Мон-Сен-Мишель (Mont Saint Michel) внутри

Давайте я продолжу показывать свое путешествие по этому аббатству. Мы уж с вами прошлись по этому удивительному сооружению НОЧЬЮ, быстренько пробежались по територрии острова и даже посетили часовню Архангела Михаила.
Теперь перед нашим взором открывается главный храм аббатства …

Как вы помните мы стоим под проливным дождем (прячемся в арке) и вот нам открывают двери.
Напомню пока историю Мон-Сен-Мишеля в кратце:
Мон-Сен-Мишель (фр. Mont Saint-Michel, норманд. Mont Saint Miché — гора Святого Михаила) — это скалистый остров высотой 80 м и около 950 м в окружности, расположенный в огромном заливе площадью 40.000 кв.м, открытого в сторону Ла-Манша. В 3 км от него лежит другой остров — Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита — очень плотной кристаллической породы. В залив впадают три реки — Се, Селюн и Куэнон, которые при каждом отливе прокладывают новые живописные излучины.
Здесь наблюдаются сильнейшие морские приливы в Европе, колебания уровня воды могут достигать 15 метров! Вода при отливе отступает от материка более чем на 20 километров, обнажая дно — тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. Идти по такому дну довольно опасно: можно легко завязнуть в топких местах. Во время приливов море возвращается стремительно — по легенде, со скоростью скачущей галопом лошади. Впрочем, это преувеличение: средняя скорость прилива составляет 62 метра в минуту, что тоже немало и представляет опасность для туристов и паломников.
Эти скалы-острова видны издалека — прибрежная равнина абсолютно плоская. И поэтому неудивительно, что люди издавна обратили внимание на них и почитали их священными. Две французские провинции — Нормандия и Бретань, спорят за право считать остров частью своей территории. Формально же Мон-Сен-Мишель принадлежит Нормандии — граница между провинциями проходит по реке Куэнон.

Некогда на материке жили племена кельтов. На скале, которая в те времена находилась на суше, располагалось святилище друидов. Однако постепенно море наступало на сушу и скалы стали островами. Впрочем, со временем начался обратный процесс: залив Мон-Сен-Мишель заполняется осадочными морскими наносами. В конце XIX века, когда была построена дамба, соединившая остров с материком, этот процесс ускорился, сейчас только дважды в год Мон-Сен-Мишель становится настоящим островом, со всех сторон окруженным водой.
Первоначально остров назывался Мон-Томб (фр. Mont Tombe), от латинского tumba, что означает «гора» или «могила». В VI в. на нем поселилось несколько монахов-отшельников, построивших два святилища. Согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis, в одну из ночей 708 года Оберу, епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале церковь. Епископ пребывал в сомнениях, поэтому Архангелу пришлось являться трижды. Причем на третий раз, разгневанный за непослушание, он проткнул своим перстом череп Обера. Только тогда тот приступил к строительству. Кстати, на черепе Обера, мощи которого покоятся в базилике Авранша, можно заметить круглую вмятину — след от удара Архангела.
На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила. Часовня, воздвигнутая Обером, лишь отдаленно напоминала итальянский грот. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены две реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы.
При новом святилище поселились несколько монахов-каноников. Одновременно по всей империи укреплялся культ Архангела Михаила. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила.

В 933 году к Нормандии был присоединен Котантен — полуостров на северо-западе Франции, и Мон-Сен-Мишель оказался под защитой герцогов Нормандии. В 966 году, по распоряжению Ричарда I, третьего герцога Нормандии, в Мон-Сен-Мишель были переведены монахи-бенедиктинцы из Фонтенеля (ныне аббатство Сен-Вандрий в Сен-Маритим). По их мнению, жизнь каноников была не столь уж назидательной.
ЖИЗНЬ БЕНЕДИКТИНЦЕВ
Девизом бенедиктинцев стал принцип «Молись и трудись» (ora et labora), установленный основателем ордена святым Бенедиктом Нурсийским в 529 году. Бенедиктинцы дают три традиционных обета: послушание аббату, бедность и целомудрие, а также четвертый, дополнительный обет — стабильность, обязывающий их оставаться в монастыре, а не скитаться по разным местам.
Жизнь в общине была строго регламентирована: 8 часов отводилось на молитвы, 8 — на умственную работу, еще 8 часов — на труд. Службы проводились семь раз в день: на рассвете (заутреня), службы первого (prime), третьего (tierce), шестого (sexte), девятого (none) часа, вечерня и после-вечерня. Кроме того, в канун праздников проводились Месса и Великая Месса.
Дважды в день монахи собирались на трапезу, включавшую в себя хлеб, овощи и вино. В дни праздников и больным разрешалась рыба, а также мясо домашней птицы. Вино, в первую очередь, согревало. Неудивительно, что именно в бенедиктинских монастырях появился крепкий напиток Бенедиктин, о котором я расскажу подробнее в одном из ближайших постов.
В начале XI века в Мон-Сен-Мишель проживало 50 монахов, полтора столетия спустя — 60, и с тех пор их число никогда не превышало 60.

