"Sweet-Travel" в Киеве с 2006 года - персональный Форум нашего агентства о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Истории, которые не расскажут гиды и не напишут в учебниках

Сообщений 151 страница 160 из 254

151

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

Ужасы нашего городка
Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров.

Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа, поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Ужасы нашего городка
Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер. Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инквизитора.

Ужасы нашего городка

152

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

Ужасы нашего городка

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер, однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Ужасы нашего городка
Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм».

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Ужасы нашего городка

153

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI–XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Ужасы нашего городка
Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

«Трёх–четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму:

«Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены.

На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием…

154

Трёх–четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9–14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Ужасы нашего городка

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 – 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве.

Ужасы нашего городка

Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди. Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.

155

Жуткие истории, таящиеся за красотами необитаемых ныне островов

Эти пять островов просто-таки манят своим великолепием, однако за кажущейся приветливостью скрываются вселяющие ужас проклятья.

Атолл Пальмира

Ужасы нашего городка

Атолл Пальмира расположен в 1600 километрах южнее Гавайев и является собственностью США. Говорят, что это место «одержимо демонами».

Атолл сформировался из кораллов, кольцом выросших вокруг древнего погрузившегося под воду вулкана. За последние несколько столетий не один корабль закончил свое существование в районе Пальмиры. Один из этих несчастных инцидентов послужил источником слухов о спрятанном на острове сокровище, проклятом душами умерших солдат.

Пальмира также печально известна исчезающими без следа кораблями, которые после их вхождения в воды Пальмиры больше уже никто не видел.

В 1855 году с одного судна было доложено о столкновении с рифом, однако прибывшие на место спасатели не обнаружили ни судна, ни людей.

Во время Второй мировой войны Пальмира была использована в качестве плацдарма для военных самолётов США. Также на ней могли осуществить подзаправку подводные лодки. Говорят, что солдаты, работающие на этом острове, были часто подвержены паническим атакам неизвестного происхождения, ставших, возможно, причиной нескольких самоубийств.

В 1974 году Пальмира послужила декорацией двойному убийству пары из Сан-Диего. Элеонора и Малколм Грехэм исчезли во время своего морского путешествие от Гавайев до Пальмирского атолла.

В их убийстве был обвинён бывший уголовник Бук Уолкер со своей девушкой, после того как на берегу Пальмиры были обнаружены поломанные и выбеленные кости Элеоноры. Тело её мужа так и не было найдено; предположительно, убийцы скинули его в море.

Остров Дакса

Ужасы нашего городка

Остров Дакса в Хорватии был местом массового убийства.

Ни потрясающие нетронутые леса, ни манящие пляжи не притянут сюда и одного туриста.

Несмотря на свой заманчивый вид, этот остров, находящийся на продаже уже пять лет, так и не нашёл своего покупателя даже со сниженной в два раза ценой.

В 1944 году 48 человек, обвиненных в симпатии к нацистам, было казнено на этом острове. Считается, что теперь Даксу населяют их неупокоенные души, отпугивающие всех возможных туристов и инвесторов.

Лазаретто-Нуово

Ужасы нашего городка

В своё время эти ворота были единственной «силой», сдерживающей наступление чумы на Венецию.

Лазаретто-Нуово находится на входе в лагуну, ведущую в Венецию.

В 15 веке власти превратили этот остров в карантинную зону для проверки вплывающих в город кораблей во время чумы. Данное положение дел просуществовало вплоть до 18 века, когда все карантинные здания были заброшены, а остров переделан в военную базу.

А в 1975 году остров забросила и итальянская армия, предав остров одиночеству на долгие года. Позднее усилиями сознательных граждан остров превратился в культурный музей, который в данное время поддерживается итальянским министерством искусства и культуры. Остров открыт для туристов, однако так и остался ненаселённым.

Змеиный остров

Ужасы нашего городка

Змеиный остров даже по форме напоминает змею… ну, как бы.

156

Этому бразильскому острову точно не грозит вырубка лесов всёзаселяющими людьми, ведь он буквально одержим змеями, принадлежащими к одному из самых ядовитых видов в мире. Их яд в пять раз сильнее любого другого змеиного яда и даже способен растворять человеческую плоть.

