"Sweet-Travel" в Киеве с 2006 года - персональный Форум нашего агентства о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Древние цивилизации и археологические находки

Сообщений 171 страница 180 из 419

171

История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного "окна из Европы в Азию" — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда "художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень", ассоциировалось с "греческим проектом" великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ "Северной Пальмиры".

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей "расширения окна", созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.

/masterok.com/

172

Цитадель Алеппо (Citadel Aleppo)

Древние цивилизации

Что сейчас у вас ассоциируется с названием сирийского города Алеппо ? То, что это экономический центр Сирии (был ...) или то что там идут ожесточенные бои и каждый день с различных кварталов выбивают боевиков ? А ведь это древний город со своей удивительной историей и уникальными памятниками. Об одном из них мы и поговорим.

Алеппо (арабск. [халаб]) — город и провинция с таким на названием на севере Сирии. Население города составляет порядка 2 млн. человек. Алеппо — второй по величине город Сирии после Дамаска. Он один из самых старых городов, известный в античное время как Хальпе (Khalpe), для греков он был Бероэ (Beroea), а для турков как Халеп (Halep). Город занимал стратегически важное место на пересечении торговых путей между морем и р. Евфрат. Название «Халаб» означает — «дал молока» и происходит от древней легенды, которая гласит, что на месте города жил Авраам и давал всем проходящим мимо путникам напиться молока.

Древние цивилизации

Цитадель Алеппо расположена в центре города. Основатель крепости Саиф-аль-Дола (Sayf al-Dawla). Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то одной, то другой стороны. Строительство же крепости заняло 13 лет и велось с 944 по 967 гг. н. э.

Саиф аль-Дола, первый правитель Алеппо династии Хамданидов, построил крепость в качестве военного центра региона. Нуредин (Nur ad-Din) (1147–1174) укрепил цитадель и добавил несколько строений (в т. ч. Малую Мечеть).

Во время правления султана аль-Захири аль-Гхази (al-Zagir al-Ghazi) (1186–1216), сына Салах эль-Дина (Salah el-Din), известного в Европе как Саладин, цитадель была почти полностью перестроена и укреплена. В том числе были добавлены несколько новых зданий. Все вместе они составили Цитадель Алеппо в том виде, в котором он дошла до наших дней.

Древние цивилизации

Вообще это место было заселено по крайней мере с VIII тысячелетия до н.э. Алеппо упоминается в хеттских архивах, архивах Мари на Евфрате и в центральной Анатолии. Королевство аморитов Ямхад, с центром в Halab (Алеппо), управляло многими из городов северной Сирии в начале тысячелетия, но после 1800 г. до н.э. оно начало подвергаться  давлениям с востока от Митанни и в конечном счете - полное господство хеттов, родиной которых была центральная Анатолия.

Алеппо и Северная Сирия соревновались с севером (Турция) и востоком (Месопотамия). К  XV столетию до н.э, однако, эти два мира столкнулись непосредственно с недолгим египетским предложением расширить их прямое управление на север. После вторжений со стороны «народов моря», приблизительно, в 1200 г., хеттская власть восстановила серию небольших нео хеттских государств (Ain Dara - Tel Halaf), один из которых был сосредоточен в Алеппо.

Древние цивилизации

Ассирийцы стали следующей иностранной державой, стремящейся проявить их господство ( VIII – IV столетия до н.э.), сопровождаемое нео-вавилонянами, затем  персы ( 539 – 333 гг.), чье превосходство длилось пока Александр не очистил путь династии Селевкидов, чтобы установить их власть в этих местах. Контроль Селевкидов привел к изменению  роли Алеппо. Город  вырос из деревни, сосредоточенной на насыпи около изгиба реки Quweiq, в настоящий  городской центр на востоке, основанный на холме, который, как будто, специально был создан для цитадели самой природой.

Македонцы назвали его Beroia. Он был выложен согласно образцу сетки-плана  Hippodamian (Apamea - Cyrrhus).