СТРОИТЕЛЬСТВО В МОНАСТЫРЕ
Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон-Сен-Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. Тогда было решено построить сначала четыре часовни, ориентированные по сторонам света, которые бы стали платформой для будущего здания. Так появились крипта Больших пилонов, обращенная на восток, на юге — крипта Сен-Мартен, на севере — крипта Нотр-Дам-де-Трент-Сьерж (Богоматери Тридцати Свечей), на западе — крипта Нотр-Дам-су-Терр (Богоматери Подземелья). Нотр-Дам-су-Терр — самая древняя, в ней обнаружены фрагменты церкви, построенной в дороманском стиле, возможно, первого святилища на горе. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.
В середине XIII — начале XVI века комплекс построек, окружавших церковь с востока и юга, был дополнен зданиями, где находились апартаменты аббата и залы для мирских монастырских служб.

В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон-Сен-Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте всего за несколько лет были сооружены здания Ла Мервей (Чудо).
Ла Мервей — это символическое отображение средневекового общества и символ Святой Троицы: три здания, в каждом здании по три этажа, на каждом этаже — зал со своим особым смыслом. Однако из-за нехватки средств были построены только два здания из трех. «Западное чудо» включает в себя монастырский двор-клуатр как символ духовной пищи, мастерскую рукописей, символизирующую умственную пищу и погреба — плотскую пищу. В «Восточное чудо» входят монастырская трапезная, зал для приема гостей и трапезная для бедняков. В так и не построенном третьем «чуде» должны были располагаться зал капитула, ниже — библиотека, в самом низу — конюшня.

Аббатство Мон-Сен-Мишель — четвертое место паломничества на Западе после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы. История сохранили имя первого паломника в Мон-Сен-Мишель. Это был франк по имени Бернар. В 867-868 году, возвращаясь из путешествия в Рим и Монте-Гаргано, он посетил Мон-Сен-Мишель.
С XI века число паломников значительно увеличилось. С этого времени также появляются чудесные истории о паломниках. Так, согласно одной из них, молодая женщина из Лизьё, находившаяся на последних сроках беременности, была застигнута приливом. К тому же у нее начались родовые схватки. Предчувствуя скорую гибель, она вознесла горячие молитвы Богородице. И произошло чудо: вода расступилась вокруг нее, женщина разрешилась от бремени. Наутро рыбаки нашли ее и младенца целыми и невредимыми. Другая история рассказывает об итальянце, который без спроса монахов утащил камень из аббатства и после этого заболел. Рассказывают также и о чудесных исцелениях после того, как больные испили воды, в которой был омыт череп святого Обера…

В XIV веке появилась новая категория паломников — дети и подростки. Своего рода сумасшествие охватило тогда всю Европу. Дети убегали из дома и отправлялись в тяжелейшие путешествия. Их прозвали «пастушками» — многие из них пасли стада. Дорога к Мон-Сен-Мишелю, где появились приюты и постоялые дворы для паломников, стали называть «путями в рай».
Паломничество было опасным. В дороге паломников часто грабили разбойники. Часто они умирали от болезней. Да и в самом Мон-Сен-Мишеле их поджидали опасности. Так, в 1318 году 13 паломников были затоптаны толпой, которая ломилась в святилище, 18 утонули в заливе, 12 увязли в зыбучих песках. Нормандская поговорка гласит:
Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание.
И до сегодняшнего дня Мон-Сен-Мишель остается важным паломническим центром. От обычных туристов паломники отличаются тем, что идут пешком, в сопровождении проводников, через зыбучие пески залива. Дважды в год в аббатстве особенно многолюдно: 8 мая (или ближайшее к этой дате воскресенье), когда отмечается день явления Архангела Михаила в Монте-Гаргано, и 29 сентября, в день освящения Римского алтаря, посвященного Архангелу.

