"Helen Collection" - персональный форум Алены Обуховой о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Сообщений 281 страница 290 из 470

281

В фотографиях Геддеса основное внимание сосредоточено на традиционной и «вневременной» японской культуре с ухоженными садами, прилежными мастерами и ремесленниками. Менее заметны недавно внедрённые достижения технического прогресса, которые стремительно создавали новый образ жизни многих японцев. Эпоху Мэйдзи, ознаменовавшуюся смелой модернизацией, сменила эпоха Тайсё.

О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
Приозёрный курорт.

О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!

282

О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!

283

О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!

284

О нравы! О народы!

285

Монарх, работающий автомехаником

О нравы! О народы!

Африканский король Тогбе Нгорифия Кифа Коси Банса, верховный правитель региона Хохо в Гане, несмотря на свое высокое положение работает автомехаником. В то же время король Банса выполняет свои государственные обязанности и всячески пытается улучшить жизнь подданных.

Помимо 200 тысяч подданных, своим лидером его считают также ещё 2 миллиона представителей народа эве, живущих в Того.

О нравы! О народы!

При этом он не живет ни в Гане, ни в Того. Его дом находится в немецком Людвигсхафене, где он работает автомехаником на принадлежащей ему СТО.

О нравы! О народы!

В 1970 году его дед, король Хохо, отправил внука учиться на механика в Германию. После окончания учебы Банса решил остаться, открыл свою СТО и жил тихо и счастливо, пока в один прекрасный день 1987 года факсограмма, пришедшая из Ганы, не изменила его жизнь навсегда.

О нравы! О народы!

Дед Банса умер, а отец и старший брат были признаны негодным к правлению, так как были левшами — «нечистыми», согласно верований людей народа эве. Банса стал преемником своего деда и решительно занялся улучшением благосостояния и развития своего народа. При этом монарх все еще работает с девяти до пяти в своей мастерской, а правит с помощью телефона, Скайпа и электронной почты.

О нравы! О народы!

Несколько раз в год король Банса приезжает в Гану, часто в сопровождении своей немецкой жены Габриэллы, чтобы лучше узнать потребности своих подданных.

О нравы! О народы!

Эта страна с 1992 года стала демократической, но её традиционные короли продолжают играть огромную роль. Король Банса строит школы, мосты, колодцы, жертвует водяные насосы и автомобили. Чтобы собрать деньги на эти цели, он появляется в амплуа певца на национальных ТВ-шоу и публичных мероприятиях в Германии.

О нравы! О народы!

Фотограф Мирка Лаура Севера (Mirka Laura Severa) встретила короля в 2009 году, когда училась в Людвигсхафене. С тех пор она начала документировать жизнь монарха, регулярно отправляясь вместе с ним в Гану и Того, а также посещая его дом, где тот готовит вкусные традиционные блюда из бычьих хвостов, бананов и ямса.

О нравы! О народы!

Для финансирования проектов помощи король также продает свое пиво, под названием «Акосомбо», хотя сам никогда не употребляет алкоголь.

/sfw.so/

286

Гунны и образование евразийского суперэтноса.
А. В. Галанин © 2012

Культура и верования гуннов

Постепенно утратившие пассионарность гунны были ассимилированы вновь прибывшими в восточноевропейские степи новыми тюркскими этносами – сурагурами, оногурами, урогами. Во время гуннских войн распалась Западная Римская империя, и на ее руинах начали формироваться новые молодые государства, во главе которых были варварские вожди, стремившиеся найти на территориях римских провинций места для обитания своих соплеменников. В начале VI в., как сообщают византийские авторы, степные пространства в Европе запустевают и превращаются в коридор, по которому на запад устремились различные тюркские и угрофинские племена – угры, болгары, авары. По всей вероятности, в это время климат в Восточной Европе снова изменился – стал засушливее, степи стали менее продуктивны, и кочевники были вынуждены вновь сниматься с насиженных мест и откочевывать на запад и север. Уйти назад в Центральную Азию, где в это время активизировался Тихоокеанский муссон, они не могли, так как для этого надо было пересечь высохшие степи южной Сибири и Казахстана. В степях Украины в то время вместе с гуннами обитали кочевники разного происхождения и антропологического облика, с разными обычаями и культурой, пришедшие сюда из бассейнов Иртыша, Яика, нижней Волги и нижнего Дона. В это время на север в нечерноземную зону Восточной Европы из европейской лесостепи стали уходить земледельческие славянские этносы.

