"Sweet-Travel" в Киеве с 2006 года - персональный Форум нашего агентства о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Сообщений 181 страница 190 из 470

181

Ирод очень гордился своим строительством и когда в 15 году до нашей эры к нему приезжает в гости Агриппа, зять и заместитель императора Августа, Владыки Вселенной, Ирод устраивает ему экскурсию по своим дворцам и крепостям — здесь, в Иерихоне, Баниасе и других местах. После смерти Архелая, сына Ирода (4 год до нашей эры — 6 год нашей эры), Иродион принадлежал римским наместникам до 66 года, когда перешел в руки евреев во время великого восстания против римлян.

Повстанцы воздвигли на месте синагогу и бассейны для ритуального омовения, и находились там 4 года, пока крепость не была захвачена римскими войсками. Наряду с Михваром и Масадой, крепость эта пережила падение Иерусалима и была захвачена позже.

История в Архитектуре

Иродион был заброшен до 132-135 годов, когда в нем обосновались участники восстания Бар Кохбы. После подавления восстания место было оставлено, и заселение здесь возобновилось только в византийский период (5-7 века) когда на развалинах крепости поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили здесь три церкви из камней иродианских сооружений.
Позже, эти же камни использовались для строительства арабских домов округи. После арабского завоевания в 7 веке место было вновь покинуто до тех пор пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках из лагерей несколько десятков лет тому назад.

История в Архитектуре

Первые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962-67 годах, отцом В. Корбо для школы францисканцев в Иерусалиме. Раскопки в нижнем Иродионе проводились Эхудом Нецером в 1972 году по заказу Еврейского университета, и они продолжались до 1988 года. В это время также была обнаружена система тайных убежищ времен Бар Кохбы, расположенная под верхним Иродионом, и включающая водяные ямы, туннели и выходы для внезапных атак, что свидетельствовало о высокой сообразительности его строителей. По определению Нецера, вход во дворец находился с северной стороны, там где археологи поставили мостик, и был единственным.

История в Архитектуре

182

Современный спуск во двор насыпан в наше время на остатках стены и арок иродианского периода. Бывший спуск с горы, тот самый, выложенный мрамором, показывает сейчас гряда упавших камней.

Центральное сооружение верхнего Иродиона — круглое здание, окруженное полукруглыми башнями, а с востока круглой — является совершенно выдающимся для древнего мира. Высота строения была порядка восьми этажей, из которых пять были жилые! В центре здания, облаченного в искусственную гору, располагался дворец царя Ирода, классическая римская баня, древнейшая синагога, огромная подземная емкость для воды. В римской бане рядом с «горячей» комнатой — кальдериумом — находится еще одна круглая комната, возможно, закрытая купальня, потолок которой сделан в виде купола — и это самый древний безопорный купол в мире, наряду с куполом над могилой в Себастии иродианского же строительства. Первые такие сооружения появляются только над круглыми комнатами, строить купола над квадратными помещениями научились лишь значительно позже. У самого пола этой комнаты сохранились остатки штукатурки и цветной фрески, которой были украшены ее стены. Со двора крепости ведет подземный ход к водной системе, располагающейся на половине высоты горы. Тот ход, по которому можно спуститься сегодня — современный, однако видны следы древнего, прорытого восставшими во времена Иудейской войны, для того, чтобы доставать воду, не выходя из крепости.

История в Архитектуре

Во времена Ирода, воду доставляли с внешней стороны из огромных цистерн, куда собиралась влага со всей округи при помощи системы акведуков. Нижние дворцы и служебные здания Иродиона были построены вокруг красивого сада в римском стиле, окруженного колоннами. В саду находились специальные площадки для загара, отдыха и трапез, а в центре его располагался огромный бассейн 70 на 45 метров, который использовался для купания, гребли и как запас воды. Колонны, сегодня стоящие вокруг бассейна — современная реставрация.

Остатки еще одного, центрального, крыла дворца находятся в южной части большого прямоугольного здания к югу от бассейна. У подножия его проходит маршрут длинной 350 метров, который использовался, по мнению Эхуда Нецера, для похоронной процессии Ирода, описанной Иосифом Флавием. Царь Ирод Великий, по сообщению Флавия, умер в Иерихоне. Из Иерихона тело перевезли в Иерусалим, откуда и вышла похоронная процессия.

