"Helen Collection" - персональный форум Алены Обуховой о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Древние цивилизации и археологические находки

Сообщений 141 страница 150 из 419

141

Самая древняя письменная речь на планете

Древние цивилизации

Традиционно считается, что самые ранние письменные тексты были составлены египтянами почти 5 тысяч лет назад. К этому же времени относятся древнейшие записи шумеров, обитавших в Двуречье. Обе системы письма были выработаны независимо одна от другой и почти одновременно. Однако некоторые находки археологов ставят под сомнение эту устоявшуюся систему взглядов на прошлое.

Что нам известно о Трансильвании? Только то, что это зловещий дикий край вампиров и оборотней, цыган и затерянных в долинах деревень… Однако есть и другая версия, согласно которой Трансильвания — это местность, в которой некогда господствовала древнейшая в мире цивилизация и где зародилась самая первая в мире письменность.

Древние цивилизации

Повод для таких предположений дают таблички, которые нашли археологи во время раскопок холма Турдаш. Три крохотные глиняные таблички с загадочными рисунками, поразительно напоминающими шумерскую письменность конца IV тысячелетия до нашей эры. Только возрастом эти письмена были много старше. По самым скромным подсчетам, им почти семь тысяч лет.

О том, что в двадцати километров от Тэртэрии находится холм Турдаш, в недрах которого погребено древнее поселение земледельцев периода неолита, ученые знали давно. Раскопки в этом месте велись не одно десятилетие. До поры до времени археологам попадались всевозможные древние орудия труда и быта первобытных людей. Словом, ничего необычного, заслуживающего повышенного внимания.

Правда, некоторый интерес вызывали пиктографические знаки, выцарапанные на некоторых обломках сосудов. Но ученые считали их простыми клеймами владельцев посуды. Потом природный катаклизм и вовсе приостановил работы: ручей, изменив свое русло, почти смыл холм. В 1961 году археологи собирались уже было покидать место раскопок, как неожиданно под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне — статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и… три маленькие глиняные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Они-то и привлекли к себе внимание специалистов. Ведь своим внешним видом и содержанием они очень напоминали шумерские записи из далекого Двуречья.

Две таблички имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртэрийцев оказалась очень проста: значки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали.

Тут-то и вспомнили о забытых знаках на найденных ранее черепках. Сравнили их с тэртэрийскими: сходство было очевидным. Неужели некогда на этих землях существовала цивилизация, по своему развитию ничем не уступающая шумерской?

Древние цивилизации

Первоначально учёные предположили, что таблички Тэртэрии датируются третьим тысячелетием до нашей эры, однако более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что артефакты гораздо старше. Сейчас большинство археологов сходятся во мнении, что таблички созданы около 7,5 тыс лет назад, задолго до шумерской письменности, которая ранее считалась старейшей в мире.

Согласно официальной истории, первые земледельческие поселения на Балканах появились еще в VI тысячелетии до нашей эры. Древние люди селились в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Постепенно земледельцы осваивали топоры и другие орудия, сделанные из меди. Строили глиняные дома, овладевали искусством производства керамики. Время сохранило для потомков многочисленные статуэтки людей, сделанные руками древних обитателей этих земель. Например, вылепленную из глины голову мужчины или изображение женщины, тело которой сплошь покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор; ритуальный кувшин с рисунком. Может, и знаки на табличках вовсе не письменность, а просто некое переплетение линий?

142

В 1965 году один ученый утверждал, что тэртэрийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Мол, шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртэрийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Но тогда как объяснить разрыв в тысячелетие между появлением тэртэрийских и шумерских табличек? Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Другие специалисты связывали тэртэрийскую письменность с Критом, но и здесь временное несоответствие достигало более двух тысяч лет.

Так могла ли письменность Тэртэрии быть составной частью древнейшей культурной системы, под влияние которой много лет спустя попал и Шумер? Или таинственные знаки на куске глины никакого отношения к письменности не имеют?