Сначала предполагалось, что собственно гуннскими являются те погребения, где известны деформированные черепа (результат умышленного удлинения головы ребенка с помощью бандажей).  Позже выяснилось, что такие черепа были характерны и для сарматов, и для некоторых готтских племен, эта мода на длинноголовость была в то время распространена довольно широко среди жрецов языческих культов и военной элиты. Возможно, что такая деформация черепа определенным образом влияла и на умственные способности, характер людей. Подобное удлинение черепов было распространено в Южной Америке у ацтеков и иных народов древности. Вряд ли это случайное совпадение.

О нравы! О народы!
Деформированный череп из гуннского захоронения.

О нравы! О народы!
Захоронение гуннов.

Такие захоронения встречаются в северо-западной Монголии, в Казахстане и в приазовских степях. Могила – круглая яма – закладывалась камнями, чтобы ее трудно было разграбить. Впоследствии над такими могилами стали насыпать курганы, но это были уже совсем иные времена. Вероятно, курганы насыпали с той же целью – предотвратить или хотя бы затруднить разграбление. До гуннов предки скифов и сармат в горных районах устраивали так называемые плиточные могилы, когда могильная яма закладывалась обломками скал так, чтобы каждый последующий камень "запирал" все остальные.

Сегодня археологи определяют гуннские памятники и их ареал с помощью нанесения на карту тех категорий вещей, которые непосредственно связаны с гуннами. Это бронзовые котлы, бронзовые китайские зеркала, специфически гуннские г-образные удила, элементы сложного лука, седла, трехлопастные наконечники стрел, диадемы.  Погребения гуннов трудно отличить от погребений сармат. Отличительной чертой гуннских погребений является полное отсутствие в погребениях посуды, наличие в мужских захоронениях принадлежностей конского снаряжения. Особенно характерным признаком памятников гуннского времени является наличие украшений полихромного стиля. Отсутствие посуды можно объяснить, пожалуй, тем, что при постоянном передвижении горшки часто разбивались, а бронзовую и серебряную посуду в могилы старались не класть, т.к. она была дорогой. На территории Украины сегодня известно около 20 гуннских погребальных комплексов и несколько случайных находок.

Гунны хоронили покойников в ямах глубиной 0,7–1,23 м и диаметром до 7 м, опущенных до материковой глины. В яму помещали останки с погребального костра: уголь, пережженные человеческие, лошадиные и овечьи кости. В погребения клались мечи, стрелы, сбруя и седла. Сверху набрасывали камни. Иногда поверх камней, в центре, находят кости и посуду от тризны. Памятники гуннов известны в Николаевской, Одесской областях, в Крыму. В могилы воинов, кроме сбруи, клали длинные мечи или палаши, гуннский лук, наконечники стрел. От гуннского лука до наших дней дошли костяные накладки. Отличительным знаком и своеобразным жезлом гуннских правителей и наместников Аттилы был позолоченный лук. Остатки такого лука обнаружены в богатом погребении возле с. Якушовицы (Малопольша). Женские захоронения сопровождались зеркалами, диадемами, янтарными ожерельями. Диадемы в виде широкого обруча, цельного или составного, укреплялись на кожаной основе с завязками сзади. Они, как правило, покрыты золотом, богато украшены камнями. Типичны для гуннов литые из бронзы котлы на ножках.

О нравы! О народы!
Украшения скифов.

О нравы! О народы!
Особенно изящно у скифов украшалось оружие.

Основой хозяйства гуннов было скотоводство. В стаде содержались кони, овцы, коровы, козы, свиньи. Аммиан Марцеллин пишет, что «…у них никто не занимается хлебопашеством и гунны никогда не касаются сохи». Скотоводство дополнялось охотой. Женщины занимались домашним хозяйством, приготовлением пищи, ткачеством, изготовлением одежды и воспитанием детей. Среди ремесел были обработка кожи, ювелирное ремесло, обработка дерева.