История в Архитектуре

С февраля 1997 года раскопки на Иродионе были возобновлены и продолжаются по сей день, проводит их вновь Эхуд Нецер, основная цель исследований — поиски и раскопки могилы Ирода Великого. В мае 2007 профессором Эхудом Нецером было официально объявлено о находке на склонах Иродиона склепа – могилы царя Ирода. И, хотя исследования еще не закончены, вероятность того, что обнаруженные руины являются могилой этого, одного из самых известных из царей Иудей, очень велика. Могила Ирода находится строго на север от вершины горы Иродиона, на две трети примерно высоты от ее подножия, слева от главной дворцовой лестницы (Флавий), вплотную к ней примыкая и распространяется на два дестяка метров на восток, гору огибая. По высоте разрез раскопа не превышает 5 метров.

История в Архитектуре

183

На месте можно достаточно четко определить четыре периода. Наиболее поздний относится ко временам Бар-Кохбы (135 г.). В основном, это туннели (подземные ходы), некоторое количество керамики. Возможно, к этому же периоду можно отнести довольно большое количество кусков обработанного дерева, в большом количестве имеющегося в раскопе и, возможно, монету, до сих пор не прочитанную и неопределенную из-за плохого ее состояния. Период этот характеризует грубая, не тщательная деятельность, отсутствие обработки стен туннелей. Подземные ходы, очевидно, связывали разрушенное до этого периода монументальное сооружение с заброшенной восточной цистерной.

История в Архитектуре

Предыдущий период — Иудейская война (70 г.). К нему, видимо, относится огромное количество найденных в раскопе ядер баллисты размером с апельсин или несколько более, два наконечника стрел римского образца. Строительных элементов этого периода, разумеется, не существует. Судя по сделанным находкам, здесь имел место довольно серьезный бой, в ходе которого, очевидно, и было разрушено монументальное сооружение сайта.

Еще более ранним является период строительства монументальных сооружений Иродиона (-20 — 4 г. до н.э.). В раскопе обнаружен мощный подиум размерами примерно 10 на 10 метров, практически примыкающий к главной дворцовой лестнице. Подиум сделан из очень тщательно обработанных и пригнанных доломитовых блоков. По архитектонике подиума видно, что на нем стоял либо стилобат, либо декоративные стены или портик. На подиуме и вокруг него — фрагменты колонн, капителей и монументального саркофага, разбитого вдребезги явно специальным образом. Саркофаг из более светлого камня, жесткого известняка, розово-красноватого, довольно редкого, тщательно обработан, резьба представляет собой геометрические и растительные изображения. Изображений животных или людей не обнаружено.

История в Архитектуре

Под подиумом можно предположить опрные стены или арки, пока не раскопанные. К этому же периоду относится мощная облицовочная стена из хорошо обработанных камней типа глясиса, идущая вкруг горы за сайтом и на десяток, по крайней мере, метров восточнее. Судя по проделанным археологами шурфам, стена эта описывала всю окружность Иродиона. С запада стена упирается в главную лестницу, впрочем, продолжается и западнее нее, опоясывая всю гору вокруг.

Сама главная лестница, описанная у Флавия, покоится на мощной опорной стене и относится к тому же периоду. Найдено некоторое количество керамики и кухонной посуды для готовки, иродианского типа.

История в Архитектуре

Самый ранний период, видимо, время строительства Иродиона, до 20 г до нашей эры. Как под монументальным сооружением, так и под стеной, на которую опирается главная дворцовая лестница, видны остатки более ранних сооружений, в том числе, оштукатуренного водного резервуара. По первому предположению исследователей — резервуар миквы, однако ее наличие на том месте, где позже прошла главная лестница и до строительства склепа необъяснимо. Кроме того, резервуар имеет прямые стены и нет в раскопанной части намеков на спускающиеся в него лестницу или рампу. Скорее всего, речь идет о технических сооружениях, использовавшихся строителями Верхнего дворца в ранний его период и позже заброшенных.

История в Архитектуре

184

Найденное сооружение с большой степенью вероятности может оказаться искомой могилой Ирода Великого, описания которой у нас, увы, нет — лишь церемония погребений, описанная Иосифом Флавием. Здесь найден ряд сооружений, не упоминающихся Флавием и, видимо, относящихся как к архитектуре самого Верхнего дворца, так и найденного сооружения (предположительно, мавзолея).