Специалисты попытались расшифровать глиняные послания. На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов, между ними помещен колос. Быть может, это изображение является символом благосостояния общины? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Может быть, это тотемы? Но тогда они также совпадают с шумерскими. Если исходить из этого постулата, то надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке, исходя из шумерских эквивалентов.

Древние цивилизации

Сделав такой вывод, ученые приступили к чтению круглой тэртэрийской таблички. На ней прочерчены письменные знаки, разделенные линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртэрийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических знаков еще не существовало.

В итоге специалисты смогли прочитать следующее: «Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один».

Тогда снова напрашивается сравнение с шумерскйми письменами. В одном из них содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртэрии? Тогда, судя по всему, тэртэрийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это ни парадоксально, не шумеры, а жители Балкан. Шумеры же были лишь хорошими учениками, воспринявшими пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развившими ее в клинопись.

Знаки, иногда полностью идентичные найденным на табличках в Трансильвании, ученые обнаружили в легендарной Трое (начало III тысячелетия до нашей эры). Примерно в то же время они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски балканской письменности содержит в себе пиктографическая письменность Древнего Крита.

К тому же известно: создатели балканской культуры в V тысячелетии до нашей эры прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая письменность, одинаково близкая и к шумерской, и к тэртэрийской.

Возможно, легенда о Вавилонском столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ведь, сравнивая символы шумерской письменности с аналогичными знаками из других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Создается впечатление, что письменные системы IV тысячелетия до нашей эры не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы, возникшей в одном месте.

Древние цивилизации

143

Есть версия, что скорее всего, находки румынских археологов принадлежат к доиндоевропейской культуре Винча, которая была распространена на территории современной Юго-Восточной Европы в эпоху неолита, так как символы на табличках очень похожи на пиктограммы, изображённые на найденных в 1875-м году близ сербского города Винча остатках древней керамики.

Дунайское протописьмо — термин, введённый немецкими лингвистами для совокупности символов, найденных на различных объектах культуры Винча.

Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли.

/infoglaz.ru/

144

Экономический документ из Урука

Древние цивилизации

Вавилонский экономический документ, Урук (современный Ирак), VI век до н.э. Размеры 2.9 x 4 x 1.6 сантиметров.

Древние цивилизации

Эта небольшая глиняная табличка была частью экономических архивов храма бога неба Ану и богини плодородия Иштар в Уруке. Она хранит жалованье выплаченное Ardi-Inninni, сыну Ibni-Ishtar из предприятия Bel-ili на второй день месяца Тебет в 6-й год царствования короля Набонида (ок 549 до н.э.).

/yourblog.in.ua/

145

Бюст Нефертити подделка?

Древние цивилизации

Египет полон загадок и тайн, пирамиды, фараоны, великий Сфинкс. Наряду с известными на весь мир фараонами – Тутанхамоном, Хеопсом, Джосером и т.д., в истории этой древней страны с богатой историей смогли оставить свой след и женщины – Клеопатра, Нефертити.

На сегодняшний день бюст Нефертити это одно из самых известных произведений древнеегипетского искусства, выполненного в амарнском стиле. Бюст представляет собой стилизованный портрет Царицы Нефертити, которая была супругой фараона Эхнатона, который вошел в историю благодаря ряду инновационных реформ, его правление пришлось на период с 1351-1334 гг. до н.э. В настоящее время бюст Нефертити выставлен в качестве экспоната в Новом музее, в Берлине.

Специалисты спорят о происхождении царицы, о том, из какого рода она была, однако для обычных людей более интересными являются споры о подлинности знаменитого артефакта. Они ведутся уже давно, и последний тяжелый удар по защитникам версии его аутентичности нанес швейцарский искусствовед Анри Стирлин (Henri Stierlin), безапелляционно заявивший о подделке.