173

Римляне взяли под свой контроль Сирию в 64 г. до н.э. Римский контроль продлился почти 600 лет (включая византийское управление из Константинополя ) и принес беспрецедентное процветание. Этот район стал более населенным и чрезвычайно развитым с точки зрения сельского хозяйства. Была установлена сеть дорог, горный массив известняка на западе стал центром главной живой промышленности экспорта нефти, и Beroia была одним из основных мест для защиты имперской границы на восток и северо-восток.                                                               

Древние цивилизации

Алеппо сдался арабской армии без сопротивления в 637 г. Он уже играл вторичную роль по отношению к Дамаску ( при Омейядах ) и Багдаду ( при Аббасидах ). Позже это место стало центром Хамданидов ( 944 – 1003 гг.). После, Алеппо был завоеван турками Сельджуками  в 1070 г. Крестоносцы, после захвата Антиохии в 1098 г., взяли большую часть окрестностей Алеппо, отрезая его доступ к побережью.

Ибн Хашаб, религиозный лидер или кади ( судья ), сплотил мусульман и предложил присоединиться к силам Сельджука из Мосула ( северный Ирак ). Их первый успех был в сражении при Сармаде в 1119 г. (более известное  как "кровавое поле"  в хрониках Крестоносцев). Зенги - сельджукский военачальник из Мосула, обладал смыслом миссии и посвящения, в котором в последние десятилетия испытало недостаток большинство его предшественников. Он создал в Алеппо центр сопротивления Крестоносцам. Реализация политики Зенги (1128 – 1170 гг.) продолжалась при его сыне Нур аль Дине.

Древние цивилизации

После смерти Зенги, Салах ад-Дин постепенно начал расширять свою базу в Египте, стремясь  объединить большинство мусульманских земель. ( Египет и Ирак ). Аль-Захер Гази ( сын Салах ад-Дина ) был одним из наибооее прославленных правителей Алеппо в период правления династии Айюбидов ( 1176 – 1260 гг.). Вклад Гази в построении стены и укреплении Цитадели все еще очевиден. Постоянный труд и индивидуальность Гази сделали Алеппо одним из трех главных городов исламского мира. Его новая международная торговая роль была признана рядом соглашений с Венецией ( 1207 – 1254 гг.), в результате которых в Алеппо была установлена фабрика, обеспечивающая прямой доступ к мусульманскому рынку, минуя порты Крестоносцев.

Слабость Северной Сирии, включая Алеппо, после монгольских вторжений в 1260 г. дала возможность Мамлюкам захватить контроль в Сирии. Их управление продлилось в период с 1260 г. по 1516 г. В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей, именно тогда Оттоманские силы выгнали Мамлюков из Сирии. Следовательно, Алеппо стал местом турецкого правителя ( вали ). Алеппо стал принципиальным местом  Леванта.

Население Алеппо, которые было, прмерно, 120 000 в начале XVIII столетия, уменьшилось  и  концу столетия было менее 100 000  и 90 000 в Дамаске. Вероятно, число населения было больше в два раза двумя столетиями ранее. Число населения отразило важность Алеппо среди главных городов на Ближнем Востоке под Оттоманским господством. Оттоманское правление  продлилось, пока Союзные войска не заняли Сирию в конце Первой мировой войны.

Древние цивилизации

Огромное пространство голого камня, основание которго возвышается над городом на 50 метров, облицовано большими блестящими блоками из известняка – это Цитадель Алеппо. Ранее была окружена рвом и водой. Она словно парит над городом.

Холм, на котором распологаетя Цитадель, как предполагается, относится к XVI столетию до н.э., к периоду аморитов.Однако предметы, которые были там найдены, свидетельствуют, что холм существовал и в X столетии до н.э., в этот период неохетты возводили храм на этом месте, позже, согласно преданиям, на этом холме останавливался Авраам.  В период правления Селевкидов, место стало Цитаделью ( IV – I тысячелетия до н.э.) В период господства династии Айюбидов в Сирии сын Салах ад-Дина, Гази, использовал его и в качестве места жительства и в качестве крепости. Крепость пострадала от монгольских вторжений в 1269 и 1400 гг.