Самая популярная теория гласит, что 11 тысяч лет назад, когда поднялся уровень моря, остров был отделён от Бразилии, оставив змеям довольно-таки ограниченный источник пищи, включающий практически только птиц, иногда залетающих с материка.

Десятки людей стали жертвами змей перед тем, как остров превратился в запретную для людей зону.

Один из рыбаков, не знавший обо всех прелестях Змеиного острова, решил его исследовать после вынужденной высадки из-за переставшего работать мотора. Когда его наконец-то обнаружили, он лежал в луже крови весь в змеиных укусах.

Ещё одна история демонстрирует нам семью решившую превратить этот необитаемый остров в обитаемый посредством своего на него переселения. Как бы то ни было, их компания не увенчалась успехом. По слухам, они выбежали из дома, когда змеи заполнили весь их дом, заползя через окна. А уже по факту они были найдены по всему острову по кускам.

Клиппертон

Ужасы нашего городка

Последние жители Клиппертона умерли от одиночества.

Клиппертон был открыт Фернандом Магелланом в 1521 году, однако назван он был в честь Джона Клиппертона, английского пирата, возглавлявшего бунт против Вильяма Дампьера в 1704 году.

По легенде Клиппертон спрятал клад где-то на острове, которой, как бы то ни было, всё ещё не был обнаружен.

Более 100 лет позднее на острове обосновалась американская компания по добыче гуано (богатые фосфатами экскременты морских птиц и летучих мышей).

В 1857 году французы отобрали у американцев остров, объявив его частью Таити. В 1897 году остров снова был избавлен от одиночества устроившими на нём военную базу мексиканцами.

В 1906 году британская компания аннексировала Клиппертон и совместно с мексиканским правительством организовала поселение добыватчиков гуано. В том же году был воздвигнут маяк. В 1914 году на острове проживало около 100 мужчин и женщин. Каждые 2 месяца на остров прибывал корабль из Акапулько, привозя еду. Как бы то ни было, после начала гражданской войны в Мексике остров стал недоступным для кораблей и жители острова были оставлены без поддержки извне.

До 1915 года на острове дожили не многие. Последние его обитатели хотели покинуть остров на американском военном корабле Лексингтон, который пришвартовался к берегам атолла в 1915 году, однако мексиканское правительство не сочло эвакуацию необходимой.

До 1917 года дожили лишь сторож маяка и 15 женщин. К июню этого года в живых остались только три женщины, которых, наконец-то, увезли с этого острова на американском корабле Йорктаун.

Позднее право собственности на Клиппертон пытались заполучить Франция и Мексика. За решением данного вопроса Франция обратилась в Ватикан. В 1930 году права были присуждены королю Италии, Виктору Эмануэлу II, который через год объявил Клиппертон частью Франции. Как только это случилось, французы установили на острове военную базу и заново отстроили маяк.

В итоге через семь лет база была заброшена, а остров до сих пор так и остался незаселенным.

157

Китайский рунический цветок

Ужасы нашего городка

Время от времени в сети появляются удивительные снимки человекоподобных корнеплодов. То, что в 2009 году демонстрировал китайский фермер из Лангжонга, Чжэн Децан, вызывает в памяти фильм о Гарри Поттере — сцену в теплице, где ученики Хогвартса пересаживают капризные мандрагоры, похожие на сидящих под землей страшноватых младенцев.

Корни китайского цветка, именуемого руническим, по свидетельствам разных лет, иногда принимают такой вот невероятный вид. Урожай Чжэна 62 см высотой имеет четко определенные руки, ноги и голову. Фермер комментирует: «Я не знаю, хорошо это или плохо, что корень настолько похож на человека, но мне хочется закопать его обратно в землю!»