Давайте узнаем какие у него аргументы …

Древние цивилизации

Годом рождения царицы Нефертити принято считать 1370 год до н.э. В возрасте 12 лет, ее отец продал Нефертити в гарем фараона Аменхотепа III. После смерти фараона, по существовавшей тогда традиции, гарем вместе с наложницами перешел к его преемнику Аменхотепу IV, который вошел в историю под именем Эхнатона.

Молодой фараон, так проникся неземной красотой юной наложницы, что предложил ей стать своей женой и своей сопровительницей. Как уверяют историки, царица Нефертити обладала точно такой же властью, как и ее супруг, она не только управляла вместе с ним страной, она была идейной вдохновительницей царя, побуждающей его действовать и проводить реформы, которые затронули все сферы жизни Древних Египтян.

На двенадцатом году правления Царицы, ее имя внезапно пропадает из всех официальных документов – исторических источников, вместо этого все чаще упоминается одна из шести ее дочерей – Меританен. По этому поводу мнения египтологов разделяются.

Согласно одной версии, Нефертити попадает в опалу из-за того что она так и не смогла родить Царю наследника мужского пола, а фараон вынужден был второй раз жениться на простолюдинке, которая и родила ему долгожданного сына.

Согласно второй версии перед своей смертью Эхнатон полностью передал бразды правления в руки своей супруги, и она правила страной от его имени. В пользу этой версии говорят и изменившиеся к концу жизни изображения Эхнатона – он все больше становится похожим на женщину.

Кроме того, археологами были обнаружены фрески, на которых царица Нефертити изображена с регалиями фараонов. В свойственной им манере она занимается казнью преступников – пронзает кинжалом одной руки, в то время как втора держит за голову.

Древние цивилизации
Руководитель археологической экспедиции Людвиг Борхардт на раскопках в Амарне, 1912 год. Справа: брат короля Саксонии, герцог Иоганн-Георг рядом со своей второй женой, герцогиней Марией Иммакулой. По странному совпадению, прибытие уважаемой делегации совпало с обнаружением бюста – все произошло 6 декабря 1912 года.

146

В 1912 году немецким археологами, во главе с Людвигом Борхардтом проводились раскопки одного из разрушенных городищ, которых очень много на территории современного Египта. По предположениям специалистов, они раскапывали мастерскую, принадлежавшую царскому скульптору. В один из дней, археологами среди кирпичной пыли была замечена часть скульптуры. После многочасовых попыток осторожно вытащить ее из песка и обломков кирпичных стен дома, историки смогли увидеть, что их находка это бюст женщины в натуральную величину, выполненный из известняка и с великолепно сохранившимися красками. Лицо женщины имело нежный овал, прекрасно очерченный пухлый рот, великолепные глаза в форме миндалин, прямой нос. Левый глаз слегка оцарапан и видимо из-за этого дефекта и выпал глаз, который хорошо сохранился с правой стороны. Правый глаз представляет собой вставку из горного хрусталя с небольшим зрачком из черного дерева. Синий парик, довольно высокий, обвит небольшой золой повязкой, которая украшена драгоценными камнями. По предположениям археологов, раньше на лбу бюста располагалась урей – символ царской власти в виде священной змеи.

Бюст был вывезен немецкими археологами в Германию и сегодня он хранится в Новом музее в Египте. На протяжении всего двадцатого века, находка не раз подвергалась самым различным экспериментам со стороны ученых. И вот совсем недавно, исследователи сделали сенсационный вывод, согласно которому лицо красивейшей царицы Древнего Египта ретушировалось после того, как был сделан первоначальный вариант бюста. Так применяя методы компьютерной томографии, исследователи смогли разглядеть под слоем штукатурки, настоящее лицо этой женщины – фараона. Как оказалось, супруга Эхнатона имела небольшую горбинку на носу, уголки ее губ были слегка опущены вниз, на щеках имелись складки-ямочки и скулы были не так четко обозначены. Хотя глаза были более выразительными. Историки считают, что бюст не раз переделывался в соответствии с меняющимися канонами женской красоты. Так не раз отшлифовывались скулы, изменялось лицо, углублялись глаза, нетронутыми оставались лишь царские уши.

