В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.
В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…
Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.
Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…
И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.
Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

Масада входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600×300 м.
Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.
На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Одна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.