Важное значение имела торговля с римскими провинциями в мирное время и с земледельческими племенами Причерноморья и зоны восточноевропейской лесостепи. Отношения с окружающими племенами варьировали от военного противостояния до союзничества и совместных походов. Кочевники остро нуждались в продуктах земледелия, поэтому война с соседями сменялась дружественными отношениями с ними – торговлей. Для закрепления дружеских отношений заключались браки между представителями знати. Судя по найденным археологическим материалам на некрополе столицы Боспора, местная знать в период гуннского завоевания сохранила свои богатства. Танаис, до этого лежавший более 100 лет в развалинах, при гуннах был вновь полностью заселен. На Дунае гунны уводили к себе и поселяли в своих владениях население целых византийских городов.  На новых землях, судя по источникам, поселенцы достигали большого благосостояния.

Первые военные действия гуннов действительно были направлены на уничтожение иноплеменных людей и захват пастбищ. В ту пору войском был весь народ во главе с вождями и старейшинами. Об этом периоде истории гуннов Аммиан Марцеллин писал: «они не знают … строгой царской власти, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути». В процессе образования межплеменного союза структура гуннского общества изменилась. В него вошли разноэтнические и разноязычные племена с разными культурными традициями и уровнем социального развития.

287

Двор Аттилы подставлял собой «разноплеменную смесь», этносы в империи гуннов, кроме своего языка, изучали готский и гуннский языки. В этот второй период происходит имущественное расслоение общества, выделяется сословие родовой аристократии. Во главе союза гуннов стоял главный правитель. Власть его была наследственной. Во главе отдельных племен стояли родовые вожди, в большинстве случаев назначаемые верховным правителем. Возможно, существовал институт наместников, назначаемых правителем. Правитель имел свою ставку, где жили его семья, его приближенные и войско.

Приск Понтийский оставил такое описание двора Аттилы в Паннонии. Он представлял собой огромное селение с хоромами Аттилы, построенными из бревен и хорошо выстроганных досок, окруженное деревянной оградой. Хоромы украшали башни. Подобные строения имели и приближенные Аттилы. Отдельные хоромы имела жена Аттилы – Крека.  «Внутри ограды было множество построек, из коих одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбою, а другие – из тесанных и выскобленных до прямизны (оцилиндрованных) бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начиная от земли, поднимались до умеренной высоты». У рядовых гуннов хором не было, как не было и «какого-либо постоянного жилья… Они всегда питали к постоянным жилищам отвращение. У них нельзя было найти даже покрытого тростником шалаша…». Они сравнивали жизнь в доме с жизнью в гробу.

Грабительские войны и огромные контрибуции обогащали племенную знать вождей. Они сосредотачивали в своих руках баснословные богатства, что позволяло укреплять свои позиции в обществе, следами этих богатств являются клады золотых римских монет и золотых предметов, никогда не бывших в употреблении, разбросанные по Европе. Такой клад найден в Петроссе в Румынии. Он содержал 18,8 кг золотой посуды и женских украшений. Еще одни клад обнаружен в Ходмезевашархее (Венгрия). Он состоял из 1440 золотых монет и весит более 6 кг. В кладе из селения Бине (Словакия) было 108 золотых монет, а в с. Рублевка на Полтавщине найдена 201 золотая монета. Эти примеры говорят о размерах богатства гуннской верхушки. Гунны стремились удержать в сфере своих влияний покоренные народы, включая их вождей в круг приближенных к правителю – в состав политической элиты. О присутствии при дворе Аттилы вождей готтских племен свидетельствуют записки Ириска Понтийского. При дворе Аттилы была канцелярия, писари.

О нравы! О народы!
Золотые гуннские чаши.

О нравы! О народы!
Золотые гуннские украшения, инкрустированные драгоценными камнями.

Десяток семей у гуннов образовывали табор. Такое количество семей было оптимально для обеспечения выпаса стада, его охраны и умножения. Несколько таборов составляли основу племени. Гуннское племя состояло приблизительно из 500 человек. Общее количество гуннов в Европе оценивается от 25 тысяч до 250 тысяч человек. Последняя цифра, вероятно, включает не только этнических гуннов, но и те этносы, которые включились в гуннский суперэтнос и называли себя гуннами.

Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они к битве выстраиваются в виде клина и идут на врага с отчаянным криком. Очень легко срываются с места и иногда внезапно рассыпаются в разные стороны, неся смерть на широкие пространства". В бою гунны использовали дротики, копья. Широко применялись длинные двусечные мечи, реже короткие. Гунны умело пользовались арканами, с помощью которых выдергивали вражеских всадников из седел и доставали копейщиков за щетиной длинных копий и плотной стеной из высоких щитов.

