"Helen Collection" - персональный форум Алены Обуховой о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Набираем состояние вдохновения от Мира.

Сообщений 21 страница 30 из 47

21

Пальцем деланные

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

Молодая художница Айрис Скотт (Iris Scott) создает настоящие шедевры живописи, работая в весьма необычной и очень интересной технике fingerpainting (живопись пальцами). Свои удивительные работы, привлекающие составом и стилем коллекционеров со всего мира, Айрис создает в Тайване. Именно там Айрис и открыла для себя эту потрясающую технику живописи пальцами, сделавшую её такой популярной.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

Обычно творчество, основанное на чем то нестандартном и неординарном очень однообразно, а тут как мне кажется есть интерес до самого конца. Вот посмотрите подборку работ ...

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

Долгое время, Айрис Скотт (Iris Scott) в своих работах использовала традиционную кисть. Как говорит сама художница, идея создавать картины пальцами, возникла у нее случайно.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

В 2009 году со степенью бакалавра изобразительных искусств в Вашингтонском университете, Айрис взяла годичный отпуск и переехала на Тайвань, где начала создавать свои картины.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

Она поселились в маленькой квартире с видом на море. В квартире не было кондиционеров в кухне и ванной, где Айрис промывала кисти, кондиционер работал только в комнате, где девушка рисовала.
Вокруг стояла такая жара, что даже испачканные кисти не смогли заставить Айрис расстаться с прохладой от кондиционера, и она начала рисовать пальцами.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

Надевая хирургические перчатки, Айрис Скотт (Iris Scott) использует пальцы как кисти, при этом все еще рисуя маслом.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

«Новая картина всегда начинается утром с чашкой крепкого кофе в руке. Как и мой стоматолог, я надеваю фиолетовые перчатки из латекса и начинаю работать. Мои пальцы быстро танцуют на холсте — некоторые говорят, что это напоминает им пианиста в действии. Цвета сталкиваются и сливаются в моем сочинении, текстура становится густой и сочной».

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.
Набираем состояние вдохновения от Мира.

22

Что есть на полотне Яна Брейгеля «Аллегория вкуса»

Всего Брейгелей-живописцев было четверо. Старший Питер Брейгель — самый прославленный, писал всё, кроме обнажённой натуры и заказных портретов, что часто было практически одним и тем же. Его сын, Питер Брейгель, известный как Младший, начинал с копирования полотен и техники отца, а затем увлёкся инфернальными сюжетами с участием всякой нежити, за что и получил прозвище Адский. Второй отпрыск Старшего Брейгеля, Ян (Старший или Бархатный), напротив, любил цветочки и натюрморты, дружил с Рубенсом, и они даже писали совместные картины.

Речь же сегодня пойдёт о его сыне Яне Брейгеле Младшем, он был прирождённым копировальщиком работ собственного отца, чем помогал семье зарабатывать деньги, пока не достиг кое-какого мастерства и положения — в молодом возрасте стал деканом влиятельной художественной гильдии Святого Луки. Этот заложник собственной фамилии сражался за своё право не считаться посредственностью, создавая полотна на те же темы, что и отец. Работа «Аллегория вкуса» — часть серии «Аллегории пяти чувств», имеется и у старшего, и у младшего Яна, хотя такие аллегории вообще был популярны у художников XVI–XVII веков. Мы обратимся к той картине, на которой меньше напускной добродетели, с точки зрения которой было тогда принято трактовать всю символику, даже герметическую, и больше собственно чувственности.

Старая добрая классика

Почему вам будет легко понять Брейгеля

— Ян Брейгель Младший писал большие и огромные полотна, но в своей болезненной соревновательной дотошности приближался к миниатюрной живописи. Это почти фотография, которая вместо современного «Инстаграма», запечатлевала всё, что имеют люди, которые в состоянии позволить себе заказывать картины. Или хотели бы иметь. Или собираются вот-вот приобрести. Еда, женщины без одежды, женщины в одежде, одежда, недвижимость, интерьеры и картины, украшающие эти интерьеры. Всё, как и теперь — «мир должен знать, что я ем»;

— Искусство самого младшего Брйгеля не терпит подобострастия и благоговения, которое вызывают древние полотна (а это прежде всего благоговение не перед мастерством художника, а перед тем, что эти холсты пережили столько веков). Он делал кабинетное, интерьерное искусство с сюжетами, чуть более изысканными, чем обложка женского журнала, но тем и замечательные;

— От аллегорий у Брейгелей, по сути, одно название. Никакого переноса, никакой неоднозначности: вкус — это когда едят, зрение — когда наслаждаются красивыми вещами, а слух — когда воспринимают звуки, издаваемые целой грудой деревянных музыкальных инструментов, в бездействии сваленных на ковёр.

Чем «Аллегория вкуса» Яна Брейгеля Старшего отличается от «Аллегории вкуса» Яна Брейгеля Младшего?

Старая добрая классика

Помимо очевидной целомудренности и более выраженной гастрономической направленности, главное отличие сразу видно невооружённым взглядом: старший всегда писал с натуры, поэтому его сценка разыгрывается в обильных кустах, а не в просторном интерьере. Это коллективная работа — пышное тело женщины и сатира рисовал Рубенс. Вместе художники создали не менее 25 полотен, в наши дни известна лишь половина из них.