Давайте посмотрим на них подробнее …

Ужасы нашего городка

Китайский цветок (Chinese Fleeceflower), которому приписываются магические целебные свойства (научное название — спорыш китайский ), издревле используется в народной медицине для лечения болезней почек и печени, укрепления костей и восстановления волос, как общеоздоровляющее средство, а так же, как легкое слабительное. А еще он известен как Polygonum multiflorum Thunb (горец многоцветковый)

Ужасы нашего городка

Вот что говорят про него китайцы:

Плоды такого растения не только обладают внушительными формами, но и похожи еще на маленьких картофельных человечков. Эти беззащитные подземные жители выкорчевываются из земли китайцами, которые используют плоды для лечения всех болезней. Азиаты полагают, что этот цветок помогает излечиваться от слабоумия, импотенции, рака и даже СПИДа. Для этого человечки превращаются в живительный порошок. Однако для этого их подвергают всевозможным пыткам, в числе которых и кипячение, и освежовывание, и замачивание в спирте, и даже расчленение. Безмолвные человечки, возможно, когда-нибудь восстанут против такого издевательство и отомстят людям.

Ужасы нашего городка

Травники так описывают свойства измельченного корня: сладкий, вяжущий и горький на вкус, теплой природы (но не сухой и не жирной), имеет сродство с каналами печени и почек. Восстанавливает печень и почки, обновляет кровь, очищает изначальную энергию. Действует мягко и очень эффективно тонизирует. Любой, кто принимает составы из рунического цветка в течение длительного периода, продлевает свою жизнь.

Ужасы нашего городка

В большинстве современных китайских аптек есть это природное лекарство — например, упаковка из 50 пакетиков корня рунического цветка в виде быстрорастворимых гранул для приготовления чая, стоит $ 52.00.,

Ужасы нашего городка

Китайская легенда повествует, что был человек из династии Тан страдающий бесплодием. Применив для лечения траву рунического цветка (фо — ти), он смог исцелиться и кроме того продлить на долго свою жизнь. С тех пор  растение считают волшебным, а китайская традиционная медицина использует фо-ти для борьбы с преждевременным старением, инфекционными заболеваниями, стенокардией, бессилием и другими болезнями. Корнеплоды высушивают, и затем перетирают в порошок. Варят, применяя в виде отвара, или настаивают на спирту. Китайцы считают, что постоянное употребление фо – ти способно удлинить человеческую жизнь до 256 лет.

Однако, не смотря на огромное количество лекарственных свойств у этого растения, самой привлекательной его частью остается клубень.

Что касается жутковатых людей-корнеплодов, возможно, мы имеем дело с очередным примером китайской предприимчивости. Приемы формования овощей и фруктов известны уже много лет. Вероятно, корнеплоды и сами по себе могут принять причудливые формы, но это происходит редко. Скорее всего, чтобы «помочь» природе, корни молодых саженцев помещают в специальные шаблоны, а затем пересаживают по мере роста и расширения, тем самым придавая им шокирующие обличья.,

Ужасы нашего городка

Версий по этому поводу не мало. Некоторые утверждают, что китайцы рунический цветок высаживают в глиняный комок определенной формы. Таким образом, клубень, разрастаясь, приобретает к осени вид похожий на фигуру человека.

Ужасы нашего городка

158

Ученые связывают подобное разрастание частей клубня с процессом раздвоения тканей растения, которые делят его на два и более больших узла. Однако ни одно растение не выглядит более похожим на человека, нежели, рунический цветок.

Вот например как тут :

Ужасы нашего городка

Ну а если же вернуться к мифической мандрагоре, то вот что мы знаем.

МАНДРАГОРА — символ всяческого колдовства и в особенности колдовского очарования женщины — прекрасной и манящей, но в то же время безмерно опасной. Наиболее полно это символ раскрыт в мрачном романе немецкого писателя Ханса Хайца Эверса «Альраунэ», героиня которого — «живая мандрагора», дочь проститутки, оплодотворенной семенем казненного. Эта очаровательная женщина приносит своим любовникам богатство и наслаждение, но все они очень скоро сходят с ума и погибают.

Ужасы нашего городка

Мандрагора является атрибутом Великой матери и эмблемой волшебницы Цирцеи (Кирки), превращающей людей в свиней. В Греции мандрагору связывали и с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет. Юноши иногда носили кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета.