О нравы! О народы!
Оружие гуннов.

Гунны в бою. Врага не спасали ни латы, ни кольчуги. Гунны брали смелостью, ловкостью и изумительным владением оружием.
О нравы! О народы!
О нравы! О народы!

Чистокровные гунны (хунны) относились к монголоидной расе. Из описаний следует, что их вид был далек от того, к чему привыкли представители Римской империи, хотя они контактировали со множеством народов Европы и Азии. Гунны отличались плотными и крепкими частями тела, толстыми и часто вытянутыми затылками, вообще столь страшным и чудовищным видом, что, как замечает Аммиан Марцеллин, их можно было принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесаны при постройке мостов. Аммиан Марцеллин подчеркивает, что гунны были безбородыми, на лице вообще не было волос. Это достигалось тем, что при рождении ребенка ему глубоко изрезывали щеки острым оружием и так якобы задерживли появление волос. О гуннах писали, что, они стареют безбородыми и лишенными всякой красоты, подобно евнухам. Клавдий Клавдиан также отмечает, что «у них безобразная внешность и постыдные на вид тела». Вероятно, не менее безобразными гуннам казались европейцы. Врага всегда изображают диким чудовищем, и в наше время тоже.

Типичным представителем гуннского народа был Аттила. Его так описал Иордан: «По внешнему виду Аттила был низкорослый с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазками, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи), он проявлял все признаки своего происхождения».  Готы предполагали, что гунны родились от связи ведьм и нечистых духов. Гунны тяжело и неохотно продвигались пешком, так как всю жизнь проводили на лошадях. Кони занимали в жизни гуннов особое место. Более всего, писал Аммиан Марцеллин, они ухаживают за конями. Молодежь с детства, прикипев к лошадям, считала позором ходить пешком. Они словно приросли к своим лошадям, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них, на женский манер, исполняли свои обычные занятия - справляли нужду по малому. По всей вероятности, ширинку у мужских штанов придумали гунны. День и ночь проводили они на коне, занимаясь куплей-продажей, ели, пили и, склонившись на крутую шею коня, засыпали и спали так крепко, что даже видели сны. Когда же приходилось им совещаться о серьезных делах, то и такие совещания они вели, сидя на конях. Это подтверждал Приск Понтийский, описывая, как «… при встрече с римским посольством послы Аттилы устроили съезд вне города, сидя на конях, так как у варваров не было в обычае вести совещания спешившись”.

288

Из всех этих описаний можно сделать вывод, в какой степени непривычны были гунны для глаз европейцев. Они не были похожими на прежних кочевников степей – скифов, сарматов, аланов, имевших европеоидные черты. Монголоидов европейцы увидели впервые. «Этот неукротимый народ, – писал Аммиан Марцеллин, – пылающий неудержимой страстью к похищению чужой собственности, двигаясь вперед среди грабежей и резни соседских народов, дошел до земли аланов…». Другой автор – Евсений Иероним – писал в 389 г.: «Вот весь восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды … вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом.» Читать это странно, так как и сами византийцы и римляне грабили, убивали и делали рабами десятки тысяч иноплеменников. Двойные стандарты у европейцев были распространены и в то далекое время. Римляне очень обиделись, что теперь грабить и убивать могут не только они, но и эти гнусные варвары.

Гунны одевались в одежду из полотна и звериных шкур, приспособленную для езды верхом. Полотняными были рубашки и халаты, запахивавшиеся на груди. Подол рубашки был чуть выше колен, рукава длинные, ниже кистей рук. Кстати, такие же рубахи носили и русские в недавние времена. Ремни обуви заканчивались металлическими застежками, иногда разными на левой и правой ноге. Пряжки от ремней были массивными с утолщенной спереди рамой. На головах гунны носили бесформенные, часто конической формы, уборы. При холоде на одежду набрасывали большие плащи-накидки, украшенные рисунками. Одежда носилась до полного износа. Воины носили золотые шейные гривны, реже браслеты и одну серьгу слева. Необходимым атрибутом парадной одежды гуннской женщины была диадема.

О нравы! О народы!
Зимняя одежда гуннов - шубы, меховые шапки и теплые сапоги.

О нравы! О народы!
Гунн, справляющий нужду, сидя на коне.