На «Аллегории вкуса» Яна Старшего среди дичи и готовых блюд видны несколько картин, изображающих, в основном сцены трапез, но есть и одна с библейским сюжетом — это «Брак в Кане Галилейской», и похожая на павлово-посадский платок картина, своим цветочным обрамлением напоминающая полотна самого художника. У младшего выбор живописи иной, а вот основное блюдо и позы пары ничем не отличаются.

Что зашифровано на картине?

Старая добрая классика
Дама с пельменями

На самом деле это устрицы, но выглядят они в брейгелевской интерпретации в точности как пельмени. Сатир потчует даму блюдами, во все времена считавшиеся афродизиаками. Раньше полагали, что и присутствующее в меню вино в изрядном количестве, тоже повышает либидо и разгоняет потенцию, но этот миф давно опровергнут.

Старая добрая классика
Сцена грехопадения

На полотне Брейгеля грехопадение изображено дважды. И трудно сказать, какое из этих изображений менее аллегорическое или же более буквальное — то, что за столом или то, которое на висящей в чертоге картине.

Старая добрая классика
Открытая кухня

За пределами помещения, в которым разворачивается основное действие, мы видим, как прислуга готовит новые блюда, а люди в костюмах знати и простолюдинов вперемешку пьют из горла прямо на кухне и дегустируют свежеприготовленные яства не отходя от конвейера — в общем, жрать хотят все, это вещь, представьте, сугубо внеранговая. Но дама для свидания с рогатым соблазнителем морепродуктами хотя бы худо-бедно уединилась.

Старая добрая классика
Самовар алхимика

В левом углу изображены склянки и устройства, призванные вроде как превращать что угодно в золото: золотой прибор для фракционной перегонки, сосуды для дистилляции и колбы. Эти предмет и возможный результат их работы, похожий то ли на фарш, то ли на варенье, могут означать ваимное влияние разных культур на восприятие вкуса, который, смешиваясь из ощущений горького, сладкого, соленого и кислого, может давать самые трудные для восприятия сочетания.

Старая добрая классика
Обезьяна вожделения

Обезьянка сидит среди разбросанных по полу экзотических плодов и дохлой рыбы — символа чистоты и жертвенности Христа. При этом она сама, жадно пожирающая сладкие плоды, олицетворяет похоть, чревоугодие и неумеренность. Она, в общем, тоже человек, просто в хорошем климате, где все это растет и водится.

Старая добрая классика
Эксплуатация труда малых сих

Снова повторим, что с момента создания картины мало что изменилось. Мы по-прежнему живём в классовом обществе, где кто-то фотографирует еду, а кто-то убирает испачканную ею посуду. Пухлый мавр — это такой антикупидон (они часто вьются подле главных героев аллегорий), и подчёркнуто неважно, моет он сосуды от вина, или зачерпывает ими новую и, в этом случае, сомнительную жидкость.

23

Интерактивный Иероним Босх
                       
Старая добрая классика

Сейчас, в связи с 500-летием со дня смерти Иеронима Босха, возросло внимание к его творчеству. Группа ученых создала интерактивный проект, который приковывает внимание, стоит только открыть страницу! Это большая радость для тех, кто интересуется художником! Сделан проект для изучения.

Старая добрая классика

Ведь обучение истории искусства в Интернете может быть жестким; несмотря на богатый набор инструментов и технологий трудно создать среду, которая соответствовала бы живому талантливому педагогу)).

Старая добрая классика

Тем не менее, эта новая интерактивная выставка Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» может полностью поглотить внимание и дать очень много для подробного изучения.

Старая добрая классика

Даю ссылку в конце текста. Открыв ее, вы увидите «Сад», помеченный флажками. Кликнув на флажок в заинтересовавшем вас фрагменте, вы его откроете и зазвучит музыка, соответствующая увиденному!

Старая добрая классика

Очень советую это сделать! Вы сможете изучить шедевр, сидя у своего компа, так подробно, как вам захочется. И еще там можно накачать фрагментов – все для этого предусмотрено, только ссылку ставьте – пусть разлетается по сети, фрагментов много – больше 40, если крупным планом, и не счесть, если выделять детали!!! Удачи!

Старая добрая классика

Сайт был создан режиссерами, фотографами и искусствоведами в рамках предстоящего документального фильма Питера ван Huijstee названием Иероним Босх.

                                                                         САЙТ

Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика
Старая добрая классика

24

С НАМИ БОСХ. Писающий мужчина и другие персонажи картины «Блудный сын»

Иероним Босх умер 500 лет назад. 2016-ый объявлен годом художника в Европе: выставочные площадки и деятели искусств представят свои проекты, посвящённые великому мистику.

Годовщина ухода Босха обещает быть эпичной: крупнейшая в истории экспозиция работ художника будет представлена в его родном городе, нидерландском Хертогенбосе. Европейские каникулы можно планировать с оглядкой на расписание выставок мастера, его непосредственных и новейших последователей. В списке мест Лувр, музей Прадо, Палаццо Гримани в Венеции, Музей Бойманса ван Бенингена в Роттердаме. А в сентябре выйдет мобильное приложение The Bosch Camera, с помощью которого можно будет украсить снимок своего обеда с вином тонконогими босховскими чертями или заморить пару грешников на крае тарелки.

