – что за цивилизация оставила такую «библиотеку» и для каких целей…

/nosecret.com.ua/

93

Загадка древних труб Байгонга

Древние цивилизации

Иногда кажется, что все наши современные компьютеры и станки - всего лишь повторение уже единожды пройденного пути развития цивилизации. Действительно, древние были не так уж просты и примитивны.

Подтверждение тому - таинственная находка, сделанная в китайской провинции Цинхай, на уникальной горе Байгонг, напоминающей своими очертаниями пирамиду. Там были обнаружены таинственные трубы, и история с этими трубами - одна из нерешенных загадок последнего десятилетия.

Невероятная находка, сделанная группой американских ученых в Китае, которые занималась в районе горы Байгонг поиском останков динозавров и вдруг наткнулась на несколько пещер, в которых находился странный объект, привлекший их внимание, кочует по страницам новостей, но до сих пор не подвергалась серьезному научному изучению.

Из-за этого версии о происхождении странных объектов возникают одна за другой и словно бы соревнуются в невероятности. "Древний водопровод", "устройство для осушения озера" и даже "стартовая площадка для космических кораблей пришельцев" - каждый выбирает, что ему больше нравится.

Впервые широкая публика узнала о трубах горы Байгонг сравнительно недавно, в июне 2002 г., когда в одной из китайских газет появился репортаж, рассказывающий о том, что в провинции Цинхай (Центральный Китай) сделана находка, якобы ставящая под сомнение всю человеческую историю. Как позже выяснилось, находка была сделана несколько ранее, не 2002 г., но некоторое время на нее просто никто не обращал внимания.

Ничего удивительного в этом, в принципе, нет - слишком далеко от цивилизации находится Цинхай, эта Богом забытая провинция, находящаяся на отшибе китайского государства, в довольно безлюдной местности (причем безлюдной не только по китайским меркам - от ближайшего города Дэлинха, с населением в 100 тысяч человек, ее отделяют 40 км).

Находка сделана в той части провинции, что прилегает к Тибету, где есть пустынный район и где даже пастухи не ставят свои хижины. Однако к нему протоптана широкая тропа. Сотни любопытных паломников, ученых и мистиков из года в год идут к предгорьям Байгонг.

Туда, где находятся два удивительных озера, получивших в народе романтическое название "Озера Влюбленных", - одно с пресной, другое с соленой водой, что уже в принципе невозможно. Кстати, этот парадокс природы по сей день никто так и не смог объяснить.

И если пресное озеро ничем особым не выделяется, то на южном побережье соленого озера Тосон, если подняться по отрогам гор на 60 м, можно оказаться у подножья одинокой горы.

Правда, согласно верованиям местных жителей, Байгонг на самом деле не гора, а пирамида, сложенная кем-то неведомым, но очень могущественным. И именно у подножья предполагаемой пирамиды находится ее главное чудо.

Три углубления в горе Байгонг были известны местным жителям еще с древних времен. Входы в крайние - обрушены, и ни один сторожил не сможет с точностью сказать, как давно обвалились их своды. Третья, средняя, все еще стоит. Ее белые стены гладкие, словно отполированы.

Она имеет всего лишь два метра в ширину, восемь метров в высоту и шесть метров глубиной и напоминает средневековый альков. Удивительно то, что через всю эту пещеру тянется часть трубы, которая нисходит с вершины горы, и теряется в самом конце.

Труба не маленькая. Диаметр ее - около 40 см. Есть еще одна труба, которая начинается со дна пещеры и уходит куда-то вглубь земли. Выглядят трубы так, словно сделаны из ржавого железа и производят впечатление остатков какой-то древней системы или механизма.

Всего таких образований в этом месте двенадцать (а по другим сведениям, даже гораздо больше). Все они разного диаметра, от 10 до 40 см, часто переплетаются между собой, имеют замысловатую геометрию.