Известнейшей чертой гуннской культуры, распространившейся и ставшей модной в период средневековья практически по всей Европе, является так называемый «гуннский» полихромный стиль. Это искусство возникло в среде гуннской знати и было своеобразным отражением ее упоения богатством. Стремясь подражать знати, вещами, выполненными в «полихромном стиле», стали пользоваться и рядовые воины. Эта мода требовала покрывать все вещи тисненой золотой фольгой и инкрустировать их драгоценными цветными камнями. «Гуннский» полихромный стиль, в отличие, например, от сарматского, характеризуется преобладанием вставок красного цвета, широко использовались драгоценные и полудрагоценные камни – гранат, сердолик, янтарь. Напайки камней делались на золотой основе. Украшения в могилах встречаются редко. В их числе можно отметить стеклянные и золоченые бусы, серьги в виде калачика с глазками из альмандинов, бронзовые пластинчатые браслеты с несомкнутыми концами.

Широкое применение получила техника «клуазоне», при которой вся поверхность изделия покрывалась геометрическим орнаментом, образованным золотыми рамками, заполнеными плоскими цветными камнями (так называемая перегородчатая инкрустация). В гуннских украшениях полностью отсутствовали зооморфные мотивы, которые были характерны для скифской и сарматской культур. Орнамент у гуннов был ограничен набором рубчатых прямых валиков и петель. Золотом и цветными камнями, разбросанными как бы россыпью, щедро украшены оружие, головные уборы, пояса, обувь, седла, сбруя коня. При этом создается впечатление особой пышности и богатства. Эффект производит блеск золота и многочисленности камней. По мнению исследователей, найденные богатые могилы гуннов, а таковыми являются практически все известные погребения, принадлежали не знати, а рядовым воинам. Вещи из этих могил сравнительно недорогие; под тонким листком золота обычно скрыты бронза или серебро. Цельнолитых золотых вещей в известных могилах мало, и они мелкие. Очевидно, цельнолитые золотые украшения были доступным не простым воинам, а только гуннской высшей знати. Могилы этой знати еще предстоит найти археологам. В погребениях IV–VI вв. нередкие случаи нахождения скелетов с выраженными монголоидными признаками. Это свидетельствует о приливе в степи Восточной Европы азиатского населения.

Новым в гуннских погребениях является нахождение скелетов коней  и новых форм оружия. Чаще всего встречаются остатки гуннского лука со стрелами. Луки гуннов до 1,65 м длины, с костяными обкладками на концах и в середине. Подобный лук еще в III–II вв. до н.э. появился в усуньско-хуннской среде в Центральной Азии и в Восточную Европу проник не раньше первых веков нашей эры, и получил здесь широкое распространение только во времена гуннского нашествия. Этот тип лука имеет все основания называться гуннским. Встречаются мелкие трехгранные черешковые наконечники стрел, но в это время появляются и крупные трехлопастные, и плоские ромбовидные наконечники с уступом при переходе к черешку.

В некоторых могилах встречаются остатки седел. Передняя лука седла вырезана из целого куска дерева и имеет дугообразную форму, задняя – круглая. А вот в находках V–VI вв. железных стремян не найдено, они появились позднее. В это время, возможно, употреблялись стремена в виде ременной петли. Пряжки для подпруги были костяные.

Из предметов, связанных с одеждой, чаще всего встречаются поясные бронзовые и железные пряжки, имеющие форму слегка сплюснутого овала с немного изогнутым язычком. Встречаются бронзовые или серебряные поясные наборы из бляшек, наконечников для ремней и застежек. Бляшки фигурные с прорезями, наконечники удлиненные с заостренным концом и тоже с прорезями, застежки Т-образные с фигурным щитком с прорезями. Интересны небольшие четырехугольные пряжки с обоймой из согнутых вдвое тонких бронзовых пластин. Этого рода пряжки находятся у ног и явно относятся к обуви, вероятно, невысокой, застегивающейся ремнями.

Такой же инвентарь находят в погребениях с трупосожжением. Находят его и в послегуннское время в степях Восточной Европы и, по всей вероятности, он связан здесь с новой волной тюркских народов, тогда как трупоположения в подбойных могилах продолжали старую сарматскую традицию захоронения, одинаково характерную как для Восточной Европы, так и для Казахстана с предгорьями Средней Азии. Формы вещей, находимых в могилах степных кочевников, имеют ближайшие аналогии в предметах, распространенных в соседних земледельческих областях, например, в Борисовском могильнике в районе Геленджика или в крымских могильниках типа Сууксу, связываемых с готами, или в аланских могильниках Северного Кавказа. Одинаковые вещи находятся и на севере в финских могильниках в бассейнах Оки и Камы.