TANJAND объясняет, как путешествовать по ожившему «Саду земных наслаждений»

Почему вам будет легко понять Босха

— Босх был наглым инноватором, соединяющим народный эпос, чернушные анекдоты и туалетный юмор его времени с библейскими сюжетами, поэтому он так близок человеку постмодерна и пабликов из «ВКонтакте» про тлен и разложение;

— после Босха не страшен никакой сюрреализм и куда более высоколобые жанры — он уже поиздевался над ними из глубины веков;

— рыбы, дичь, рептилии и прочая живность на картинах Босха больше похожа на ваших соседей по даче, чем на лесных тварей. Так их и воспринимайте;

— Босх — пессимист, который, подобно Хичкоку, любит помещать красивую женщину в нечеловеческие условия;

— лишения и непреодолимая нужда у Босха превращают человека в насекомоподобный механизм. Берроуз тоже так делал.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
«Блудный сын» (он же «Путник», он же «Странник» или «Пилигрим»), Иероним Босх, 1510

До полного погружения во вселенную Босха через экраны мобильных остаётся несколько месяцев. Пока поспевают интерактивные дары диджитал-эпохи, можно научиться простому способу использования символического языка художника. Подходящее пособие — картина «Блудный сын», не самая насыщенная событиями и не кишащая диковинными персонажами, но одна из наиболее структурно выверенных и доступных для прочтения поздних работ Босха.

Набираем состояние вдохновения от Мира.

В центре композиции изображён Блудный сын, Искатель, покинувший отчий дом ради истины, котора где-то рядом. Он предстает зажатым в прослойке между двух миров. Он — трикстер, измождённая копия самого себя до путешествия.

Смеем предположить, что если бы Босх творил в наши дни, то в момент выхода сентябрьского приложения, его Блудный сын выглядел бы он после всех духовных поисхов примерно так:

Набираем состояние вдохновения от Мира.
«Блудный сын», версия ЖУРНАЛА ЖЖ, 2016

Теперь, не отвлекаясь на высокодуховные трактовки, можно приняться за интерпретацию деталей композиции, многие из которых пугают своей приземлённостью. В этом нам поможет один из босховских словарей, помогающий пытливому искусствоведу объяснять художника себе и остальным.

1. Оборотни в рясах

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Свиньи у Босха означают не только более или менее понятное чревоугодие, но и погрязших во грехе церковных сановников. Нашему Искателю в его мирской жизни встретилось множество упитанных экземпляров.

2. Писающий человек

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Автор шутит на тему фламандской версии пословицы «где родился, там и пригодился». Человек из мирского угла картины метит свою территорию, нисколько не заботясь об эстетическом впечатлении, которое он производит.

3.Кожура от котика

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Эта странная ноша, по мнению знатоков Босха, отсылает к поговорке «there’s more than one way to skin a cat». То есть, путешествие сделало нашего путника готовым к переменам и гибким: хоть сейчас на стрессовое собеседование в преуспевающую международную компанию.

4. Глуповатая сова

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Сова сидит в центре, она — бог композиции и вообще. Бог спокойно наблюдает, как косая в очередной раз несётся в баню.

5. Подштанники в окне

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Верхняя часть дома — его голова. Внутри чернеет пустота, а исподнее вывешано на улицу в знак завершённого дела, как утверждают исследователи.

6. Бесстыжая парочка

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Плотские удовольствия и вино — единственная повседневность обитателей материального мира, покинутого, Искателем, и единственная радость этого мира.

7. Большая жертва

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Корова символизирует жертву Христа и возможность искупления личных грехов. Как видите, между Путником и жертвенным животным встал беспощадный забор.

Так что, после всех исканий, непристойно ведущий себя мужик и поросята всё ещё ближе нашему Путнику, чем какая бы то ни было иная сущность.

ЖУРНАЛ ЖЖ

25

Голые старухи, голые младенцы и шар в «Меланхолии» Лукаса Кранаха

На днях департамент рекламы Москва счёл неэтичными плакаты с фрагментом картины «Сад земных наслаждений», анонсирующие мультимедийную выставку Босха, которая откроется 19-го марта, и они были демонтированы. Кранахам пока ничего не угрожает — всё неэтичное в полотнах художниках густо закодировано.

Кранахов было не так много, как Брейгелей, ставших героями предыдущего материала, а всего двое — отец Лукас Кранах Старший и его сын Лукас Кранах Младший. Старший считается политически сознательным революционером, обожавшим идеи Мартина Лютера и преобразившим всю немецкую живопись, а Младший, начинавший, как водилось в художественных династиях, с копирования полотен отца, окончательно утвердил основные тренды изобразительного искусства Северного Возрождения.

Сегодня разберёмся, какие элементы знаменитой «Меланхолии» могут заинтриговать поборников общественной морали.

Старая добрая классика

Почему вам будет легко понять Кранаха Старшего?