Древние цивилизации

174

Стратегическое значение крепости в борьбе против Византии продолжалось в период Крестоносцев, когда она стала неприступной основой мусульманской власти в северной Сирии. Можно легко заметить как ее меняли и дополняли  в целях более лучшего функционирования. Стратегия защиты состояла в том, чтобы сделать план крепости более сложным для нападавших.

Существующая структура и проект цитадели Алеппо - работа Гази ( XII столетие нашей эры). Единственный вход в Цитадель через внешнюю башню на юге. Вход защищал каменный  выгнутый мост, который покрывал 22 м ров. Великолепные ворота - почти замок сам по себе. Дверь помещена в боковую стену с близлежащей стеной, стоящей перед ней, чтобы ограничить пространство.Двери помещены в узком коридоре, который, в свою очередь, меняет свое направление несколько раз. В коридоре царит темнота, а в потолке проделаны отверстия, через которое защитники цитадели могли лить кипящий вар. Все это должно было служить преградами для нападавших.

Древние цивилизации

В первом десятилетии XIII века цитадель превратилась в богатейший город. Внутри были расположены дворцы и бани, мечети и усыпальницы, арсенал и площади для тренировки солдат, цистерны с водой и амбары для хранения зерна.

Наиболее значительное дополнение аль-Гхази — Великая Мечеть, построенная в 1214. Она расположена в самой высокой точке Цитадели и вместе с минаретом (высотой 21 метр) существено увеличила дальность обзора для защитников крепости, став одновременно как военным так религиозным центром крепости.

Древние цивилизации

В 1213 г. аль-Гхази перестроил вход в крепость. Через ров был построен огромный мост, состоящий из восьми арок. Снизу он упирается в ворота с двумя башнями, что-то вроде европейского барбакана. Сверху мост упирается во Врата Змей и Врата Двух Львов.

В 1259 г. Алеппо подвергся нападению в монголов, которые сильно повредили стены и здания цитадели. В 1300 они вернулись вновь, а в 1400 Тамерлан сумел сломить сопротивление защитников крепости заполнив ров телами своих погибших воинов.

В 1415 г. мамлюкский губернатор Алеппо, принц Саиф аль-Джакам (Sayf al-Jakam) получил разрешение восстановить крепость после монгольского нашествия

Древние цивилизации

в 1410. Наиболее значительным дополнением стал мамлюкский дворец, который по высоте превосходит башни при входе в цитадель.

В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей. Впоследствии военная роль цитадели постепенно стала уменьшаться и город стал расширяться за пределы крепостных стен.

Хотя на своем веку крепости довелось повидать многое, наибольшие разрушения ей принесло землетрясение 1828 г. Повреждения были столь значительны, что восстановительные работы ведутся и по сей день.

В время крестовых походов Рено Шатийонский (фр. Renaud de Chatillon) провел 16 лет в подземельях Алеппо как заключенный.

Древние цивилизации

175

В 1970-хх? гг. был полностью отреставрирован тронный зал цитадели. Амфитеатр полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

В 1986 г. Цитадель Алеппо была занесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия как «Древний город Алеппо» (англ.«Ancient City of Aleppo»).

В 2000 г. Фонд программ поддержки культурно-исторических городов Ага Хан (Aga Khan Trust for Culture`s Historic Cities Support Programm) инициировал глобальный проект реставрации цитадели Алеппо. Проект включает в себя реставрацию и сохранение стен цитадели, замену недостающих камней в стенах и арках, а также раскопки на территории цитадели.