Эти трубы, по отзывам специалистов, явно создавались знавшими толк в инженерии. По свидетельствам очевидцев, они переплетены в сложную систему, что свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне технологий у их создателей.

В 80 м от горы Байгонг расположено озеро Тосон. Если покинуть пещеру и прогулявшись по берегу озера, ближайшем к горе, можно увидеть остатки подобных железных труб, которые выходят то из скалы, то из грунта. Они очень похожи на те, что в пещере.

Все они проложены с востока на запад и имеют относительно небольшой диаметр, который варьируется от 2 до 5 см. Особо дотошные исследователи умудрились находить трубки диаметром не толще зубочистки. Находят трубы якобы и в самом озере - как на дне, так и торчащими на поверхности.

Удивительно, но ни одна из них, за годы своего существования ничем не засорена. Дайверы, которые однажды поднялись к пещерам вместе с одной экспедицией, исследовали дно озера, и заявили, что оно изобилует подобными конструкциями. Часть можно найти прямо на поверхности, остальное укрыто в слое ила.

Были взяты образцы данных образований. Металлурги установили, что на 30% трубы состоят из оксида железа, много также окисленного кремния и кальция. Это указывает на солидный возраст труб, возможно, им 20-30 тысяч лет. Так кто же превратил гору в Китае в гигантский механизм?

Ученые считают, что пещеры рукотворны, а данные коммуникации - остатки крупного сооружения, которое могло в древности служить внеземным цивилизациям для запуска своих космических кораблей.

Некоторые уфологи всерьез рассматривают гору Байгонг как древнейший космодром. Правда, они еще не определились, для чего именно использовались трубы - для закачивания то ли воды, то ли воздуха.

Возможно, именно пришельцы в свое время построили сеть туннелей, раскинувшихся по всему миру, а затем они по каким-то причинам покинули нашу планету. Для геологов по сей день остается загадкой, как такое количество железа могло попасть в эти места.

Ведь если бы местные почвы были богаты железными рудами, можно было предположить, что под напором магмы порода, насыщенная железом, поднялась на поверхность и приняла причудливую форму.

94

Однако многократные пробы грунта и сканирование недр показали: никаких залежей металлических руд поблизости нет. Геологический феномен так и остался феноменом.

Еще одна загадка - многие трубы излучают радиацию. Это стало ясно после исследований, проведенных в 2007 г. Не являются ли эти трубы останками агрегатов, с помощью которых космические корабли пришельцев заправлялись перед стартом?

Некоторые ученые уверены, что трубы - это остатки древнего водопровода. Откуда-то взялись слухи о том, что на вершине горы Байгонг, которая и сама-то похожа напирамиду, когда-то располагалась пирамида высотой около 50-60 м. На одной из ее граней находились три треугольные шахты, а также несколько колодцев, уходящих к подножию горы.

В пирамиде якобы располагался какой-то сложный механизм, к которому по сложной системе труб и поступала вода из озера Тосон. Однако если предположить, что это так, то кто построил этот странный объект и каково было его назначение? Версия о том, что это инженерное чудо соорудили древние китайцы, отпадает сразу. Жители Поднебесной являются авторами многих изобретений, и одно из них - бюрократия.

Древние цивилизации

Представить, чтобы такая масштабная и, без преувеличения, великая стройка не нашла отображения ни в одном древнекитайском источнике, попросту невозможно. После любой большой стройки неминуемо сохранились бы документы. А император, в правление которого это произошло, позаботился бы о том, чтобы его великое деяние не было забыто потомками.

Может быть, постройка была секретной? Как знать, вдруг кто-то из древних правителей ставил там какие-то эксперименты? Может быть, пытался получить "пилюли бессмертия", о которых китайцы мечтали издревле, или готовил супероружие для победы над врагами?

Даже если так, то непонятно, почему от такого грандиозного проекта сохранилось только несколько труб - и никаких следов механизмов, приборов или лабораторий. Да и подобные железные трубы древние китайцы делать не умели.