Вместе с бюстом Нефертити в Берлинском музее выставлены фресковые изображения второй жены Эхнатона, небольшая статуэтка Великой царицы, так же выполненная из известняка, два портрета Нефертити – из гипса и гранита. Но несмотря на прекрасное состояние остальных экспонатов в этой древнеегипетской выставке, бюст неизменно приковывает к себе внимание экскурсантов. Именно он является главное достопримечательностью музея и визитной карточкой всего искусства Амарны.

Древние цивилизации

Высокие скулы, миндалевидные глаза, чувственные губы, лебединая шея, – среди всех древних красавиц, пожалуй, лишь Нефертити столь точно соответствует современным представлениям о прекрасном. Поражают не только свежесть красок, но и непреходящая современность того эстетического идеала, который утверждает бюст супруги фараона Эхнатона, выставленный в Берлине. Поражают столь сильно, что уже не в первый раз возникает вопрос: а действительно ли этому бюсту 3400 лет?

Бюст Нефертити изготовлен из известняка, покрыт гипсовой штукатуркой и полностью окрашен. Имеются незначительные повреждения: левый глаз не инкрустирован, одно ухо царицы немного отломано, имеются сколы и повреждения на головном уборе. Высота бюста – 48 см.

Несмотря на всю тщательность поиска, Борхардт так и не нашел инкрустацию второго глаза и отмечал позже, что «никаких следов склеивающего вещества не было обнаружено в глазнице. »Внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательно и не была предназначена для инкрустации».  То, что в левой глазнице, никогда не было инкрустации, подтвердило полноценное обследование, проведенное учеными Берлинского музея.
Также, учитывая, что бюст Нефертити не относится к числу поздних работ Тутмоса, отпадает версия о том, что он не был незавершенным. Скорее всего, отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину.

Одна из основных версий — египтяне не делали точные копии лиц людей. Это объяснялось их верой в то, что между человеком и его любым изображением существует связь и если повредить изображение, это может навредить человеку.

147

В том числе и в посмертии… . А так. вроде бы обман судьбы…) )  У человека, правый глаз — излучающий. Из него выходит энергия. И эта энергия активна. Она ощупывает. изучает мир и возвращается к нам обратно, неся информацию. Поэтому смотрит именно правый глаз. А левый глаз, это ворота в нас. Левый глаз не излучает, он поглощает энергию. Это очень легко почувствовать.

Скульптор таким образом «защитил» Нефертити (вернее, её отражение, но так как оно влияет на оригинал, то и саму царицу) По всей видимости бюст сделали еще при жизни Нефертити.

Древние цивилизации

Вообще, скульптур, найденных экспедицией во время раскопок, было несколько. На фото: гранитная голова Нефертити. В отличие от известного бюста царицы, поражающего своим современным видом и выпадающим из канонов древнеегипетского искусства, этот портрет никаких подозрений не вызывает.

Из-за гранитной эрозии очертания лица сделались нечеткими. Степень эрозии показывает, что этой скульптуре не одна тысяча лет. Подделать эрозийное разрушение практически невозможно.

Датировать цветной бюст Нефертити традиционными для археологов естественно-научными методами сложно, поскольку он сделана из камня. Однако критический анализ все же возможен. Его основные моменты изложены в книге Анри Стирлина, вышедшей в 2009 году, “Бюст Нефертити – египтологическое надувательство?”

Какие весомые аргументы приводит автор?