— «Меланхолия» — это очередная аллегория, которая была актуальнейшим жанром живописи Раннего Возрождения. Меланхолии писали Дюрер и Беллини, а веками позже и режиссёр фон Триер, подтвердивший, что у меланхолии во все века женское лицо. При этом меланхолию, изображённую художниками, не следует путать с другими явлениями вроде истерии, так называемых нервов и прочих модных в прошлом психических состояний, которые приписывались исключительно женщинам как существам полуразумным, но чрезмерно чувствующим.

— С древнегреческого «меланхолия» переводится как «чёрная желчь». Античная медицина утверждала, что все болезни происходят от дисбаланса физиологических жидкостей. Считалось, что их было четыре: кровь, слизь и жёлтая и чёрная желчь. Отсюда же происходит учение о темпераментах: у меланхоликов был перебор с грустной чёрной желчью, потому они получались такими унылыми, а вот у буйных холериков буквально кипела и расплёскивалась жёлтая желчь. Флегматики истекали слизью, а нормальной крови было в избытке только у уравновешенных и всесторонне гармоничных сангвиников. Позже Юнг разбил эти четыре типа еще на четыре, а советско-литовский социолог Аушра Аугустинавичюте — снова на четыре, и получилась увлекательная концепция, известная нам как соционика.

— По сути Кранах, как и Дюрер двадцатью годами ранее, в 1514-ом, писал картину о депрессии, которую, к несчастью его современников, пока не могли лечить медикаментозно, но верили в естественное исцеление через акт творения. Таким образом меланхолия, эта «тёмная ночь души», ведёт к чистому видению и возвышает над повседневностью, — стоит только поднять зад со стула и совершить что-нибудь худо-бедно великое с вдохновенным лицом. Получалось, что у художников, частенько страдающих тем, что сейчас зовется аффективным расстройством, и прочих артистов, есть мощное преимущество перед биохимией.

Что символизируют изображённые на картине объекты?

1. Срамные старухи

Старая добрая классика

Эти пожилые дамы летят на шабаш. Возможно, конечная цель их путешествия — это скала, на которой стоит следующий элемент — замок. А то какой шабаш без горы повыше? Фигура в красном, напоминающая сутенёра — сам Сатана. Он ведёт адское войско в своём отдельном пространстве. Отряд движется параллельно человеческому войску, которое изолировано и находится чуть ниже. Но тоже несёт смерть, разрушения и ад, только всуе.

2. Неприступный замок

Старая добрая классика

Если рассматривать замок как место сбора нечисти на свою дьявольскую мессу, и учитывать политические взгляды Кранаха, то, получается, что всё зло сотворено в высших эшелонах и за крепостным рвом.

Или наоборот: замок имеет реальный прототип. В нём покровитель художника Фридрих III укрывал почитаемого Кранахом Лютера от Папы Римского во время гонений.

3. Шар и обруч

Старая добрая классика

Это не метафора соития, как может показаться. Хотя если очень хочется, то почему бы и нет?

Пухлые младенцы явно задумали провести шар через обруч неподходящего диаметра. Их труд тщетен, и по выражениям лиц понятно, что им всё понятно. А если всё таки вам симпатична половая версия, то и бесплодный труд (а люди в тяжёлой депрессии либо недееспособны, либо обесценивают результаты своих усилий), можно срифмовать с бесплодным актом.

4. Пёс и куропатки

Старая добрая классика

Спаниель явно болен. Тогда не было зоопсихологов и люди не знали, что и высшие млекопитающие могут страдать депрессией. Вот он и страдает. И, будучи охотничьей собакой, не обращает ни малейшего внимания на глупых куропаток, которые для него сейчас лёгкая, но бесполезная добыча. Куропатка, прячущая голову под крыло — это грешник, расслабившийся в отсутствии немедленной небесной кары. Но всему своё время. Меланхолия знает, где он.

5. Ангелоподобная женщина с прутом

Старая добрая классика

Похожая муза-персонификация меланхолии изображена и на упомянутой выше гравюре Дюрера, но кранаховская уже явно миновала стадию лютого отчаяния и готовится вдохновить художника на нечто грандиозное. Меланхолия переродится в творческий подъём. Как при биполярном расстройстве. Прутом муза намеревается подгонять прокрастинирующего творца, угрожая ему кастрацией: Фрейд бы прочёл руку, обрабатывающую ножом фаллический символ, именно так.

6. Белые тапочки

Старая добрая классика

Тапочки просто выглядят странно: они слишком похожи на современную обувь. И на каждой аллегории меланхолии Кранаха, вообще таких картин несколько:
Старая добрая классика
Старая добрая классика
они изображены немного по-разному. И иным зрителям внушают ужас.

Старая добрая классика

26

Кого искать на иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии»

Сегодня мы решили спуститься в глубины дантовского ада и сделать обзор привычек и развлечений его обитателей. Итак, чем заняться в аду Боттичелли?

Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.

Старая добрая классика
Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке

Почему вам будет легко понять Боттичелли

1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.

2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.

3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!

4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.

5. «Ад» Ботичелли — это, по сути, комикс. И его главные персонажи — он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенеров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.

Старая добрая классика
Поэт и художник в обществе

Экскурсия по 9 кругам

Старая добрая классика
Посмотреть большую карту

Круг Первый. Лимб

Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.

Круг Второй. Сладострастие

Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.