Склеп раскопан, судя по всему, лишь менее, чем на четверть, ожидаются работы как вокруг здания, так и внутри него, а также исследования вглубь в попытке обнаружить поддерживающие его стены или арки. Никаких надписей или их фрагментов на сооружении пока не найдено. Лишь после полного окончания работ можно будет сделать окончательные выводы.

История в Архитектуре

Сооружение построено очень тщательно и монументально, что тоже свидетельствует в пользу версии могилы царя. Кроме того, явно варварское уничтожение сакрофага говорит о том, что он был разбит врагами человека, в нем похороненного — а кто не как Ирод мог вызвать такую ненависть. Кроме того, известно, что в саркофаге содержалось огромное количество золота и драгоценных камней, так что разбить его могли и грабители. Впрочем, можно предположить также, что саркофаг был уничтожен в результате прямых попаданий ядер во время Иудейской войны.

История в Архитектуре
История в Архитектуре
История в Архитектуре

/masterok.com/

185

Храм Артемиды в Сардах

История в Архитектуре

Недалеко от берега Эгейского моря располагаются руины Сарды – античного города, бывшего в свое время столицей Лидии. На сегодняшний день в этом районе ученые-археологи активно проводят раскопки. Пока что точную дату основания города Сард они назвать не могут – никаких сведений об этом еще не было обнаружено.

История в Архитектуре

Известно только, что столицей Лидии город Сард был примерно в 680-547 годах до нашей эры. Среди наиболее известных правителей Лидии вспоминается в первую очередь царь Крез, правивший в ней в 563-546 годах до нашей эры. Он оставил свой заметный след в истории не только благодаря своему несметному богатству, но еще так же и тем, что именно он дал приказ о чеканке первых монет в Лидии. Старинная легенда гласит о том, наличие в реке Пактоле (на ней стоял город Сард в те времена) золотой пыли, можно объяснить тем, что когда-то очень-очень давно мифический царь Мидас омывал в ней свои ладони.

История в Архитектуре

Даже несметное богатство не смогло спасти царя Креза. Его участь была весьма печальна – во время покорения Сарда войсками Кира IIцаря Лидии Креза заживо сожгли на костре. В 334 году до нашей эры город Сард был завоеван войсками Александра Македонского, затем его покорили римляне. Именно во время их правления Сарды обрели наконец-то статус метрополии. На протяжении долгих веков город Сард всегда оставался очень важным торговым и культурным центром.

История в Архитектуре

Как правило в Сарды едут, чтобы посмотреть руины храма Артемиды  (Temple of Artemis in Sardis) — крупнейшего античного святилища в Малой Азии. Он был похож на знаменитое «чудо света» — храм Артемиды Эфесской, который больше известен широкой публике. Его подобие в редко посещаемых Сардах можно узреть и сейчас, пусть не целиком, но хотя бы в виде очень внушительных руин.

История в Архитектуре

186

На самом деле, оба храма, что в Эфесе, что в Сардах, первоначально предназначались для анатолийской богини Кибелы, и только под влиянием греков эти святилища посвятили греческой Артемиде, а в Сардах пошли еще дальше и переформатировали храм в место поклонения римскому императору Антонинину Пию (138-161 гг.) и его жене.

Кибела была главным фригийским божеством, поэтому популярность ее культа в Лидии и Ионии (в Эфесе) свидетельствовала о распространении фригийской культуры по всей Малой Азии. Или, можно предположить, что изначально общеанатолийский культ Великой Матери проявлял себя схоже во всей западной Малой Азии.

История в Архитектуре

Служение Великой Матери требовало от ее жрецов больших жертв — они все были скопцами-евнухами. Часто жрецы Кибелы лишали себя мужских принадлежностей даже самостоятельно, но большинство становилось евнухами еще в молодости. Евнухи на Востоке почти повсеместно занимали важное положение в обществе и число их было велико, они ведали не только религией, но зачастую, и администрированием.

История в Архитектуре

Культ Кибелы требовал оргиастических обрядов, в которых участвовали не только скопцы, но и женщины — храмовые проститутки, количество которых тоже было весьма значительно, «священная проституция» приносила храмам существенные доходы. О числе проституток в Сардах и их финансовых возможностях, косвенным образом, свидетельствует размер погребального кургана лидийского царя Алиатта (рассказ о нем будет позже) — это самый большой курган на земном шаре, его высота 70 м., а диаметр 355 м. По свидетельству Геродота этот курган был создан стараниями проституток города Сарды, греки называли его — курганом разврата. Хотя, известно, что они могли и привирать, так всегда недолюбливали лидийцев.

