Очевидцем этих событий была известная исследовательница Луиза Джеззап, которая в то время работала в посольстве Великобритании на Мальте, а позже стала научным секретарем одного американского научного общества. Она написала статью о двух своих посещениях Гипогея, одно из которых состоялось до пропажи школьников, а другое – вскоре после него. Мисс Джеззап, во время первого визита в Гипогей, стала уговаривать гида исследовать ту самую таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Гид сначала возражал, но потом сдался и предупредил барышню, что она может лезть туда исключительно на свой страх и риск. Мисс Джеззап взяла свечу и приспособила свой длинный шарф в качестве веревки, за которую держались идущие сзади ее друзья. Она протиснулась сквозь камеру и неожиданно очутилась в огромном пустом зале. Подняв свечу, она обнаружила, что стоит на небольшом выступе, а вниз уходит узкое, но глубокое, показавшееся бездонным, подземное ущелье.
С противоположной стороны ущелья, чуть ниже, был расположен выступ, подобный тому, на котором стояла мисс Джеззап, а от него в глубь породы начинался туннель. Мисс Джеззап и бывшие с ней люди видели это своими глазами и подтвердили письменно и под присягой. Кроме того, на противоположной стороне ущелья они увидели несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые пытались задуть свечу пришельцев и, наконец, метнули в них чем-то мягким и влажным. Люди в панике протолкнулись через лаз назад в Гипогей, где их встретил гид. Заметив состояние мисс Джеззап и ее друзей, гид совсем не удивился и дал понять, что прекрасно знает, что (и кого) они могли там видеть.

Через неделю после этого события в лабиринте пропали школьники. А когда мисс Джеззап пришла в Гипогей на вторую экскурсию, прежнего гида там уже не было, а нынешний отрицал, что тот здесь когда-либо работал. Однако в прессе стало известно, что школьники, их учителя и предыдущий гид полезли именно в тот тоннель, на пороге которого мисс Джеззап видела странных существ. По случайности (или нет), туннель этот почти сразу осыпался. Было послано несколько поисковых партий, обвал разрыли, но останков тел детей или их следов не нашли. Веревка, которую экскурсия тянула за собой от самой погребальной камеры, оказалась аккуратно отрезана чем-то острым. Все следы потерялись.
Потом говорили, что детский плач и крик слышали люди как бы из-под земли в самых разных частях острова, но точно установить место, откуда исходили эти звуки, так никто и не смог.

Что касается сети катакомб под Мальтой, то некоторые старинные источники указывают на то, что она разветвлялась не только под поверхностью острова: ходы шли вглубь и в стороны, продолжались и под морем и, по слухам, тянулись аж до Италии. По крайней мере в древности, в античные времена, многие источники указывали на это.
Второе название, Hypogeum of Hal Saflieni, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации. ОбнаружившиеГипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri), который первым и начал раскопки. После смерти отца Эммануила в 1907 году исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit). Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. Одна из самых известных загадок Гипогея - так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо. Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам… Стенки камеры разрисованы охряными спиралями. На верхнем уровне — большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некотрые заканчиваются «вслепую». Здесь и найдены были фигуры спящих женщин — ныне они находятся в музее археологии в Валлетте. Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.