Круг Третий. Чревоугодие

Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку — приходит Цербер и поедает загруженных грешников.

Круг Четвёртый. Жадность

Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Круг Пятый. Гнев и лень

В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.

Круг Шестой. Еретики и псевдогуру

Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.

Круг Седьмой. Душегубы

Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.

Круг Восьмой. Жулики и воры

«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай». Исчерпывающе.

Круг Девятый. Предатели и отступники

Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером.

Он томится на самом нижнем этаже.

Старая добрая классика

ЖУРНАЛ ЖЖ, 2016

27

Каменная юрта на Шелковом пути

Расскажу про нашу с nord_tramper, chihayuschiy, Димой и Леной поездку по майскому Мангышлаку.

В этом посте речь пойдет о красивой, хоть и невысокой, горе с интересной историей, древней крепости, Шелковом пути и украинском поэте и художнике Тарасе Шевченко.

На космоснимке Шеркала напоминает гигантскую медузу, со множеством извивающихся щупалец. А с поверхности земли ее облик меняется, в зависимости от точки наблюдения. Поэтому ее сравнивают и с перевернутой пиалой, и со спящим львом, и с юртой…

Старая добрая классика

На съезде с трассы нас встречают фигуры каменных тигров. Хоть и пишут многие, что название Шеркала переводится с тюркского как львиное место или гора, но нередко встречается и перевод «шер», как тигр. А память услужливо предлагает по аналогии тигра Шерхана из Маугли. К сожалению, точный перевод я сказать не могу, так как в современном казахском языке ни ко льву, ни к тигру это слово отношения не имеет. А вот вторая часть названия «қала» и сейчас обозначает город. Раньше, согласно словарям, это слово означало еще и крепость.

Старая добрая классика

Львиная (тигриная) крепость… С чем связано такое название? Поблизости не видно никаких крепостных стен. Легко находится лишь кладбище, которое, впрочем, оказывается не старым, судя по датам на могилах. Шеркала находится возле ныне забытого караванного пути. Возможно, здесь пролегал Шелковый путь? Рядом есть оазис с речкой и родником с пресной водой – отличное место отдыха после тяжелого пути. А значит, тут должно было быть жилье, и охрана от разбойников. И такое место было: рядом с оазисом Акмыш находятся руины средневековой крепости Кызыл-Кала. Но есть упоминания еще об одной крепости, которая находилась на самой горе. Подняться на покатый купол Шеркалы – это мечта. Но требует снаряжения, хорошей физической формы и смелости. Со всем этим у меня сложности, поэтому пришлось довольствоваться видами снизу.

Старая добрая классика

Интересно описывается история средневековых городов стоявших возле Шеркалы в журнале «Вокруг света» за 1990 год, вскоре после обнаружения их археологами. Андрей Глазунов пишет: «Когда-то у горы стоял туркменский город Манкашлак. В 1138 году, по утверждению арабского ученого Аль-Хорезми, он был завоеван хорезмшахом Астсызом. Рядом завоеватели построили свой административный центр Кзылкала. Он просуществовал до монгольского нашествия. По легенде, хорезмийцы пытались с ходу захватить городище на Шеркале — последний оплот туркменских племен. Но это им не удалось, скала оказалась для них неприступной. Тогда завоеватели осадили ее. Ждали четыре месяца, но туркмены и не думали сдаваться. Непонятно было, чем они питались, а главное — где брали воду. Значит, сумели пробить такой глубокий колодец? Поняли хорезмийцы, что если не лишить их воды, то не сломить. Решили рыть подземные ходы в надежде обнаружить колодец. И нашли его. Теперь, как только опускался кувшин, веревку обрезали. Положение осажденных стало безвыходным…»

Старая добрая классика

И сейчас на Шеркале можно найти несколько пещер. Если бы мы с Никитой были вдвоем, то наверное, сели в одной из таких лоджий. С креслами, столом. И за ужином с вином любовались на вечерние окрестности Шеркалы. Но нас было много, и разместиться в пещерке не получится.

Старая добрая классика

Есть еще одна легенда, связанная Шеркалой. Говорят, если загадать желание и обойти гору, то оно исполнится. Это около шести километров. У нас нет столько времени и объезжаем гору в поисках ночевки. Лагерь ставим с той стороны горы, откуда Шеркала напоминает юрту.

Старая добрая классика

Вечереет… По степи за каменной юртой медленно ползет огонек. Кто-то приехал полюбоваться на Шеркалу ночью. И судя по слабеньким вспышкам, даже сфотографировать ее. А у меня в фотоаппарате вспышки нет, так что придется довольствоваться штативом.:)

Старая добрая классика

Читая про Казахстан, я нередко натыкалась на упоминания о Тарасе Шевченко. Каково было мое удивление, когда просматривая акварели и рисунки этого известного украинского поэта я наткнулась на те, в которых сразу узнала Шеркалу и окрестности! Две акварели и пять карандашных рисунков посвятил Тарас Шевченко этой горе. По всей видимости он писал их во время экспедиции в Кара-Тау, в которую он попал во время ссылки. Эта геологическая экспедиция почему-то упоминается в биографиях поэта гораздо реже Аральской.

«Чиръ Кала-Тау» подписаны картины. И сомнений не остается.