289

О нравы! О народы!
Новая волна переселения народов с востока до Европы докатилась в VI–VII веках. Это были тюрки.

О нравы! О народы!
Тюрки также были высоко пассионарным этносом, зародившемся в лесостепи Прибайкалья и Забайкалья – там, откуда пришли в свое время и гунны.

Все это говорит о том, что этносы в это время интенсивно передвигались, контакировали друг с другом и перенимали друг у друга более совершенные технологии и религиозные верования. Вообще же можно предположить, что трупоположение было изначально свойственно жителям безлесной степи, а трупосожжение – жителям лесной зоны, т.к. для сжигания трупа требуется много топлива – дров. В степи сжечь труп очень непросто. Но и северные лесные жители, контактировавшие с кочевниками, со временем переняли у них захоронение в могилах и отказались от погребальных костров. Так было проще и быстрее.

В V–VI вв. в степях жили и смешивались племена различного происхождения, уцелевшее местное сарматское население не только усваивало формы, принесенные завоевателями, но и в свою очередь, распространяло среди них те или другие черты, характерные для местной культуры. Уже очень скоро это привело к сложению единого гунно-болгарского этнического массива, в котором местные сарматские традиции в некоторых отношениях заняли господствующее положение.

Византия в VI–VII веках была не в силах противостоять натиску гуннов-болгар, но она для борьбы с ними использовала орду авар, которые были в это время высоко пассионарным этносом и, несмотря на то, что их войско насчитывало только 20 тыс. всадников, смогли сковать силы гуннов-болгар и отвлечь их от борьбы с Византией. После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, болгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение на этот раз было связано с деятельностью хана Кубрата, который воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был обращен в христианство. Но об этом будет рассказано далее.

/ukhtoma.ru/

290

Гунны и образование евразийского суперэтноса.
А. В. Галанин © 2012

О нравы! О народы!
Тюрки – это этноязыковая общность – суперэтнос, сформировавшаяся на территории Алтая и в степях Азии в I тысячелетии. Наряду с земледелием, одним из традиционных занятий тюрков было кочевое скотоводство.

Проходит тоска оснеженных ночей,
Природа в весеннем угаре.
Меняется время, но юрте моей
По-прежнему я благодарен.
Пусть полог приподнят, на углях зола,
Весною печально прощанье,
Но коль не спалит меня время дотла,
То скоро наступит свиданье.
Лишь стало бы тело чуть-чуть здоровей,
И встречусь я осенью с юртой моей.

Поэт Бо Цзюй-и (772-846 гг.)

Тюркский каганат и Великая Болгария

Болгары – тюркоязычный этнос скотоводов и земледельцев. В IV веке они населяли степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа, а во второй половине VII века мигрировали на Дунай, в Среднее Поволжье и на Кавказ. Древние болгары участвовали в этногенезе таких современных народов, как балканские болгары,  балкарцы Северного Кавказа, казанские татары, астраханские татары, крымские татары, сибирские  татары, мишари, башкиры, карачаевцы, гагаузы. В современной историографии древних болгар называют протоболгарами. (Информация с сайта Википедия).

Первое появление болгар как активного пассионарного этноса на исторической арене отмечается в начале V в. По рассказу лангобардского историка Павла Диакона, болгары неожиданно напали на лангобардов, убили их короля Агельмунда и взяли в плен его единственную дочь. Наследник Агельмунда Ламискон хотел отомстить, но при первой же встрече с болгарами лангобарды бежали. В то время гунны еще только утверждались в Паннонии, и болгары на границе с лангобардами тогда могли появиться только в составе гуннской орды. Из описания Диакона ясно, что уровень пассионарности болгар был значительно выше, чем у лангобардов. Император Восточно-Римской империи Зенон (474–491 гг.), испытывая угрозу со стороны готов, призвал на помощь против них болгар, но в сражении с готами Теодориха болгары были побеждены, и готы в 481 г. прорвались до Константинополя. Есть сведения о столкновении болгар с Теодорихом в 487 г., когда Теодорих опять достиг стен Константинополя. Во время переселения готов в Италию в 488 г. болгары выступили против них вместе с гепидами. В то время в битве на р. Саве погиб болгарский вождь Бузан. (Информация с сайта: http://www.mystic-chel.ru/sng/khazar/601.html).