История в Архитектуре

После завоевания Малой Азии Александром Македонским в 4 в. до н.э. на месте храма фригийской богини был возведен более крупный храм в греческом стиле. Это был классический античный периптер. Анатолийская Кибела превратилась в Артемиду, правда, есть все основания полагать, что суть богослужений в храме мало изменилась, так как культ Артемиды — богини охоты и плодородия, был схож с культом Матери Богов, поэтому можно предположить, что в новом храме проводились те же «таинства», что и в храме времен лидийских царей.

История в Архитектуре

Храм Артемиды в Сардах стал одним их самых больших античных храмов, его длина — 100 м., он в 1,5 раза больше афинского Парфенона. Строили его очень долго, начало храма положил кто-то из Селевкидов, а потом столетиями стройка продолжалась. В 17 г. н.э. храм, как и весь город, сильно пострадал от землетрясения, возможно римлянам, тогдашним властителям Сард, пришлось его полностью перестраивать. Тем более храм предназначался для возвеличивания уже культа римских императоров, археологи нашли здесь две колоссальные статуи — императора Антонина Пия и его жены Фаустины (2 в. н.э.).

История в Архитектуре

187

Интересно то, что все подобные святилища Артемиды в Малой Азии строились вне крепостных стен города и своих собственных оборонительных стен тоже не имели. При этом эти заведения были фантастически богаты и просто ломились от золота и ценных даров — и никакой защиты.

Этот невероятный факт может свидетельствовать сразу о нескольких вещах, во-первых, что древние, действительно, свято верили, что Великая Богиня в состоянии сама защитить свои храмы, и кстати, не только само помещение с его богатствами, например, известно, что подобный храм Артемиды в Эфесе служил убежищем для всякого рода гонимых людей: должников, беглых рабов — любой безоружный человек получал на территории храма неприкосновенность.

История в Архитектуре

А во-вторых, из подобного положения вещей вытекал еще один важный факт — так как сейчас мы все рационалисты и во всесильную богиню не очень верим, но и считать древних простаками весьма неправильно, можно предположить, что, действительно, существовали некие факторы, защищавшие богатства подобных храмов и не только их. Скорее всего, условия жизни древних греков и лидийцев были таковы, что защищаться им было банально не от кого…Все были свои — и лидийцы, и греки имели схожие верования, и в чем-то схожую культуру, и эта ситуация длилась весьма продолжительное время, кстати, подобные храмы были известны и в самой Греции, например, знаменитое святилище в Олимпии первоначально тоже не имело крепостных стен.

История в Архитектуре

Здесь можно прийти к выводу, что  великая античная, преимущественно греческая, цивилизация рождалась в сравнительно безопасных условиях, и это возможно был важнейший фактор ее существования — без безопасности не было бы и античных полисов, демократии, и всей Европы, такой какой мы ее знаем.

Хотя случались и исключения, которые только подтверждают базовый вывод. В 7 в. до н.э. запад Малой Азии подвергся массированным набегам киммерийцев — гостей из мрачных восточных глубин, которые уничтожили и храм Артемиды в Эфесе, и взяли приступом Сарды, скорее всего здешний храм Кибелы тоже пострадал, и натворили еще много неприятных дел — так что греки запомнили их, как выходцев из адских пучин, и впоследствии, изображали киммерийцев как жутких стражей ада, живущих на далеком севере. Этот пример хорошо демонстрирует, как всего несколько военных походов «варваров» могут разрушить хрупкое местное культурное равновесие…

История в Архитектуре

В 4-5 вв. рядом с храмом была построена византийская церковь, это говорит о том, что само античное здание не использовалось христианами, и было заброшено. Во всяком случае потребности в таком огромном сооружении уже не было, в византийское время Сарды потеряли свое былое великолепие.

При этом, для ранних христиан Сарды имели важное значение, не зря этот город упоминается в Откровении Иоанна Богослова:

«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию»
И далее:

188

«И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны.»

История в Архитектуре

Библейское определение Сардиса — «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв», действительно, очень точно характеризовало состояние города в начале н.э.