Старая добрая классика
Старая добрая классикаСтарая добрая классикаСтарая добрая классика
Старая добрая классика

Правда, на одной из акварелей я хоть отлично и узнаю Шеркалу, не могу найти ни на своих или чужих фото и на картах вторую гору, которую автор назвал Кок-Суйру. На рисунке они крупная и находится рядом с Шеркалой. Наконец, по впадине на гребне я все же нахожу это гору на фото. Склон с верблюдами - это Шеркала.

Старая добрая классика

Тысячелетия стоит каменная юрта под звездым небом, палящим солнцем, дождями, ветрами… Более полутора веков прошло с того времени, как Тарас Шевченко написал ее акварелью. А я с легкостью определяю точку, на которой он стоял, когда делал эскиз.

Старая добрая классика

Мы уезжаем дальше, Шеркала становится все меньше и лишь белая меловая окантовка на каменной юрте бликует на ярком солнце, так же ярко, как и вблизи.

Набираем состояние вдохновения от Мира.

/lstoma/

28

О странной судьбе женщины, купившей картину Ван Гога при его жизни

Старая добрая классика

Фрагмент картины Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888). Именно эта картина считается «единственной проданной при жизни художника». Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Считается, что современники не разглядели талант художника Винсента Ван Гога (1853–1890), и за всю жизнь ему удалось продать всего одну картину — «Красные виноградники в Арле». Купила её коллекционер и меценат Анна Бош (1848–1936). О странной судьбе купленной картины и её хозяйки рассказывает BRUXELLOISE_RU.

Анна Бош — бельгийская художница, родилась в семье Бош, которые Villeroy & Boch и была дамой небедной. Под влиянием Тео ван Риссельберга она стала пуантилисткой. Входила в союз XX и была племянницей Октава Мауса (ключевая фигура художественной среды, в которой родился ар-нуво). А брат ее, Эжен Бош, тоже художник и меценат, был другом Ван Гога. В ее доме (в стиле ар-нуво) на музыкальных понедельниках бывали многие. Но она известна в основном, как единственный человек, купивший картину у Ван Гога при его жизни. Пока он был жив у него получилось продать всего одну картину, и купила ее Анна Бош.

Старая добрая классика
Старая добрая классика
Анна Бош в салоне своего дома, согласно Ирисмонументу, дизайнером интерьера был В.Орта. Орта или нет, но камин в стиле ар-нуво однозначно.

Старая добрая классика

«Красные виноградники» Ван Гога Анна Бош купила в 1890 году до его смерти, за 400 французских франков, что согласно ВИКИ соответствует 800-850 евро. После смерти Анны ее значительную коллекцию распродают в Париже и эту картину там покупает Щукин. Сейчас она в ГМИИ им. Пушкина. Одна неувязочка, Анна умерла в 1936 году в феврале, а Щукин в январе 1936 ( согласно википедии), то есть купить картину после смерти Анны он не мог, хотя умер в Париже в иммиграции и это вторая неувязочка, даже если он купил ее до смерти Анны, но уже после революции, как она оказалась в его национализированной большивиками коллекции? А в остальном все хорошо!

29

Найдена ранее неизвестная картина Ван Гога

Набираем состояние вдохновения от Мира.
В 1878 г. Винсент Ван Гог полгода был миссионером в бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Изображение: карандашный набросок и картина
«Человек из приюта, стоящий» (1882), предположительно работы Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853–1890) продал при жизни всего одно полотно. А совсем недавно картина, предположительно принадлежащая его кисти, была найдена с помощью интернета и мошенника. Подробностями шокирующей новости из мира искусства делится GALIK_123.

Самая крупная коллекция картин и рисунков Винсента Ван Гога хранится в музее в Амстердаме. Там же находится карандашный набросок картины, найденной в Турции.

7 марта турецкая полиция во время спецоперации на севере Турции изъяла картину, предположительно принадлежащую кисти Винсента Ван Гога. Объявление о продаже картины Ван Гога было обнаружено полицией в интернете. Связавшись с человеком, разместившим предложение, полицейские изъяли картину и задержали продавца. На обратной стороны выполненной маслом картины были обнаружены надписи «Винсент Ван Гог, Гаага, 1882, музей Далема», «Человек из приюта, стоящий». Предварительные данные проведенной в университете Газиосманпаша в Токате экспертизы показали, что с высокой степенью вероятности можно утверждать, что картина принадлежит кисти Ван Гога. Как ценное полотно оказалось у продавца, пока не известно. Полиция выясняет все обстоятельства необычного дела.

Набираем состояние вдохновения от Мира.

Самой дорогой работой, написанной Ван Гогом, является полотно «Портрет доктора Гаше». Винсент Ван Гог написал «Портрет доктора Гаше» в июне 1890 года. И, несмотря на то, что эта картина — одно из менее известных произведений художника, японский магнат Реэй Сайто купил ее на аукционе Christie’s за 82,5 миллиона долларов. За 100 лет до этого сам Ван Гон продал ее за 58 долларов. Доктор Поль Гаше был последним врачом художника, покончившего с собой через шесть недель после завершения этой картины.