Кстати, до сих пор никто из ученых не сделал даже предположения, в какое время могло быть построено это загадочное сооружение? (Точнее, то, что от него осталось.) Ясно только одно: оно очень древнее.

Для того чтобы серьезно говорить о том, кто создал трубы горы Байгонг, требуется произвести подробный химический анализ материала, из которого они сделаны. Пока что один из немногих, кто это сделал, - китайский ученый Лю Шаолин.

Однако о результатах своих исследований он рассказал только журналистам, а вот с коллегами-учеными ими пока не поделился.

По данным Лю Шаолина, трубы состоят главным образом из оксидов железа, кальция и кремния. Интересно, что примерно 8 процентов состава китаец счел "не поддающимися идентификации".

Ученые, стоящих на позиции официальной науки, считают, что трубы Байгонга, скорее всего, представляют собой довольно обычные, хотя и оригинальные по форме образования кальцита. Скорее всего, это так называемые псевдоморфозы. Они получаются, когда минерал постепенно замещает собой форму органического объекта (например, раковину моллюска).

Именно так происходит процесс окаменения, благодаря которому нам известен облик многих древних обитателей Земли. В данном случае, судя по всему, кальцит замещал не останки древних организмов, а обычные древесные корни, проросшие сквозь толщу скалы.

Древние цивилизации

То, что старые могучие деревья способны на такое, знает каждый, кто хоть раз бывал в горах. А самая большая по диаметру "труба", скорее всего, является окаменевшим стволом дерева.

Правда, "теория корней" не объясняет тот факт, что трубы прямые и изгибаются не плавно, как, в принципе, и положено корням, а под углами. И какая радиация может быть у корней?!

Но ученые все равно стоят на своем: после изучения труб Байгонга с помощью атомного спектроскопа в 2003 г. китайские ученые обнаружили там явные следы органики. (Сложно им там не обнаружиться, если вокруг одна сплошная органика!)

Ссылаются они и на то, что объекты, подобные трубам горы Байгонг, встречаются и в других уголках мира. Но там они давно уже изучены и однозначно определены как геологические образования.

Один из таких объектов - знаменитый "песчаник Навахо" на юге США. Эта скала, которую мечтает увидеть каждый турист в Америке, буквально пронизана "трубами" диаметром от долей сантиметра до полуметра. При беглом взгляде на них вполне отчетливо видны "железные стенки" этих труб толщиной до двух сантиметров.

На самом деле это просто игра природы. "Песчаник Навахо" чрезвычайно богат железом. Разложение железного шпата (минерала сидерита) и дает такие странные формы, которые похожи на кольца или трубы.

Цилиндрические формации, похожие на трубы Байгонга, также можно увидеть в американском штате Луизиана, на восточном берегу реки Миссисипи. Цилиндры, достигающие длины около метра и 70 см в диаметре, представляют собой замещенные железной рудой корни древних сосен.

Как бы там ни было, но загадка труб горы Байгонг реально существует и требует своего изучения. Даже если китайская находка не имеет ничего общего с инопланетной базой космических кораблей, она все равно невероятно интересна, потому что может пролить свет на древнюю историю. В которой, как показывают последние открытия, может встретиться такое, что не укладывается ни в какие привычные для нас рамки.

/earth-chronicles.ru/

95

В японской гробнице найдена карта неба

Древние цивилизации

Согласно мнению исследователей, карта звездного неба, начерченная на потолке древней гробницы в Японии может оказаться наиболее древней и загадочной картой, обнаруженной до сего дня. Она находится близ деревни А японской префектуры Нара, в гробнице Китора.

Любой посетитель этого невероятного места заметит красивые и разноцветные изображения четырех главных фигур: черная черепаха, созданная в VII или VIII веке охраняет северную часть погребального холма, красный феникс стережет южную часть, а белый тигр и синий дракон охраняют запад и восток. Это «магическое» место было найдено в 1983 году. С момента его находки исследователями было сделано немало открытий, но ни одно из них не сравнится по важности с этой загадочной звездной картой.
Крыша гробницы была украшена не совсем обычным образом. На ней изображена небесная карта из 68 созвездий, нарисованных краской золотого цвета. Три концентрических круга, начерченных киноварью, показывают движение небесных объектов, одним из которых является Солнце.