Первый – подозрительная идеальная сохранность находки. Считается, что условия пребывания бюста Нефертити в земле были просто идеальными, что вызывает соответствующие вопросы. Конечно, существуют хорошо сохранившиеся даже мумии, например, найденные там же, в Амарне. Но они находились в замурованных захоронениях в каменных гробницах, без доступа воздуха, с неизменными уровнями влажности и температуры. А так называемая мастерская Тутмоса, где был обнаружен бюст царицы, находилась на открытом воздухе. Очевидно, что в ней условия пребывания скульптурных изделий были совершенно иные, намного более разрушительные.
Более того, город Амарна, или Ахетатон, стоял на пологом берегу Нила, и мастерская Тутмоса находилась примерно в 150-200 метрах от воды. Во время периодических паводков (до 7 метров высотой) водой заливалась вся территория. Все изделия, которые якобы нашли в этой мастерской, включая цветной бюст, в это время должны были находиться если не в воде, то в очень влажном грунте. Во время своего обнаружения бюст Нефертити лежал глубоко в песке на самом берегу реки. Как можно поверить в то, что он пролежал в таких условиях 3360 лет и при этом остался практически невредимым?

Древние цивилизации

Для сравнения. Слева – подлинная скульптура головы Нефертити. Мы хорошо видим каково естественное разрушение известняка в реальности. Артефакт найден в Амарне, высота – 36 см.
Знаменитый же бюст Нефертити вообще не имеет следов контакта с грунтом. Гипс является довольно мягким материалом, поэтому удивительно, что на портрете царицы нет ни одной царапины, ободрано лишь ухо, чуть пострадало основание скульптуры…

Древние цивилизации

Древнеегипетская скульптура всегда выполнена с чрезмерным запасом устойчивости, это ее чуть ли не главный признак. Любой мастер Древнего Египта чувствовал распределение тяжести в своем творении, и никогда не делал нечто воздушное, легкое и неустойчивое. Всё творилось на долгие века, статуи не должны были опрокинуться от случайного легкого воздействия. Бюст Нефертити входит в противоречие с этими традициями, центр тяжести у него сильно смещён вперёд, отчего скульптура получилась крайне неустойчивой. Чтобы решить эту проблему, при установке в берлинском музее в ее основание вмонтировали два металлических штифта. Интересно, а как бы Эхнатон у себя во дворце монтировал бюст своей любимой супруги?

Древние цивилизации
Древние цивилизации

148

Слева: рентгенограмма бюста. Справа: при увеличении хорошо видно наложение двух слоев гипса различной плотности. Очевидно, это было нужно, чтобы привести скульптуру хоть к какому-то равновесию. Видно, что сначала был наложен менее плотный гипс, но фигура осталась неустойчивой. Тогда был добавлен новый, более плотный слой гипса. Бюст стал более устойчивым, но явно недостаточно: при небольшом толчке фигура потеряла бы равновесие.

Древние цивилизации

Одна из бросающихся в глаза особенностей фигуры – вертикально отсечённые плечи. Ни одна древнеегипетская скульптура не имеет такой формы, они всегда заканчивались либо шеей, либо делались по пояс или в полный рост. На лицо несоответствие канонам.
Далее. Все профессиональные археологи ведут журнал, куда записывают сведения о найденных ценностях: где, когда и как они были обнаружены. Описывается внешний вид, прилагаются фотографии или их зарисовки и так далее. Журналы экспедиции Борхардта сохранились, но упоминаний о прекрасной и удивительной находке в них нет. Как нет в архивах и специального разрешения, которое выдает египетская сторона при вывозе археологических находок за пределы страны.
Отсутствие первичной информации о скульптуре, естественно, настораживает исследователей, однако дальше эта история становится еще более странной. После того, как скульптуру видел герцог Саксонский, приехавший на раскопки точно в день ее находки, она исчезает из поля зрения ученых и общественности на долгие 11 лет. Оказывается, всё это время скульптура просто хранилась у Джеймса Симона, который спонсировал экспедицию. Возможно ли такое, если речь идет о сенсационной археологической находке?