Набираем состояние вдохновения от Мира.
Портрет доктора Гаше кисти Винсента Ван Гога, 1890. Частная коллекция

Нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года. В 1880-х он посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене. Расцвет творчества Ван Гога пришелся на последние годы его жизни, однако напряженная работа и злоупотребление алкоголем привели к появлению у него приступов психической болезни. Официальной версией смерти художника считается потеря крови в результате его попытки самоубийства в 1890 году. Он выстрелил себе в грудь из пистолета, но выжил и даже сумел самостоятельно добраться до больницы, где скончался спустя 29 часов. По словам брата Тео, последними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно». В конце прошлого года американский криминалист Винсент ди Майо подтвердил другую гипотезу о смерти Ван Гога, согласно которой голландский художник был убит, а не покончил с собой, как принято считать. Первый раз версия об убийстве Ван Гога появилась еще в 2011 году, когда американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что художник был смертельно ранен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях. До этого версия самоубийства не оспаривалась.

30

Как не свихнуться, рассматривая полотно Ильи Глазунова «Мистерия ХХ века»

Сегодня будем разбирать монструозное русское поп-арт-полотно «Мистерия ХХ века» — масляный гимн чрезмерности. И подойдём к задаче безо всякого благоговения, ведь живописец Глазунов — концентрированный пример того, что даже благодати можно перебрать.
Художник успел написать четыре тома воспоминаний и размышлений «Россия распятая», он необыкновенно продуктивен во всём, за что бы не взялся, и это, как ни парадоксально, учитывая темы его работ, делает самого Глазунова персонажем полудемоническим.

Глазунов всё ещё больше художник, чем просто эксцентричная знаменитость. Придворный деятель искусств в высокотехнологичную цифровую эпоху, доверенное лицо президента, открытый противник демократии и всеобщего равноправия и поборник тех самых неведомых традиционных ценностей, всегда писал больше картин, чем открытых писем и петиций. И он не смог превратиться в окончательную пародию на самого себя лишь благодаря тому, что он неутомимый рисовальщик, хотя его безудержная духовность вызывает у наблюдателей неловкость.

Старая добрая классика
Глазуновская «Мистерия ХХ века» знаменита прежде всего своими масштабами: на полотне изображено 2342 персонажа, а её размеры составляют 300 на 800 см. Это такой застывший фильм-катастрофа, показывающий, сколько несправедливости, ужаса и непристойных изображений женщин наплодило человечество за минувшие сто лет.

Здесь можно рассмотреть картинку целиком.

Почему вам придётся понять Глазунова. 5 точек входа в «Мистерию»

Анализ всех двух тысяч образов невозможно уместить в одну статью о картине, поэтому мы картину просто хакнем и разберёмся, как эту бездну лиц стоит рассматривать зрителю, чтобы бездна сама не начала рассматривать зрителя, и не засосала его насовсем.

Во-первых, Глазунов — это Уорхол

«Мистерия ХХ века», созданная в 1978 году — это чистой воды поп-арт, вылупившийся параллельно с американским. А Глазунов — наш Уорхол со своими святынями: пусть вместо потребительских брендов здесь берёзы, но отношение художника и его объектов совершенно те же. Этот поп-арт наш, сермяжный и совершенно аутентичный. Величие этой картины в том, как яростно и уверенно реализован придуманный художником жанр, который хочется назвать державным магическим реализмом.

Старая добрая классика

Во-вторых, Глазунов — это школьный хулиган

Художник написал свою «Мистерию» с помощью неймдроппинга. Вот как он произвел своеобразный универсальный тест на духовную состоятельность зрителя.

Представьте, что Глазунов — не благообразный старик и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», а школьник-хулиган, который ловит другого, помельче, и просит того ответить за прикид с широкими штанами и назвать десять рэперов, чтобы доказать хулигану, что он настоящий поклонник хип-хопа, а не ряженный какой-то. Вот, точно так же и Глазунов требует от зрителя исполнения культурной повинности. Узнал этих людей, эти купола, эти имперские артефакты, этих душегубов? Проходи, Царствие Небесное прямо и налево. Не узнал — ты неотесанная скотина. Завтрак у тебя отберу и главному расскажу чтобы в культурные не записывал. Вот так художник служит маленькому человеку проводником к создателю.

В-третьих, Глазунов — это Канье Уэст

Старая добрая классика

В правом нижем углу картины есть зеркало, предназначенное для зрителя. Изначально художник хотел чтобы каждый мог разделить коллективную ответственность за апокалипсис, разворачивающийся на полотне. Собственная мегаломания Глазунова тогда не очень беспокоила, он её вовсе не замечал. В 2000 году художник отметил 70-летие, написав свой портрет в правом углу картины, где предстал совсем обычным гражданином, соответствующим своему возрасту. Дистанция между Глазуновым и Глазуновым сократилась.

Будучи в отношениях, которые складываются у художника с его «Мистерией», он походит на другого хип-хоп-деятеля, но уже не на сопливого школьника, описанного выше, а самого Канье Уэста, который возомнил себя Апостолом Павлом (жаль, не Петром, стоящим на фэйсконроле в Рай, было бы совсем стройно). Уже после выпуска последнего альбома The Life of Pablo, артист продолжает его дописывать, вносить правки в треки, переписывать целые куски и выкладывать в сеть. Уэст сегодня, пожалуй, самый тщеславный исполнитель, давно объявивший себя гением и настолько искренне в это верящим, что поверил и весь мир. Глазунов тоже когда-то объявил себя главным художником России и это сработало.