Древние цивилизации

Ученые полагают, что древняя карта звездного неба была выполнена примерно в 65 году до н. э., и она основана на другой карте, которая пока не была найдена. Считается, что в гробнице находятся останки местного князя.
Несмотря на то, что вокруг загадочной карты присутствует множество странных изображений, исследователи думают, что она отображает древние созвездия такими, какими они были в китайских небесах в далеком прошлом. Одной из величайших загадок является тот факт, что на карте показывается ночное небо I века до н. э., хотя сама гробница относится к VII веку нашей эры.

Ученым пока удалось опознать 68 созвездий, включая Плеяды, Гиады, Деву, Весы, Орион и Большую Медведицу. Любопытно, что они даже смогли вычислить дни весеннего и осеннего солнцестояний после обнаружения этой карты.
Продолжает оставаться загадкой то, как древний человек мог так точно изобразить все созвездия, и с какой целью.
Стивен Реншоу, автор проекта «Астрономия в Японии» (Astronomy in Japan) предполагает:
«Нужно отметить, что эта картина предназначалась для выделения покоящемуся в гробнице личного «места» в космосе. Она не разрабатывалась для предсказания судеб или наблюдения за звездами, и оригинальная карта, с которой была скопирована эта, пока не была обнаружена.

На карте есть явные графические и астрономические ошибки, в определенной мере объясняемые отсутствием понимания художником основных астрономических принципов».
Но специалисты до сих пор не могут понять, зачем карта, отображающая звездное небо I века до н. э., могла быть использована, если сама гробница относится к VII столетию нашей эры.

Участок неба, изображенный на карте, тоже удивляет ученых. Исследования, проведенные независимыми исследователями Мицуру, Накамура, Сома (Mitsuru Nakamura Soma) и Тсуко (Tsuko), установили, что небесный свод с картины в гробнице, был виден в местах современных городов Сиань и Лоян. Однако, сложность рисунка – тема совсем другой истории.

Они также установили, что карта изображает небеса такими, как они выглядели несколькими столетиями ранее строительства гробницы Китора, но расходятся в точном количестве лет. Сома утверждает, что карта показывает небосвод, видимый между 240 и 520 годом до н. э., а Накамура настаивает, что она соответствует положению звезд в промежутке от 120 до 40 года до н. э.

/sfw.so/

96

Тайна Фестского диска

Древние цивилизации

С мировой археологией связано много загадок и тайн. И не всегда эти загадки лежат на поверхности и столь огромны, как египетские пирамиды. Порой они легко умещаю и;я в руках человека, но много столетий и тысячелетий скрываются в земле. Пока археологи не извлекут их на свет божий.

Очередной рабочий день 3 июля 1908 года итальянской экспедиции, раскапывавшей руины царского дворца в Фесте, что на острове Крит, подходил к концу, когда археолог Л. Пернье, занимавшийся расчисткой одного из подсобных помещений дворца, обнаружил небольшой диск из хорошо обожженной глины.

Древние цивилизации

Поверхность извлеченного из земли предмета с обеих сторон была испещрена неизвестными дотоле письменами. Лента каллиграфически исполненных рисуночных знаков скручивалась в две тугие спирали. Внутри надписей с обеих сторон выделялись группы знаков, заключенных в прямоугольные поля-ячейки. Было видно, что древний каллиграф-печатник использовал прием, предвосхитивший книгопечатание. Каждый знак оказался оттиснутым с помощью специально вырезанной миниатюрной печатки. Набор штампиков несомненно был изготовлен заранее и вряд ли предназначался для воспроизведения одного-единственного небольшого текста.