Древние цивилизации

Внутри цитадели расположены две мечети - Малая Мечеть и Великая Мечеть аль-Гази. Большая Мечеть имеет несколько структур, которые видны снаружи наверху насыпи, она была выкопана и восстановлена. Одна Мечеть – Мечеть Авраама (по преданию, на этом месте жил Авраам. Он выращивал коров и молоко, полученное от них, раздавал бедным). Она приписывается  Нур аль Дину благодаря надписи датированной 1167 г.

Большая Мечеть Цитадели, была восстановлена Гази в 1214 г. Эта вторая мечеть отличается своей красотой и величием. Снаружи отделена каменным двором, в котором три вечнозеленых растения, находящиеся в центре. Также особенностью цитадели было и то, что в период Айюбидов она была одновременно дворцом и местом жительства правителей. Этот дворец включает комнаты отдыха и хамам. Также в Цитадели есть амфитеатр, который был полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

Другой достопримечательностью Старого города, которую необходимо посетить, являются старинные торговые районы Алеппо - Джейда и Тайба со средневековыми домами, где жизнь кипит и по сей день. Здесь вы увидите множество караван-сараев и рынков. Помимо этого, в Старом городе интересны мечеть аль-Джами аль-Кабир 1090 года и мечеть Джами-Кыкан 13 века, в которой был найден каменный блок с хеттскими письменами. Археологический музей Алеппо содержит уникальные экспонаты, найденные в ходе раскопок древних городов, таких, как Эбла и Мари, а Музей Популярного Искусства и Традиций содержит обширную этнографическую коллекцию.

Древние цивилизации

176

В 50 км юго-западнее Алеппо находятся руины древнего города-государства Эбла, которое процветало здесь в 3 тысячелетии до н.э. Археологами были раскопаны остатки царского дворца, несколько храмов и ворот. Но самой главной находкой стала царская библиотека, где хранилось более 17 тысяч глиняных табличек и их фрагментов c клинописью на эблаитском и шумерском языках, среди которых - самый древний в мире словарь.

В окрестностях Алеппо интересны остатки базилики Симеона-Столпника (Калат-Самаан). Она была построена в 60 км западнее Алеппо в 490 году при императоре Зеноне в память о первом христианском столпнике Симеоне. Она стала одной из самых больших базилик античного периода. Проект был оригинален: центром собор являлся столп, где 40 лет молился Симеон. До сегодняшнего дня сохранился лишь небольшой обломок столпа и его основание. В 10 веке вокруг неё были построены фортификационные сооружения, вместе с базиликой их назвали крепостью Симеона-Столпника.

Древние цивилизации

/masterok.com/

177

Гипогей Мальты

Древние цивилизации

Невероятное сооружение Гипогей, до сих пор вызывающее споры специалистов о своем возникновении – одна из самых загадочных достопримечательностей Мальты.

По некоторым оценкам археологов почти 6000-летний трехуровневый мальтийский храм Гипогей Хал-Сафлиени (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) старше по возрасту сооружений Стоунхендж в Англии и самих Египетских пирамид в Гизе более чем на тысячу лет.  Захоронение Гипогей, официально именуемое Hypogeum of Hal Saflieni, названо так по имени улицы, где оно было обнаружено в начале прошлого века. Гипогей в переводе с латинского означает «подземное жилище». Многие эксперты уверяют, что мальтийский Гипогей был построен как храм, огромный подземный храм смерти и рождения с запутанной системой уровней, ходов, залов и ловушек. Кроме того, в Гипогее обнаружены скелеты 30 тысяч человек эпохи позднего неолита и разные артефакты. Сейчас историки настаивают на признании его восьмым чудом света

Давайте изучим его и мы с вами подробнее …

Древние цивилизации

Гипогей Хал Сафлиени — один из самых экстраординарных и уникальных археологических участков в мире. Гипогей был вырезан древними строителями из твердого известняка в целой природной скале. Самый древний верхний уровень комнат храма Гипогей (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) датируется приблизительно 3600-3300 гг. до н.э., а самый глубокий уровень Гипогея датируется примерно 3150-2500 гг. до н.э., средний уровень 3300-3000 гг. до н.э.