Ужасы нашего городка

Само название «мандрагора», вероятно, происходит от армянских слов «мандр» (маленький) и «ор» (как). Символические значения связывают мандрагору с горячкой, возбуждением, мужским принципом, неуязвимостью, пуповиной. В древности существовало поверье, что при помощи мандрагоры можно приобрести мужскую силу, найти клад, излечиться от бесплодия и даже стать неуязвимым. И до настоящего времени за мандрагорой сохраняется слава любовного зелья и средства от бесплодия.

Ужасы нашего городка

Врач Диоскурид (II в. до н.э.) отождествлял мандрагору с растением кирке, о котором в песне десятой «Одиссеи» сказано:

Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною;
Моли его называют бессмертные; людям опасно
С корнем его вырывать из земли,
Но богам все возможно.

Мандрагора — знак редкого, необычного: именно таково ее значение на «языке цветов». Роль мандрагоры в мифологических представлениях объясняется наличием у этого растения определенных снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела. Поэтому Пифагор называл мандрагору «человекоподобным растением», а римский писатель и агроном Люций Колумелла — «травой-получеловеком». Мандрагора с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже в алхимии. У германских народов из корня мандрагоры изготавливали изображения домашних богов. Гиппократ применял это растение для лечения от меланхолии и суицидных попыток, а Иосиф Флавий мандрагорой исцелял одержимых бесом. Гомер упоминает, что вдыханием паров мандрагоры лечили эпилептиков. Бытовало поверье, что корень мандрагоры служит могущественным сгустителем астральной энергии, а свойственная ему форма человека рассматривалась как основание для фантастических теорий магов, желавших найти в нем жизненный эликсир.

Ужасы нашего городка

Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода: достаточно вспомнить библейское предание о мандрагоровых яблоках, которыми пользуются для зачатия Лия и Рахиль. В Книге Бытия повествуется о том, что Лия зачала и родила от Иакова пятого сына после того, как «купила» его за мандрагоровы яблоки, найденные ее сыном Рувимом, у Рахили. В Средние века представления о способности мандрагоры вызывать зачатие обусловили появление целой индустрии изготовления поддельных мандрагоровых корней.

Ужасы нашего городка

159

Известны сюжеты, в которых мандрагора светится, в связи с этим ее называли «свечой дьявола». Мандрагора связана с ведьмами (в Средние века в ряде стран Европы ее именовали «цветком ведьмы») и колдуньями. Считалось, что с помощью мандрагоры они могут лишать человека красоты и рассудка.

Пифагор называл растение антропоморфным, а Альберт Великий писал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного пола. До него Плиний Старший утверждал, что белая мандрагора — это самец, а черная — самка. В некоторых народных традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им в духе народной этимологии соответствующие названия. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.

Ужасы нашего городка

Сборщики мандрагоры, листья которой служили для изготовления наркотиков, слабительных и колдовских снадобий, мечом очерчивали вокруг нее три круга и должны были смотреть только на запад. Запах ее так силен, что от него люди лишаются дара речи. Растение, называемое мандрагорой, подобно живому существу, ибо, когда его вырывают с корнем, оно кричит. Крик этот может свести с ума тех, кто его слышит. Так, у У. Шекспира в «Ромео и Джульетте» читаем:

Кругом ужасный смрад, глухие стоны,
Похожие на стоны мандрагоры,
Когда ее с корнями вырывают, —
Тот звук ввергает смертного в безумье…

Более того, согласно древним поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый мандрагорой при ее выкапывании из земли, должен умереть. Чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую мандрагоре, выкапывая ее, сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибала от агонии. В последней книге «Истории иудейской войны» Иосиф Флавий советует применять для этого нарочно обученную собаку, которая, вырвав мандрагору, умирает.

Образ растений, столь тесно связанный с язычеством и колдовством, не мог не претерпеть изменений с приходом христианства. В эпоху средневековой охоты на ведьм о мандрагоре стали распространяться мрачные легенды. Например, человекоподобная форма мандрагоры породила легенды, будто она растет у подножия виселиц. Говорили, что мандрагора произошла из упавшей на землю поллюции повешенного человека, хотя Хильдегарда Бингенская (XII в.) полагала, что мандрагора возникла там, где был создан Адам. Томас Браун в 1646 писал о питающем ее жире повешенных.

