Полковник Фосетт в изданных в Англии дневниках приводит случай, о котором ему рассказал инженер, долго работавший в управлении шахтами Серро-де-Паско в Перу. В выходной день инженер вместе с несколькими европейцами и американцами отправился осмотреть, а точнее, пограбить, несколько древних захоронений.
С собой они взяли проводника, который должен был раскапывать могилы, и несколько бутылок местного крепкого алкогольного напитка, чтобы поддержать бодрость духа. Бодрость духа они поддержали, но ничего стоящего в могилах не обнаружили, за исключением большого глиняного запечатанного сосуда.
Когда его вскрыли, в нем оказалась густая, темная, крайне неприятно пахнущая жидкость. Обозленный неудачей американец попытался «угостить» ею проводника. Тот стал бешено сопротивляться, отказываясь пить.
Во время драки сосуд разбился, его содержимое разлилось по камню, а пораженные участники поездки увидели, как жидкость исчезла и камень покрылся какой-то глинообразной замазкой. Жидкость и камень, соединившись, образовали пасту, из которой можно было лепить, как из пластилина!
Допустим, древние перуанцы действительно умели размягчать камни. Но это не снимает вопроса о том, каким невероятным способом огромные блоки доставлялись на место строительства.
А если это бетон?
А может быть, и не существовало никаких многотонных каменных глыб, которые, надрываясь, тянули полчища рабов? Стены состоят не из гранита, как полагали многие исследователи, а из местного вида известняка. Это утверждает, например, Алексей Крузер в статье «К вопросу о происхождении материала блоков, слагающих стены крепости Саксайуаман в Куско (Перу)».
А известняк является основным сырьем для получения цемента. Между прочим секрет изготовления этого строительного материала знали еще обитатели Месопотамии примерно за 2500 лет до нашей эры, а также древние египтяне и римляне. Так почему бы и древним перуанцам не делать цемент путем смешивания обожженного, а затем измельченного известняка с определенными добавками?