Гипогей на Мальте занимает площадь примерно 500 кв. м., которая включает главную яйцеобразную материнскую палату, таинственный зал с нишей «эхо», доступные проходы-туннели, лестницы, ступени, многочисленные залы и палаты различных форм и размеров, традиционные дверные проемы, могильные ниши и многие другие объекты.

Древние цивилизации

Некоторые подземные палаты повторяют формы архитектуры наземных храмов на Мальте, а характер строения главной материнской палаты Main Chamber с изогнутыми стенами, по оценкам историков, явно указывает на то, на острове когда-то процветал культ плодородия Матери-Земли. К тому же, в Гипогее при раскопках была обнаружена знаменитая каменная статуэтка спящей тучной женщины Sleeping Lady, которая сейчас хранится в Национальном археологическом музее Мальты, и также при раскопках в святилище были обнаружены другие важные артефакты, как разные фигурки и статуэтки, амулеты и вазы. Один из наиболее любопытных найденных экспонатов — это обезглавленная неолитическая статуэтка, которая была найдена рядом с двумя головами из известняка, возможно, что одна из голов принадлежала этой фигурке.

Гипогей Хал Сафлиени был случайно обнаружен на Мальте в ходе строительных работ в 1902 году при разработке поверхности скалы для строительства дома, и, к сожалению, строителями большая часть верхнего уровня построенного древними строителями была разрушена при наземных работах, пока не обнаружилось, что найденное строение может быть объктом исторического назначения. К огромной радости археологов, строители не успели повредить главный входной дверной проем, вырубленный древними строителями в типичной традиционной форме из двух больших камней, которые поддерживают перемычку.

Древние цивилизации

На стенах Гипогея при раскопках в некоторых палатах были обнаружены геометрические узоры в виде спиралей, а в могильных комнатах Гипогея были найдены останки костей приблизительно 7 000 человек и также костные останки животных. Большинство ученых предполагают, что Гипогей мог использоваться для ритуалов или религиозных служб и также мог позже использоваться как место погребения. В нишах залов Гипогея были открыты следы использования охры в ритуальных целях и, по мнению ученых и исследователей, ритуалы, возможно, были связаны с почитанием Богини Земли Матери.

Верхний уровень святилища — это самая старая секция Гипогея, и весьма очевидно, что строители храма первоначально увеличивали естественную пещеру.

Древние цивилизации

178

Самые главные палаты и наиболее демонстрационные примеры вырезания камня и художественного оформления древними строителями Гипогея были обнаружены археологами на втором уровне Гипогея. Около главной палаты нашли маленькую пещеру (каверна) глубиной около 2 м, которую назвали как «snake pit» или «votive pit». Возможно, что эта каверна предназначалась для того, чтобы держать животных, которых использовали здесь для жертвоприношений. Известная неолитическая статуэтка Спящей Леди (Sleeping Lady) была найдена именно здесь, в этой нише. Эта статуэтка является самой красивой из всех статуэток и фигурок, найденных в древних храмах Мальты. Очень полная женщина, возможно о чем-то мечтает, или возможно она символизирует смерть, или это жрица в трансе — по этому поводу существуют разные мнения.

Пол в одной комнате на самом глубоком уровне святилища обрывается ступеньками вниз. Исследователи считают, что палаты глубокого уровня использовались для хранения, поскольку при раскопках там не были найдены никакие останки человеческих костей. Этот уровень был построен в том промежутке времени, когда строящая храм цивилизация таинственным образом исчезла на острове.

Древние цивилизации

Палата Holy of Holies — самая впечатляющая комната в Гипогее, которая славится великолепно вырезанным монументальным фасадом зала с традиционным проемом двери, вырезанным из скалы. Этот дверной вход повторяет входы в дольмены наземных храмов, найденных на поверхности земли в нескольких местах Мальты.