По археологическим данным, Фестский диск следовало датировать примерно 1600 годом до н. э. — периодом становления крито-минойской цивилизации. Долгое время оставался открытым вопрос о месте изготовления керамического диска — был ли он сделан на самом острове Крит или же кем-то завезен сюда. Но вот при раскопках в тридцатых годах прошлого столетия пещерного святилища в Аркохоре (Центральный Крит) была найдена культовая медная секира с гравированной надписью, на которой встречались знаки с Фестского диска.

Кроме того, как показало изучение других археологических находок, критским мастерам керамики задолго до изготовления Фестского диска была известна техника нанесения на поверхность глиняного предмета до его обжига изображений, оттиснутых специально изготовленными матрицами.

Древние цивилизации

Краткость Фестского диска—в нем 45 видов различных знаков, всего 241 знак, — не позволяет делать на основе его статистического анализа далекоидущие выводы. Однако выяснить в принципе, какой являлась данная система письма, все-таки можно. Количество знаков на диске слишком велико для алфавита, но в то же время слишком мало для иероглифического письма, то есть словесно-слогового, где знаки исчисляются сотнями. Поэтому письменность Фестского диска ученые определили как слоговую.

КАК ВЕНТРИС ПРОЧЕЛ ТО, ЧТО НАШЕЛ ЭВАНС

Отметим, что первые образцы подобного так называемого линейного письма были обнаружены знаменитым английским археологом Артуром Эвансом в 1900 году при раскопках другого большого критского города Кносса. Всего Эванс нашел там образцы сразу трех, явно родственных между собой видов минойского письма. Первый из них включал знаки, имевшие, подобно древнеегипетским иероглифам, рисуночный характер и изображавшие различные конкретные предметы. Эванс назвал его критской иероглификой. Два других вида письма древних критян со знаками обобщенных очертаний, по большей части явно утратившими прямое сходство со своими изобразительными прототипами, получили наименования линейного письма А и линейного письма В.

Попытки расшифровать критские письмена начались вместе с их открытием, но долгое время были безрезультатными. Перед самой Второй мировой войной к работе над дешифровкой линейного письма В приступил совсем еще юный британский исследователь Майкл Вентрис (1922-1956 гг.), которому и суждено было решить эту сложнейшую задачу. Путь к его успеху в значительной мере был проложен трудами американских ученых — Алисы Кобер и Эметта Бонетта.

Успех к Вентрису пришел в 1952 году, когда, используя результаты формального анализа надписей, произведенного Кобер, он сумел намного глубже развить ее наблюдения о наличии в исследуемом языке грамматических окончаний и сумел составить особую координатную сетку, отражающую их чередование. Теперь оставалось выяснить, какой из древних языков мог укладываться в полученную им сетку.

Долгие годы Вентрис думал, что языком табличек линейного письма В должен оказаться этрусский, ведь язык этрусков, древних обитателей Италии, судя по многим данным, связан своим происхождением с Эгейским миром. Во всяком случае, он не допускал мысли, что это может быть греческий язык. В свое время, следуя теории своего соотечественника Эванса, Вентрис даже писал: «Гипотеза о том, что минойский язык мог оказаться греческим, конечно, основана на явном игнорировании исторической вероятности».

Древние цивилизации

97

Однако этрусский язык грамматически никак не подходил к сетке Вентриса. И тогда исследователь решил на всякий случай, эксперимента ради, проверить, насколько бы подошел к ней греческий. Полученный результат был поразителен: греческий язык подошел как нельзя лучше. Произведенная Майклом Вентрисом дешифровка линейного письма В позволила не только прочесть древнегреческие тексты второй половины II тыс. до н. э., но и создала основу для плодотворного исследования других памятников письменности Эгеиды догреческого периода, к числу которых относится и письменность Фестского диска.