Древние цивилизации

Во времена Борхардта компьютерной томографии не было, но сейчас она есть и многое проясняет. С её помощью выяснилась странная вещь – внутри бюста находится вторая скульптура. Получается, художник сначала работал с камнем, сделав заготовку, а потом лепил на нее гипс, придавая более совершенные формы. Это просто и понятно, но ни один из древних мастеров не пользовался подобной технологией изготовления скульптуры. Археологии Древнего Египта такие случаи не известны. Это важнейший аргумент в пользу всего лишь столетнего возраста бюста, так как речь идет о современной технологии подделок.

Древние цивилизации

С помощью томографа специалистам удалось заглянуть под горный хрусталь, из которого сделан правый глаз скульптуры. Оказалась, что у левого глаза плоская поверхность, у правого — выпуклая. Стало очевидно, что левый хрустальный глаз не утерян, как считали раньше, его просто никогда не было. Одноглазие было запланировано изначально. Но не мог же Тутмос сделать царицу одноглазой?

Древние цивилизации

Томография также дала основание утверждать, что повреждение ушей было осуществлено тоже на уровне заготовки.

149

Правое ухо головы царицы, здесь видна работа фальсификатора. Он демонстративно оставил следы от реконструкции поврежденного уха, которая понадобилась ему только для того, чтобы нанесенные им же самим повреждения выглядели естественно. По ошибке мастера на ухе нет следов тысячелетней эрозии. Видно, что краску на нем соскоблили будто вчера, кусочек гипса был отколот и тут же приклеен, то есть части скульптуры не лежали отдельно друг от друга в песке более трех тысяч лет.

Анри Стирлин предполагает, что бюст Нефертити был создан скульптором Герхардом Марксом по заказу Борхардта для того, чтобы опробовать древние краски, привезённые с раскопок. Однако когда красоту «шедевра» оценил принц Иоганн Георг, Борхардт не осмелился признаться, чтобы не поставить знатного гостя в дурацкое положение, и сделал вид, будто это действительно древняя скульптура.

Древние цивилизации

Есть и более радикальная версия фальсификации. Якобы вся экспедиция Людвига Борхардта изначально ставила своей целью легализацию подделок, выполненных на основе гранитной головы Нефертити, которая и была единственным подлинным артефактом, обнаруженным экспедицией.

Древние цивилизации

Берлинский писатель Эрдоган Эрчиван в своей книге «Утраченные звенья археологии» не мелочится: сразу сто знаменитых археологических сокровищ (среди них, скажем, и сокровища Трои, хранящиеся ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве) он «разоблачает» как подделки. Глава о Нефертити – из числа наиболее скромных в этой книге. По мнению Эрчивана, за подделкой стояла не злая воля Борхарда, а желание испробовать свои силы: насколько он в состоянии воспроизвести древние образцы? Эрчиван полагает также, что моделью для Борхарда служили не только древние изображения, обнаруженные им в мастерской скульптора Тутмоса (подлинность многочисленных изображений Нефертити из гранита, мрамора, нефрита и других камней не вызывает сомнений), но и собственная жена немецкого археолога. Автор книги утверждает, что бюст «несет на себе отпечаток сходства» с мадам Борхард. Аргументация другого разоблачителя – французского писателя и фотографа Андре Штирлина – во многом совпадает с аргументацией Эрчивана, но содержит куда больше научных и исторических деталей. Так, он предполагает, что Борхард реконструировал облик Нефертити, чтобы продемонстрировать, как выглядели древние украшения: известно, что он надевал на бюст свои ювелирные находки. При реконструкции он пользовался теми красками, что были им обнаружены на стенах египетских усыпальниц.