Немного слов стоит сказать о Палате Оракула (The Oracle Room), которая находится на втором уровне Гипогея Хал Сафлиени. В комнате есть маленькая овальная ниша, расположенная на уровне лица. Если в эту нишу что-то произнести низким мужским голосом, звуки резонируют сильным эхом по всему помещению комплекса Гипогея. В этой же палате обнаружили нишу со следами красной охры, и потолок этой экстраординарной палаты украшают спирали, тоже нанесенные красной охрой, и, как считают ученые и исследователи, рисунки охрой символизируют Дерево Жизни (Tree of Life). Мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit, также, известный мальтийский историк, профессор, ректор университета Мальты, писатель, первый директор Национального Музея археологии Мальты, Валлетта в начале 20-ого века), считал, что на Мальте когда-то было определено место нахождения Оракула. Оракул в свою очередь привлекал на Мальту паломников со всего Средиземноморского региона. К тому же, археологи и историки полагают, что древние архитекторы на Мальте, которые соорудили на Мальте и Гозо мегалитические храмы, дольмены, могильники и другие древние объекты, предназначенные для отправления религиозных служб, ритуалов, обрядов или для каких-то других целей, при строительстве использовали математические расчеты.

Древние цивилизации

Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находится некоторое количество так называемых «погребальных камер». Они очень малы, а, чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Впрочем, ползком протиснуться через них можно. Известно, что одна из этих камер не глухая, как другие, а продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Должно быть, это то самое место, о котором писалось в августовском номере журнала National Geographic за 1940 год: некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.

Множество подземных ходов и тоннелей, включая доисторические катакомбы, позже было включено строителями-рыцарями в систему фортификационных укреплений. В некоторых ходах и пещерах хранили продовольствие, в других укрывались во время битвы. Прямо под Валлеттой разросся целый огромный подземный город, в котором жили бедняки, не имевшие собственных домов на поверхности. По всему острову разбросаны подземные пещеры-дома и храмы доисторических людей. Несколько десятилетий назад любой мог пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. Может быть, такое положение дел сохранялось бы и по сей день, но правительство распорядилось перекрыть все известные входы в подземелье после несчастного случая примерно в первой трети прошлого века, когда в подземном лабиринте потерялась группа школьников (всего около 30 человек) во главе с несколькими взрослыми. Дети и их учителя решили устроить познавательную экскурсию по тоннелям, но бесследно пропали, и их так и не нашли.

Древние цивилизации

179

Очевидцем этих событий была известная исследовательница Луиза Джеззап, которая в то время работала в посольстве Великобритании на Мальте, а позже стала научным секретарем одного американского научного общества. Она написала статью о двух своих посещениях Гипогея, одно из которых состоялось до пропажи школьников, а другое – вскоре после него. Мисс Джеззап, во время первого визита в Гипогей, стала уговаривать гида исследовать ту самую таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Гид сначала возражал, но потом сдался и предупредил барышню, что она может лезть туда исключительно на свой страх и риск. Мисс Джеззап взяла свечу и приспособила свой длинный шарф в качестве веревки, за которую держались идущие сзади ее друзья. Она протиснулась сквозь камеру и неожиданно очутилась в огромном пустом зале. Подняв свечу, она обнаружила, что стоит на небольшом выступе, а вниз уходит узкое, но глубокое, показавшееся бездонным, подземное ущелье.

С противоположной стороны ущелья, чуть ниже, был расположен выступ, подобный тому, на котором стояла мисс Джеззап, а от него в глубь породы начинался туннель. Мисс Джеззап и бывшие с ней люди видели это своими глазами и подтвердили письменно и под присягой. Кроме того, на противоположной стороне ущелья они увидели несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые пытались задуть свечу пришельцев и, наконец, метнули в них чем-то мягким и влажным. Люди в панике протолкнулись через лаз назад в Гипогей, где их встретил гид. Заметив состояние мисс Джеззап и ее друзей, гид совсем не удивился и дал понять, что прекрасно знает, что (и кого) они могли там видеть.