ПОПЫТКА ЗА ПОПЫТКОЙ

Благодаря достижениям Вентриса действительно удалось прочесть и подавляющее большинство надписей, сделанных линейным письмом А, многие знаки которого совпадают со знаками линейного В. С письменностью же Фестского диска все куда как сложнее. Успехи можно назвать лишь частичными. Причем над расшифровкой его бьются не только профессионалы-лингвисты, но и многочисленные любители и энтузиасты.

Ближе всех к раскрытию тайны загадочной надписи на диске подошел российский историк и лингвист А. А. Молчанов. В свое время о его работах журнал «Наука и жизнь» уже рассказывал (см. № 2, 1983 г.), а в наиболее полном виде они изложены в его книге «Посланцы погибших цивилизаций (Письмена древней Эгеиды)» (М., «Наука», 1992).

Так, лингвист А. Молчанов с осторожностью и обстоятельностью истинного профессионала провел свой анализ текста и пришел к выводу, что так называемый знак 02 — человеческая голова с петушиным гребнем — передает смешанный образ человека и петуха — животного, издревле почитавшегося на острове Крит в качестве атрибута верховного солнечного божества.

Согласно античной мифолого-исторической традиции, древние критские владыки, потомки царя Миноса, возводили свой род к богу солнца и петух служил их родовой эмблемой. Тот факт, что прототипом для знака 02 послужил священный династический символ, позволил Молчанову считать его детерминативом, иначе говоря, определителем имен миной-ских правителей. В тексте этот знак сопровождают 19 слов. Следовательно, в нем приведены имена 19 минойских правителей.

Журналист Владимир Михайлов после долгих лет работы над дешифровкой диска нашел, как он полагает, ключ к тайне. По его мнению, на диске воспроизведены молитвы, которые критские хлеборобы пели при обработке полей и сборе урожая. На лицевой стороне диска якобы находится молитва «возрождения хлебного духа».

Однако наиболее оригинальную трактовку текста Фестского диска предложил небезызвестный Геннадий Гриневич — геолог по специальности. Сочтя надписи Фестского диска схожими со славянской письменностью типа «черт и резов», он так дешифрует лицевую сторону диска:

«Горести прошлые не сочтешь, однако горести нынешние горче. На новом месте вы почувствуете их. Все вместе. Что нам послал еще бог? Место в мире божьем. Распри прошлые не считайте. Место, что пожелал вам бог, обступите тесными рядами. Защищайте его днем и ночью. Не место — волю. Живы еще чада ее, ведая, чьи они в этом мире». Текст на обратной стороне: «Будем опять жить, будет поклонение богу, будет все в прошлом — забудем, кто есть мы. Чада есть — узы есть — забудем, кто есть мы. Что считать, боже. Рысиюния чарует очи. Никуда от нее не денешься, не излечишься от нее. Не однажды будет, услышим мы: чьи вы будете, рысичи, что для вас почести, в кудрях шлемы, разговоры о вас? Не есть еще, будем ее мы».

При дешифровке А. А. Молчанов применил комбинаторный анализ. Прежде всего он выявил на диске личные имена правителей, а затем — топонимы, то есть названия критских городов. Успешно решив эту задачу, исследователь смог построить так называемую искусственную билингву, то есть искусственно созданную двуязычную надпись, чтение части слов которой известно по ранее дешифрованным памятникам. Создав такую билингву, можно было работать с ней в том же ключе, в котором полтора века назад работал Франсуа Шампольон с реально дошедшей греко-египетской билингвой — Розеттским камнем (что позволило ему впервые прочесть египетские иероглифы). Методика А. А. Молчанова была высоко оценена многими выдающимися учеными — академиком А. В. Арциховским, И. Д. Амусиным, Н. Я. Мерпертом, Л. А. Гиндиным, О. С. Широковым и другими. Она позволила прочесть большую часть знаков Фестского диска и не только в общих чертах, но и с известной детализацией понять содержание надписи. По Молчанову, на диске содержится сообщение о посвящении этого предмета в святилище царем Кносса (главного центра древнего Крита) и подчиненными ему правителями других критских городов. Очевидно, диск существовал не в единственном числе: каждый из участников посвящения, скорее всего, получил персональный экземпляр, изготовленный путем тиражирования. Один из таких экземпляров, принадлежавший правителю Феста, дошел до нас. Не исключено в будущем найти на Крите другие экземпляры диска или их фрагменты.