ОБОРОНА МОН-СЕН-МИШЕЛЬ В ГОДЫ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ
В 1337 году разразилась Столетняя война, завершившаяся в 1453 году. На рубеже XIV-XV веков аббатство и поселок были усилены. Однако в 1420 году аббат Жоливе внезапно покинул монастырь и предложил свои услуги англичанам. В 1421 году в соборе обрушилась алтарная часть. В 1424 году началась морская осада Мон-Сен-Мишеля англичанами, обосновавшимися на соседнем острове Томблене. Она продолжалась до 1434 года. Благодаря защите рыцарей и высоким приливам, крепость-аббатство осталась неприступной.
МОН-СЕН-МИШЕЛЬ В XV-XVIII ВЕКАХ
После Столетней войны начинается небольшой период расцвета аббатства, завершившийся, однако, долгим упадком. В середине XV века аббатов, ранее избираемых монахами, назначают короли. Монастырь превратился для них в источник дохода. Монашеская жизнь быстро пришла в упадок.
В 1577, 1589 и 1591 годах, когда в Европе полыхали Религиозные войны, протестанты пытались взять Мон-Сен-Мишель. В 1591 году здесь была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери…

ТЮРЬМА
Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.
В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон-Сен-Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму, просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем – политзаключенные и уголовники. В здании Чуда разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

РЕСТАВРАЦИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ МОН-СЕН-МИШЕЛЬ
Виктор Гюго, посетивший Мон-Сен-Мишель в 1863 году, с горечью писал:
Жаба в реликварии. Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?
В этом же году последние заключенные были переведены в другие тюрьмы. Однако только в 1874 году Мон-Сен-Мишель был передан администрации «Исторических памятников», которая занялась реставрацией аббатства.
В 1897 году было завершено строительство башни и шпиля в неоготическом стиле (архитектор Виктор Петигран), на вершине которого установлена золоченая статуя Архангела Михаила (скульптор Эмманюэль Фремье, 1897 г.). Мон-Сен-Мишель обрел нынешний облик.
В конце XIX века также была построена дамба, связавшая остров с материком. К сожалению, она спровоцировала ускорение заполнения залива песчаными наносами. В результате за последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Сейчас реализуется проект строительства на месте части дамбы моста, протяженность которого составит 1 км. По расчетам гидрологов, такие меры будут способствовать освобождению залива от морских наносов.

ОСТРОВ ТРОМБЛЕН
В 3 км от Мон-Сен-Мишеля расположен остров Тромблен. В XI веке здесь на несколько лет уединились два монаха: Робер Тромбленский и Анастаз Венецианец. В XII веке аббат Бернар дю Бек построил здесь монастырь с церковью во имя Девы Марии, который стал центром так называемого «малого паломничества» в Мон-Сен-Мишель. В начале XIII века, когда в общине Мон-Сен-Мишеля произошел раскол, здесь скрывался аббат Журден.
В годы Столетней войны остров Тромблен был занят англичанами, построившими на нем крепость. В XVII веке Тромблен стал собственностью Николы Фуке, министра финансов при дворе Людовика XIV. После того, как Фуке впал в немилость, король приказал разрушить на острове все постройки.
С 1985 года на острове находится орнитологический заповедник.

В общем то это действующая святыня. Часть аббатства отведена монахам. Они не пересекаются с туристами.
Строительство церкви было начато в новом для того времени романском стиле под руководством аббата Гильома де Вольпьяно. Средства для её строительства дал в 1022 году герцог Нормандии Ричард II с целью привлечь сюда паломников. На вершине гранитного конуса не было площадки, на которой могло бы разместиться здание с запланированной длиной 70 м, и потому архитекторы приняли решение опереть почти весь западный неф церкви на церковь Нотр-Дам-су-Тер. Непосредственно на скале, на верхнем уровне была поставлена крестовина трансепта (1032—1048 годы) и хор. В 1084 году, к концу правления епископа Радульфа (Radulf von Beaumont) было закончено строительство и нефа — лангхауза, который был в то время на три пролёта (иоха) длиннее, чем сейчас. Затем последовали обрушения стен и пожар, в результате чего лишь в середине XII в. при епископе Бернаре[fr] (фр. Bernard du Bec) церковь была закончена путём возведения венчающей крестовину башни. В своём стремлении завершить аббатство остроконечной крышей, строители не учли, что стоящее на плоской поверхности воды здание будет подвержено опасности быть поражённым молнией. Это и произошло в 1300 году, когда от попадания молнии сгорела центральная башня.

В XV веке были разрушены романские хоры. Пожар 1776 года разрушил три пролёта здания у его входа. а в 1760 году неф был укорочен наполовину, благодаря чему перед главным порталом церкви образовалась обширная терраса. Северное крыло трансепта опирается на крипту «Богоматери с тридцатью свечами», а южное — на крипту св. Мартина, сохранившуюся почти целиком за исключением почти полностью утраченной живописи. Несмотря на то, что эти крипты построены лишь для поддержки крыльев трансепта, они используются при богослужениях как капеллы. Для поддержания хора была сооружена крипта с чрезвычайно толстыми несущими колоннами.


/infoglaz.ru/