Века, века! Вас будет вспоминать больное хилое потомство.
Переселение народа из Центральной Азии в средние века.
Многие ученые полагают, что болгары – это одно из племен гуннов, которое после распада державы Аттилы поселилось в Малой Скифии, т. е. в степи северо-западного Причерноморья, между Дунаем и Днестром, под начальством любимого сына Атиллы Ирника. Для писателей того времени достаточным основанием для причисления болгар к гуннам служило то, что эти народы входили в состав гуннской державы или действовали вместе с гуннами, или даже просто оказывались на территории, ранее принадлежавшей гуннам. По мнению А. П. Смирнова, еще до появления основной массы гуннов в Восточной Европе в районы предкавказских степей в первые века нашей эры проникла из Азии группа тюркоязычных племен, именовавших себя болгарами. Позднее, оказавшись на пути гуннского вторжения, часть их была уничтожена, другая часть подчинена гуннами и вовлечена в их движение на запад, третья отошла в горные районы и после разгрома гуннов вернулась на свою основную территорию.
Венгерский ученый Симони считает, что болгары представляли собою особый народ, проникший в Европу в 60-х годах V в. вместе с близкими им племенами – савирами и оногурами. По его мнению, это были болгаро-угры, которые достигли Паннонии, где и обосновались по соседству с готами. Однако если локализация савир и оногур не вызывает сомнения, то проникновение с ними или вслед за ними племени болгар не засвидетельствовано никакими источниками. С распадом державы Аттилы прекратилось политическое преобладание гуннов в узком смысле. Инициативу в гуннской империи перехватили болгары. Тюркский язык, распространившийся среди всех пришедших с гуннами племен, напоминал о их прошлом союзе с гуннами и вхождении в империю Гуниланд.
В сирийской хронике Захария Ритора, составленной в середине VI в., болгары помещены за Каспийскими воротами рядом с аланами: «За воротами (живут) бургары (болгары) и аланы. Они живут в палатках и питаются мясом скота и рыбой, дикими зверями, хорошо владеют оружием». Он упоминает племена угров, савир, болгар, авар, хазар, сарагур и эфталитов. В сирийской хронике, относящейся к более позднему времени, среди других гуннских племен также значатся авары, явившиеся с востока в Европу в 558 г., и болгары, локализованые в степях Северного Кавказа.
Готский историк Иордан писал, что «по ту сторону от готов выше Понта распространяются поселения булгар, ставших широко известными за грехи наши». Акациры (агафирсы) помещены им западнее болгар, надо полагать, что нарисованная Иорданом этническая картина отражает положение, существовавшее в Причерноморье в середине V в. Иордан писал, что гунны произвели два яростных народа – альтцигир и савир, местожительство которых, однако, различно: «у альтцигир оно в Крыму возле Херсона, летом они кочуют, широко раскидывая свои жилища там, где их привлекают пастбища для скота, а зимой удаляются в страны, лежащие над Понтийским морем». Оногуры и савиры располагались на скифской земле возле Меотийского болота. Оногуры Иордана – это гунны. Иордан сообщает, что выше готов-тетракситов, живших вдоль северо-западного побережья Черного моря, и по соседству с аланами осели многие племена гуннов. В древности эти земли заселяли киммерийцы.
У одного из гуннских царей было два сына, один назывался Утигур, а другой Кутригур. После смерти своего отца сыновья разделили между собою власть и каждый назвал своих подданных своим именем. «И в мое время, – писал Прокопий, – одни называются утигурами, а другие – кутригурами». Все они жили вместе, имея одни и те же нравы и образ жизни, т.е. все они были гуннами-болгарами. Агафий считал, что название "гунны" собирательное и обозначает многие племена, каждое из которых имеет свое собственное имя. Все они назывались гуннами, а раньше этого были скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались кутригурами, другие утигурами, некоторые ультизурами, прочие вуругундами, гуннами в узком смысле, болгарами, оногурами и т. д.
Захват Боспора Византией не мог не вызвать недовольства гуннов, так как этот город играл важную роль в их торговле. Здесь они сбывали скот, кожи, сало, меха и другие продукты своего хозяйства в обмен на соль, вино, ткани и предметы роскоши. О политике Византии в Приазовье после присоединения Боспора можно судить по истории с гуннским князем Гордом. Этот князь в 528 г. прибыл в Константинополь и принял крещение, а вместе с ним и определенные обязательства по отношению к Византии. По словам Феофана, новообращенный христианин, восприемником которого был сам византийский император, получив богатые подарки, вернулся в собственную страну и стал охранять римские пределы и город Боспор. Вместе с ним император Юстиниан отправил в Боспор трибуна с отрядом испанцев не только для охраны города, но и для собирания с гуннов положенной дани в виде скота. Вскоре после этого на рынке Боспора появился новый вид товара - перелитые в слитки изображения языческих идолов. Князь Горд уничтожал идолов собственного народа, которых гунны делали из серебра, переплавлял их и слитки отправлял в Византию.
На самом юге Хэнтейского нагорья на северо-востоке Монголии находится самый древний заповедник Богдо-хан, созданный в середине XVII в. На его территории развалины какого-то древнего храма вот с такими артефактами.
Оазис в пустыне Гоби (Монголия). Когда-то здесь зарождались пассионарные этносы и отсюда они выталкивались "пульсирующей" пустыней далеко за пределы Центральной Азии.
Гунны возмутились, посчитали Горда предателем, убили его и избрали князем его брата Муагерия. В это время у гуннов еще хватало пассионарности, чтобы отстаивать свою свободу и противостоять Византии. После убийства Горда гунны напали на Боспор, убили византийского трибуна Далматия, воинов его отряда и захватили город. Из сообщения Прокопия известно, что Боспор некоторое время находился в руках гуннов, тогда же ими были взяты и разрушены Кепы и Фанагория, находившиеся на противоположной стороне Керченского пролива. Для возвращения боспорских городов Юстиниану пришлось снарядить большую военную экспедицию, во главе которой был поставлен Иоанн. Византийская армия при этом была усилена значительным вспомогательным войском из готов с вождями Годилой и Бадурием из Западного Причерноморья. Боспор тогда был возвращен Византии и укреплен заново построенными стенами. Возвращены были и боспорские города на Таманском полуострове. На Боспор была возложена обязанность поставлять империи суда, предметы оснастки и морского снаряжения, из чего можно заключить, что мореходство и судостроение оставались важнейшей отраслью производства в этом городе.
Но в глазах гуннов-болгар Боспор был законным владением гуннов, которое второй раз отняли у них византийцы в период между 530 и 540 гг. Прокопий писал: «Если идти из города Боспора в город Херсон, который лежит в приморской области и с давних пор тоже подчинен римлянам, то всю область между ними занимают варвары из племени гуннов». По данным Иордана, приазовскими гуннами, враждовавшими с Византией, были болгары – оногуры и утигуры, известные здесь в середине VI в. и занимавшие в Восточном Приазовье господствующее положение. Был ли Горд вождем оногур или утигур – неизвестно. Крещение Горда означало превращение гуннов-болгар в вассалов Византийской империи. Христианизация варваров была одной из форм подчинения их Римской империи и являлась актом в большей мере политическим, чем религиозным. Подкупая вождей, наделяя их богатыми подарками и пышными титулами, рассылая в варварские земли епископов и священников, Византия расширяла сферу своего непосредственного влияния и власти.