Знаки Фестского диска и их фонетические значения по Гриневичу
Древние цивилизации

98

Текст Фестского диска в строковой планировке
Древние цивилизации

В соответствии с гипотезой Гриневича, некое племя рыси-чей было вынуждено покинуть свою родину в Триполье, на нынешней Украине, и переселиться на остров Крит, где оно и создало самобытную культуру острова. Гриневич еще в советские времена несколько раз обращался со своей гипотезой в Институт славяноведения и балканистики, в Институт русского языка АН СССР и в МГУ, но везде по рассмотрению получил отрицательные ответы.

Кто только не пытался разгадать содержание таинственной надписи: и историки, и лингвисты, да и просто любители древности всего мира! Что только не пытались прочесть на Фестском диске! То гимн в честь верховного божества, то «путеводитель» по святым местам Крита, то краткую историческую хронику… Одни исследователи сравнивали знаки на диске со знаками иных известных систем письма. Другие пытались угадать смысл знаков исходя из их внешнего облика. Третьи видели ключ к разгадке, подсчитывая, как часто встречаются в надписи те или иные знаки. Безрезультатно.

Одна из последних гипотез была опубликована в журнале «Наука и жизнь» (см. № 1, 1998 г.). Ее автор — немецкий филолог Д. Оленрот — предположил, что надпись сделана не знаками реально существовавшей письменности, а неким шифром, за которым кроются буквы классического древнегреческого алфавита. Исходя из этой посылки, Оленрот прочел на одной стороне диска магическую формулу обряда в честь греческой богини Деметры, а на другой — сведения о храме Зевса в городе Тиринфе, одном из важнейших центров так называемой микенской цивилизации, процветавшей во II тысячелетии до новой эры на юге Балканского полуострова.

Прочтение, да и подход к дешифровке Д. Оленрота, вызывают несколько принципиальных возражений.

Бесспорно, каждый волен поступать по-своему, можно начинать дешифровку и с «чистого листа». Но, вероятно, было бы правильнее, если бы автор, приступая к работе над надписью, опирался на уже твердо установленные факты. Например, сегодня большинство исследователей считают систему письма, примененную на диске, не алфавитной, а слоговой. Иными словами, каждый знак этой письменности соответствует не одному звуку речи (как в греческом или любом другом алфавите), а целому слогу. Подсчитано, что в слоговой письменности Фестского диска было 60-70 знаков, 45 из которых встречаются на самом диске. Каждый согласится, что 60-70 знаков многовато для письма алфавитного (современный русский алфавит насчитывает 33 буквы, алфавиты европейских стран — и того меньше, классический греческий алфавит имел 27, а затем 24 буквы).

Древние цивилизации

Однако Д. Оленрот пытается соединить эти две разные системы письма. Некоторые знаки Фестского диска, по его мнению, выражают не единичные звуки, а дифтонги (то есть сочетания гласных, например — аи, эй, эу). С моей точки зрения, это не прибавляет убедительности его гипотезе: дифтонги в греческом языке всегда писались раздельно. И следующее. Согласно предложенной Оленротом дешифровке, одна и та же греческая буква почему-то может выражаться на диске разными знаками. Так, букве «сигма» (с) соответствуют четыре непохожих друг на друга знака, букве «йота» (и) — три, букве «омикрон» (о) — два… Каков смысл в применении такого рода странного шифра? Да им попросту никто не смог бы воспользоваться.