Древние цивилизации

Через неделю после этого события в лабиринте пропали школьники. А когда мисс Джеззап пришла в Гипогей на вторую экскурсию, прежнего гида там уже не было, а нынешний отрицал, что тот здесь когда-либо работал. Однако в прессе стало известно, что школьники, их учителя и предыдущий гид полезли именно в тот тоннель, на пороге которого мисс Джеззап видела странных существ. По случайности (или нет), туннель этот почти сразу осыпался. Было послано несколько поисковых партий, обвал разрыли, но останков тел детей или их следов не нашли. Веревка, которую экскурсия тянула за собой от самой погребальной камеры, оказалась аккуратно отрезана чем-то острым. Все следы потерялись.

Потом говорили, что детский плач и крик слышали люди как бы из-под земли в самых разных частях острова, но точно установить место, откуда исходили эти звуки, так никто и не смог.

Древние цивилизации

Что касается сети катакомб под Мальтой, то некоторые старинные источники указывают на то, что она разветвлялась не только под поверхностью острова: ходы шли вглубь и в стороны, продолжались и под морем и, по слухам, тянулись аж до Италии. По крайней мере в древности, в античные времена, многие источники указывали на это.

Второе название, Hypogeum of Hal Saflieni, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации. ОбнаружившиеГипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri), который первым и начал раскопки. После смерти отца Эммануила в 1907 году исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit). Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. Одна из самых известных загадок Гипогея - так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо. Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам… Стенки камеры разрисованы охряными спиралями. На верхнем уровне — большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некотрые заканчиваются «вслепую». Здесь и найдены были фигуры спящих женщин — ныне они находятся в музее археологии в Валлетте. Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.

Древние цивилизации

180

Одна из этих камер не замкнута, а продолжается в виде тоннеля куда-то в неведомые глубины. Журнал National Geographic за 1940 год писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.» На втором уровне — двухметровый колодец, в котором вроде как разводили змей или типа того… На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают,  использовались как склады. Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. Предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитателиМальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях. Гипогей Хал Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Мария Гимбутас связала Хал Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе.

В качестве подтверждения того, что в Хал Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер. Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так — верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 — 2500 до н.э). В 1992—1996 годах гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. Гипогей открыт для посещения ежедневно. В час пускают по одной группе, не более 10 человек, за день храм могут посетить только 80 человек. Вход групп строго в 9, 10, 11 и 13, 14, 15, 16.00. Всего бывает семь экскурсий в день. Записываться надо заранее, причем только с сайта в Интернете (за эту услугу еще и снимут 2 евро), в туристический сезон за две недели, а во не туристический — минимум за неделю, а потом за несколько дней выкупить билеты.

Древние цивилизации

Экскурсия начинается с краткого обзора небольшой выставки найденных при раскопках Гипогея экспонатов. Далее показывается видеофильм на английском языке. И только после этого в сопровождении гида можно спуститься непосредственно в Гипогей. Фото и видеосъемка категорически запрещена. Перед входом посетители оставляют все сумки и фото-видеокамеры в камере хранения. Стоимость билета в Гипогей - 20 Еврo для взрослого, 15 евро для детей от 12 до 17 лет и пенсионеров старше 60, 10 евро для детей от 6 до 12 лет. Детей 5 лет и менее туда не пустят! Однако, не обязательно заказывать билеты заранее (хотя это и снижает шансы попасть в Гипогей). Есть две «специальные экскурсии» — в 12:00 часов и в 16:00 частов, билеты на них продаются в Музее Изящных Искусств вВаллетте и в музее археологии на Гозо, в Виктории. Продяются они без заказа — в порядке живой очереди, «кто первый встал, того и тапки»! Цена — €25. Гипогей (Hypogeum):  достижим на автобусах маршрутов  15, 29, 30 (из Валлетты). Рядом с Гипогеем расположен ещё один мегалитический комплекс - Таршинские Храмы.

/masterok.com/