Когда храм был обнаружен европейскими путешественниками, над поверхностью земли возвышались только эти две колоны, все его руины были занесены землей, сошедшей с горы акрополя.

История в Архитектуре

Храм Артемиды в Сардах, древней столице Лидии, одна из крупнейших построек ионического ордера (рис. 243; табл. 101). Его размеры по стилобату составляют 48,5 x 104,0 м. При перестройке храма около 325 года до н. э., после пожара, была использована часть фундаментов и некоторые колонны святилища V века до н. э. В римскую эпоху он также претерпел небольшие изменения. Храм имел 8 x 20 колонн. Он был псевдодиптеральным; подобная схема применялась в ионическом храме впервые и, быть может, поэтому была довольно своеобразно разработана по восточному и западному фасаду. Шестиколонные простильные портики целлы имели значительную глубину и отстояли от колонн птерона всего лишь на один интерколумний (рис. 243).

История в Архитектуре

189

Пространства спереди и сзади наоса, вероятно, не имели перекрытия (рис. 244). Колонны простильного портика стояли на квадратных цоколях, между которыми находились ступени. Средний пролет был значительно шире прочих, и все они постепенно сужались к углам. Базы колонн имели прекрасную порезку (табл. 104, фиг. 3). Сохранились также обломы, позволившие реконструировать обрамление громадного дверного проема целлы (рис. 245).

Храм в Сардах, строившийся в течение продолжительного времени, позволяет проследить некоторое изменение ордера. Так, показательно сравнение баз колонн этого храма, относящихся к V и IV векам до н.э., а также сопоставление их с базами других ионических храмов (рис. 246—247 а, б, в).

История в Архитектуре

Первые раскопки в Сардах были начаты в 1910 профессором Г.Батлером – главой экспедиции, организованной по инициативе Д.Робинсона. Работы проводились в течение нескольких раскопочных сезонов, в том числе пятого в 1914 и шестого в 1922. Основным объектом исследования явился большой ионический псевдопериптерный храм Артемиды, две ионические колонны которого возвышались над землей на 9 м. Строительство храма было начато в 4 в. на месте более ранних сооружений, разрушенных в 546. Храм имел по восемь колонн с торцов и по двадцать по боковым сторонам и глубокие портики. Две колонны восточного портика высотой в 18 м сохранились целиком, а еще тринадцать – на половину первоначальной высоты. Две колонны имеют базы, скорее всего в подражание эфесским. Одна капитель и одна база находятся сейчас в музее Метрополитен, где хранятся также несколько лидийских ваз, терракотовые маски и скульптуры, расписные терракотовые архитектурные плиты с отлитыми в форме рельефами, черепицы перекрытия и несколько лидийских надписей. Лидийцы первыми изобрели рифму. Двуязычная надпись – по-лидийски и по-гречески – свидетельствует, что имя «Бахус» – лидийского происхождения. Удалось выявить много лидийских слов, но полностью лидийские тексты до сих пор не прочитаны.

История в Архитектуре


/infoglaz.ru/

190

Базилика Санта Лусия (Santa-Luzia)

История в Архитектуре

Базилика Санта Лусия (Santa-Luzia) в Виане-ду-Каштелу (Viana do Castelo) в Португалии на одноименной горе, которую видно практически отовсюду. Подняться к ней можно на фуникулере, стоимость 3 евро за билет туда-обратно. В самой базилике есть лифт, на котором за 1 евро можно доехать под самый купол, на смотровую площадку.

Вот что еще известно …

История в Архитектуре
История в Архитектуре

Есть города, после посещения которых, чувствуешь себя, как после долгой пешей прогулки, другие требуют неоднократного посещения, третьи навивают романтические воспоминания. Виана-ду-Каштелу обманчиво прост: Старый город расположен между железной дорогой и высокими берегами Лимы, улочки от замка ведут прямо к устью реки.

История в Архитектуре
История в Архитектуре

Лучший способ, чтобы попытаться понять город, подняться на холм Санта-Лузия(195м), где открывается панорама этой местности и океанского побережья. На вершине выстроена местная святыня-базилика Санта-Лузия, почти идеальная имитация парижской Санкре-Кер-де-Монмартр. Не далеко, обнаружено и восстановлено кельтское поселение с маленькими хижинами и мощеными улочками.

История в Архитектуре
История в Архитектуре