Тесно сотрудничал Борхард и с египетскими мастерами подделки: этот промысел процветал на потребу туристам уже в XIX веке. Цель у археолога была, правда, благородная: научиться отличать подделки от оригиналов. Тем не менее, именно из его рук попала в Египетский музей «древняя» стелла, которая лишь несколько лет назад была опознана экспертами как подделка. В случае Нефертити Борхард, как предполагает Штирлин, изначально не хотел выдавать свою подделку за оригинал. Но красочный бюст привел всех в такой восторг, что история обрела собственную динамику… Эксперты берлинского Египетского музея во главе с его директором, профессором Дитрихом Вильдунгом отвергают все предоложения о том, что речь может идти о подделке. Они ссылаются как на многократные исследования древней статуи, так и на исторические документы. А началось все еще в 1906 году, когда Немецкое Восточное Общество приобрело права на ведение раскопок в окрестностях эль-Амарна, предполагаемой древней столицы фараона Эхнатона – Ахетатона. Финансировал раскопки берлинский меценат Джеймс Саймон, богатый торговец хлопком, при этом – страстный патриот Пруссии и не менее страстный любитель древностей. Осенью 1912 года были начаты раскопки в квардрате P 47, обозначенном в плане археологов как развалины жилого дома. Под слоем песка обнаружили мастерскую придворного скульптора Тутмоса. Красавица Нефертити царила безраздельно в мастерской художника: ее изображения были обнаружены во всех мыслимых видах: от миниатюрной деревянной фигуры до знаменитого бюста. «Бюст царицы 47 сантиметров в высоту. В высоком срезанном сверху парике, перевязанном посередине широкой лентой. Краски – как будто только что нанесены. Превосходная работа. Описывать бесполезно. Надо видеть…» – такую запись сделал в своем дневнике 6 декабря 1912 года Людвиг Борхард, археолог и атташе по вопросам науки при прусском консульстве в Каире. В 1913 году драгоценная находка была привезена в Германию, где хранилась затем в разных музеях. С некоторых пор царица покровительствует Музейному острову, весьма эффективно «лоббируя» его интересы. Скажем, финансирование восстановления Нового музея в Берлине было в свое время утверждено под лозунгом создания «дома для Нефертити». В общем, египетская царица – хороший повод для сенсаций. Как сказал профессор Вильдунг: «Красивая женщина и скандал: это всегда хорошо продается».

Древние цивилизации

150

По сей день продолжается спор между египетским правительством и руководством музея в Берлине, по поводу окончательного решения вопросов собственности по отношению к этому историческому памятнику. В Египте на плато Гизы в самое ближайшее время планируется проведение выставки, на которой будут представлены различные древнеегипетские скульптуры и портреты со всего мира, и как ожидается, бюст Нефертити должен стать главным событием и достопримечательностью.

Немцы в свою очередь отказываются возвращать бюст царицы в Египет, на ее историческую родину, объясняя это тем, что имеются серьезные опасения о возможности повреждения реликвии во время транспортировки. Так исследования известняка, из которого, как известно, состоит бюст Нефертити, показывает наличие полостей на изображении, что может способствовать разрушению при неблагоприятных условиях в пути.

Древние цивилизации

Бюст Нефертити вызывает точно такой же ажиотаж и разжигает конфликты в сердцах современных ученых, как и сама Царица, с которой он лепился. Даже психологи, по многочисленным историческим источникам того времени не могут дать однозначного ответа, кем же на самом деле была Великая Царица Верхнего и Нижнего Нила. С одной стороны факты, говорят о том, что она являлась послужной женой, бывшей наложницей в гареме фараона, своего супруга Нефертити любила сверх меры и в ответ получала неимоверное количество любви. Об этом говорят и многочисленные фрески и портретные изображения правящей пары и то, что фараон во всем прислушивался к своей молодой жене и даже сделал ее своей сопровительницей.

С другой стороны историки все чаще приходят к выводу, что Нефертити, на самом деле не обычная простолюдинка, проданная бедняком отцом в гарем, а родная сестра Эхнатона, на которой ему пришлось жениться из политических соображений. Большинство египтологов уверены, что царица, обладала деспотичным характером, ненавидела своего мужа, который на протяжении всего замужества продолжал любить Кийю, в последующем он все-таки на ней женился. К тому же существуют источники, согласно которым у Нефертити был целый гарем наложников, с которыми она постоянно развлекалась, игнорируя своего слабохарактерного мужа.


/infoglaz.ru/