В-четвёртых, «Мистерия» — это пыточная камера

Старая добрая классика

Некрофильская сентиментальность, которыми характеризуются работы Ильи Глазунова, вызывает слишком сильную эмоцию, для названия которой ещё не придумали слова. Он не скрывает подобострастного отношения к власти как институту, который он, как монархист, считает основанным самим богом.

С картиной «Мистерия ХХ века» можно совладать, держа в голове её реперессивную направленность. Когда мозг знает, что его пугают специально, ему не так страшно. Ведь у средней паршивости зрителя впечатления от картины схожи: все эти персонажи обступили его, зрителя, и требуют от несчастного немедленно обделаться от ужаса и покаяние. Картина большая, тяжёлая на вид, и многие не выдерживают психического давления и хтоническое чудовище, живущее в каморке за этим холстом, получает свою порцию покаяния и страха, которым питается.

У картины есть и ещё одно зловещее свойство: благодаря все тем же запоминающимся габаритам, она часто с ходу замещает собой весь отдел мозга, отвечающий за понятие «современное искусство», после туда больше ничего не помещается и реципиент до гробовой доски знает, умирает с мыслью, что видел всё современное искусство.

В-пятых, «Мистерия» — это ребус без загадки

Если после всего перечисленного, «Мистерия» не перестала казаться неповоротливой махиной, этаким вселенского масштаба тазиком оливье из мелко порубленной поп-культуры, вспомните гигантский ребус от лейбла Virgin с зашифрованными 72-мя названиями музыкальных групп. Помедитируйте на него недолго, затем возвращайтесь к ребусу глазуновскому.

Старая добрая классика

И всё таки, кто все эти люди?

Самый ранний вариант картины заключал в себе протест против поклонения вождям. В 90-ые картина стала больше в буквальном смысле, Глазунов приписал к ней перестройку, развал Советского Союза, героев приватизации и залоговых аукционов, демократов, олигархов, поп-звёзд.

Мало кто из искусствоведов отмечает фирменную объективацию от Глазунова, а она вопиюща: женщины «Мистерии» (если это не абстрактно героическая Родина-мать или безобразная старуха) исключительно обнажены, полуобнажены, и обезличены. У них есть только тела, которые помогают цвести и пахнуть Апокалипсису на картине. Феминисткам есть, за что ненавидеть художника, хотя в классическом списке его хейтеров их нет.

Старая добрая классика

В любом случае, в своем отношении к китчевому, раздражающему, сатанински-наивному Глазунову, ни одна все категории зрителей отличаются особым единодушием. Вот что писал 10 лет назад об анти-культе художника архитектор и публицист Дмитрий Хмельницкий:

«Такой фантастической репутации не было ни у кого из русских живописцев. И даже ни у кого из советских. В 60-70-80-е годы Глазунова дружно ненавидели коллеги-профессионалы, и художники, и искусствоведы. Причем все, и правые, и левые. И функционеры Академии Художеств, и гонимые авангардисты. Непрофессионалы-интеллигенты ненавидели тоже. Публика — или, скажем, массовая публика — боготворила. До сих пор помню очередь, вьющуюся кольцами вокруг ленинградского Манежа на его выставку. Феерическое зрелище. Периодически разыгрывались полускандальные, полурекламные кампании с антисоветскими полотнами Глазунова, вроде «Мистерии XX века». На одном холсте портреты Гитлера, Солженицына, Ленина, картину с треском снимают с выставки, а автор едет за границу писать Индиру Ганди или Папу Римского. Любопытно, что при этом недоброжелатели и почитатели существовали как бы в разных культурных пространствах не пересекаясь. Не возникало — да и сейчас не возникает — повода для дискуссий. Как будто и спорить не о чем. Для восторженных авторов фильмов, статей и предисловий Глазунов — естественная вершина развития русской живописи. Недоброжелатели же — и в этом я неоднократно убеждался — часто просто отказываются говорить о нем. И так все ясно. А если и говорят, то грубо. И не о живописи, а о самом Глазунове.

Интересно все-таки попытаться распутать клубок брезгливого недоброжелательства, связанного с именем Мастера. Его репутация состоит как бы из нескольких слоев. Первый слой, определяющий эмоции просвещенной публики — это настойчивые слухи о компрометирующих связях Глазунова еще со студенческих времен. Связях, обеспечивающих его карьеру. Косвенных доказательств тут — хоть пруд пруди. Иметь в течение брежневских десятилетий возможность уничтожить любого критика, устраивать наглые антисоветски-религиозные эскапады одновременно с выставками в лучших залах страны — и не иметь при этом интимных связей с компетентными органами, будь то КГБ, ЦК, Политбюро или любая другая подобная чертовщина — может какой иностранец простодушный в это поверит — мы нет. И за меньшие грехи людей со света сживали. Впрочем, сегодня это уже не суть важно. Может раньше имел — а сейчас не имеет, нужда отпала».

ЖУРНАЛ ЖЖ