Как уже говорилось, Фестский диск появился в 1600 году до новой эры, а имеющийся сегодня в распоряжении ученых материал доказывает, что греческий алфавит возник не ранее IX века до новой эры. Он сложился по образцу финикийского письма, о чем говорит сходство и в начертании букв, и даже в их названии. Но и само финикийское письмо (кстати, имевшее знаки только для согласных звуков) возникло все же позже Фестского диска. Что дало ученому основание отодвинуть возникновение греческого алфавита в более древнее время?

И, наконец, третье возражение. Оленрот считает, что родина Фестского диска не Крит, где он был найден, а материковая Греция. Это вытекает из греческого языка, на котором будто бы составлена надпись (на Крите в те времена на греческом еще не говорили), и из ее содержания, повествующего о греческих, а не о критских храмах.

99

Однако многое говорит о том, что Фестский диск был создан именно на Крите. Свидетельство тому — островное происхождение глины, из которой вылеплен диск, а прообразами всех знаков диска стали местные, критские реалии. Особенно важна найденная археологами в одной из критских пещер медная секира, относящаяся к тому же времени, что и диск. На ней сохранилась своеобразнейшая надпись, сделанная вперемежку знаками письма Фестского диска и так называемого линейного письма А, широко распространенного на Крите в тот период. (С помощью письма А передавался критский, то есть минойский, неиндоевропейский язык.) А стало быть, нет сомнений и в том, что эти две системы письменности функционировали на острове одновременно, были взаимозаменяемы. Видимо, они использовались в разных сферах жизни: линейное письмо А служило для деловых, хозяйственных документов, а письмо Фестского диска-для религиозных, сакральных текстов. Это тоже подтверждает: язык Фестского диска не греческий, а минойский.

Предлагая свою расшифровку, Оленрот читает надпись на диске от центра к краю и получает нужный ему смысл. Однако некоторые специалисты, исследовавшие технику нанесения знаков, считают, что этот процесс шел от края к центру. Казалось бы, тогда и читать надпись следует именно так.

Так что, несмотря на некоторые успехи, тайна письменности Фестского диска остается почти столь же неразрешимой, что и столетие назад. Сколь не прискорбно это осознавать.

/masterok.com/

100

Вертолет, которому больше 3,5 тысяч лет?

Древние цивилизации

Изображение в храме Сети I в Абидосе.

Что вы тут видите? Многие уверяют, что это картина атакующего вертолета и того, что напоминает расположенные внизу друг под другом емкости с горючим-полусфера и на ней стоит орел, смотрящий на бронетанк. Здесь оказались и два других типа летательных аппаратов, направленных в ту же сторону. «Врагом» является бронетанк. Отставной офицер, опознал в вертолете специальный военный вертолет США и сказал, что весь набор иероглифов сходится с картиной военной операции «Буря в Пустыне». Это была единственная война, в которой такой вертолет и танки участвовали одновременно.

Трудно утверждать после этого, что египтяне не видели будущее, вырезая иероглифы за тысячи лет до того, как были изобретены вертолеты. Многие люди и веб-сайты по всему миру исследовали этот снимок.

Разберемся что бы это значило?

Древние цивилизации
Древние цивилизации

Рядом с вертолетом энтузиасты углядывают приземистый танк с длинной пушкой. Под ним — то ли грузовой самолет, то ли подводная лодка. Особо впечатлительные видят в правом углу радарную установку с тарелкой антенны.

Сильно развитое воображение позволяет некоторым предполагать, что рядом с вертолетом и не танк вовсе, а «летающая тарелка».

Древние цивилизации

4-й объект трактуют и как дирижабль, и как типичный НЛО, или как самолёт с большим фюзеляжем:

Древние цивилизации
Древние цивилизации
Древние цивилизации
Древние цивилизации

Техника, явно не соответствующая времени, даже не порождает, а подкрепляет гипотезу, что древним египтянам досталось кое-что ценное от некой развитой цивилизации, существовавшей прежде. Например, от атлантов. Или от пришельцев из космоса, в связи с которыми фараонов всегда подозревали.

Древние цивилизации
Древние цивилизации