Ужасы нашего городка

Интересно, что подобная трактовка образа мандрагоры свойственна только западноевропейской культуре, тогда как в православном мире мандрагора, или «адамова голова», не имеет столь зловещего значения и даже считается средством против колдовства.

Источ.: Борхес. Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

160

Оборотни

Ужасы нашего городка

Понятие «оборотень» знакомо почти всем народам. Рассказы о странных существах, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают. Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях различных народов не может быть обычной случайностью.

Легенды утверждают, что «перевертыш» — это человек, который в течение нескольких мгновений может превратиться в зверя, а затем по истечении некоторого времени вернуть себе привычный облик. Оборотни феноменально сильны, практически неуязвимы (справиться с ними можно только при помощи серебра или обсидиана) и одержимы жаждой убийства.

Трансформация обычного человека в монстра часто происходит бесконтрольно, во время полнолуния. Что же реального, в конце концов, нашли современные специалисты в кошмарных вымыслах древних и средневековых авторов?'

Легенды об оборотнях, можно сказать, явление повсеместное и очень древнее. Они присутствуют практически во всех культурах. Европейские народы считали, что такими уникальными способностями обладали колдуны, которые для своих нужд принимали образ волка. Оборотнями также называли обычных людей, превращенных в волков волшебными чарами.

Интересно, что аналогичные убеждения существовали также на других континентах, вот только в Африке вместо волка фигурирует леопард, в Индии — тигр, а в Южной Америке — ягуар. В Греции, правда, тоже считали, что люди могут превращаться исключительно в волков.

Одна из легенд даже рассказывает об особом острове, который находился в Аркадии, посреди глухого болота. На нем якобы жила особая группа волков-людей, к которым мог присоединиться любой желающий, прошедший церемонию посвящения. Жители Эллады даже припадки эпилепсии считали одним из проявлений ликантропии.

Особенно много легенд о людях, умеющих превращаться в волков, существует в Баварии. Правда, эти рассказы так тесно переплетаются с историями о вампирах, а внешности обоих вариантов «нечисти» столь схожи (и тот и другой имеют длинные зубы и когти), что отделить оборотня от упыря подчас очень сложно.

Ужасы нашего городка

Однако у «перевертышей», по мнению баварцев, очень узкие зрачки, и эти существа часто пристально вглядываются в лица обычных людей. К тому же, в северной Германии почему-то бытовало поверие, согласно которому произнесение слова «волк» в декабре провоцирует нападение оборотня на людей.

Датчане пребывали в непоколебимой уверенности на счет того, что оборотня можно распознать, ориентируясь на форму бровей. А ирландцы верили, что оборотничество является чем-то сродни болезни и поэтому может поражать целые семьи.

Существа с аномальными способностями в Ирландии описывались специфически. Например, наиболее известная легенда об оборотне из Мита гласит, что «перевертыш» пригласил в свой дом... священника. Падре должен был ухаживать за больной женой-волчицей хозяина.

Со временем понятие «оборотень» сузилось. Так стали называть человека, умеющего превращаться в волка. Почему именно в этого зверя? Если внимательно проанализировать старые предания, станет ясна некая закономерность: рассказы о бесчинствах загадочных существ появились в то время, когда волки, расплодившись, начали представлять собой реальную угрозу жизни людей.

В Средние века бытовало убеждение, что оборотнем можно стать по воле колдуна или ведьмы. Естественно, не было недостатка и в «рецептах», как от этой напасти избавиться. Особенно усердствовали жители Центральной и Восточной Европы. Здесь в XV—XVII веках развернулась самая настоящая жестокая «охота на ведьм».

Ужасы нашего городка

Несчастных, подозреваемых в колдовстве, зверски пытали, а затем сжигали на кострах, топили, колесовали или вешали. При этом оборотни «составляли компанию» очередной разоблаченной ведьме. Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно»: если верить официальным документам, в XVI веке французский парламент принял закон об истреблении «перевертышей».

В результате, с 1520 по 1630 год в стране по обвинению в колдовстве и оборотничестве было уничтожено более 30 000 человек...