О нравы! О народы!
Великий тюркский каганат в таких пределах существовал в VI - начале VII в.

О нравы! О народы!
Пассионарные гунны-болгары расправляются с аланами, ловя их арканами. Этим дешевым и эффективным видом оружия ни аланы, ни готы, ни римляне не владели. Эта картина называется "Гунны в битве с Аланами".

В империи гуннов пассионарный этнос гуннов подчинил и объединил по сути те же этносы, которые входили и в состав империи готов. Думаю, что генетически на популяционном уровне на территории Восточной Европы от нашествия гуннов мало что изменилось. Ведь численность чистокровных гуннов, по сравнению с численностью аборигенов, была ничтожной, гены гуннов за 2 столетия просто «растворились» в местных популяциях, практически не оставив в фенотипе заметного следа. На развалинах Остроготии опять образовалась империя, но теперь это была империя гуннов – Гуниланд, в которой через некоторое время инициативу перехватили болгары, и значительная часть Гуниланд превратиласть в Великую Болгарию, а ее жители, в том числе и прямые потомки гуннов, стали называться болгарами.

О нравы! О народы!
Великий Тюркский каганат (эль) в 6–7 в занимал огромную территорию. В состав этого рыхлого государства входили многочисленные этносы Центральной и Средней Азии и Восточной Европы.

О нравы! О народы!
Великая Болгария образовалась на части империи гуннов как часть Великого тюркского каганата.

Обратите внимание на то, что район этногенеза тюрок включает в себя Даурию, область Саянских гор и горную страну Хангай. Примечательно то, что этногенез этноса хунну проходил здесь же, но только примерно 600 лет назад. Примерно спустя 600 лет после появления этноса тюрок в этом же регионе Центральной Азии возникнет новый пассионарный этнос – этнос монголов, которые за 300 лет своего существования создадут огромную империю. Что же это за место такое, в котором регулярно раз в 600 лет зарождались пассионарные этносы?

Тюркское государство Великая Болгария просуществовало недолго. Первыми из него выделились хазары, которые его и сокрушили, а на его основе создали свое государство – Хазарский каганат. Изначально хазары занимали небольшую территорию на Северном Кавказе, но затем расширили свой ареал и заняли степи между Азовским и Каспийским морями, где и создали одно из сильнейших государств того времени. На его территории жили разные народы: хазары, болгары, остатки сарматских племен, русы. Вскоре в Хазарию проникли евреи, изгнанные из Ирана.

В конце V в. союзные связи болгар и Византии были порваны, в 499 г. болгары вторглись во Фракию, византийское войско было ими разгромлено. Император Византии Анастасий (491–518 гг.) для защиты столицы от болгар соорудил известную «Долгую стену», при этом области к северо-западу от нее остались открытыми для вражеских нападений. Болгары участвовали в восстании Виталиана в 514–515 гг., а близкое к болгарам племя гуннов-савиров в 515 г. напало на Армению и Малую Азию. В это время гуннские племена, несмотря на свою раздробленность и разделявшее их большое расстояние, были все же способны еще координировать свои военные действия и могли одновременно выступать и на дунайской и на кавказской границах Византийской империи.

В 530 г. болгары переправились через Дунай, один их отряд снова вторгся во Фракию и разгромил византийское войско. А в 537 г. Велизарий с федератами, состоявшими из гуннов-болгар, славян и антов, изгнал готов из Рима. В 539–540 гг. гунны-болгары захватили ряд крепостей и один город в Римской империи и захватили в плен 120 тысяч человек. Болгар древние писатели часто называли гуннами. Но в 530 г. Феофан  писал, что войско Виталиана состояло из множества гуннов и болгар. В данном случае гунны и болгары не только не отожествляются между собой, а наоборот, выступают как разные народы. А вот Византийские историки VI в. Прокопий, Агафий и Менандр вовсе не упоминают болгар, а называют их гуннами. Из латинских авторов второй половины VI в. болгар называет только Павел Диакон, сообщавший, что лангобардский король Альбоин в 569 г. привел с собой в Италию из Паннонии вместе с другими и болгар. В первой половине VII в. об этносе болгар писал Феофилакт Симокатта, но уже в качестве подданных аварского кагана.