"Sweet-Travel" в Киеве с 2006 года - персональный Форум нашего агентства о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Сообщений 291 страница 300 из 470

291

О нравы! О народы!
Века, века! Вас будет вспоминать больное хилое потомство.

О нравы! О народы!
Переселение народа из Центральной Азии в средние века.

Многие ученые полагают, что болгары – это одно из племен гуннов, которое после распада державы Аттилы поселилось в Малой Скифии, т. е. в степи северо-западного Причерноморья, между Дунаем и Днестром, под начальством любимого сына Атиллы Ирника. Для писателей того времени достаточным основанием для причисления болгар к гуннам служило то, что эти народы входили в состав гуннской державы или действовали вместе с гуннами, или даже просто оказывались на территории, ранее принадлежавшей гуннам. По мнению А. П. Смирнова, еще до появления основной массы гуннов в Восточной Европе в районы предкавказских степей в первые века нашей эры проникла из Азии группа тюркоязычных племен, именовавших себя болгарами. Позднее, оказавшись на пути гуннского вторжения, часть их была уничтожена, другая часть подчинена гуннами и вовлечена в их движение на запад, третья отошла в горные районы и после разгрома гуннов вернулась на свою основную территорию.

Венгерский ученый Симони считает, что болгары представляли собою особый народ, проникший в Европу в 60-х годах V в. вместе с близкими им племенами – савирами и оногурами. По его мнению, это были болгаро-угры, которые достигли Паннонии, где и обосновались по соседству с готами. Однако если локализация савир и оногур не вызывает сомнения, то проникновение с ними или вслед за ними племени болгар не засвидетельствовано никакими источниками. С распадом державы Аттилы прекратилось политическое преобладание гуннов в узком смысле. Инициативу в гуннской империи перехватили болгары. Тюркский язык, распространившийся среди всех пришедших с гуннами племен, напоминал о их прошлом союзе с гуннами и вхождении в империю Гуниланд.

В сирийской хронике Захария Ритора, составленной в середине VI в., болгары помещены за Каспийскими воротами рядом с аланами: «За воротами (живут) бургары (болгары) и аланы. Они живут в палатках и питаются мясом скота и рыбой, дикими зверями, хорошо владеют оружием». Он упоминает племена  угров, савир, болгар, авар, хазар, сарагур и эфталитов. В сирийской хронике, относящейся к более позднему времени, среди других гуннских племен также значатся авары, явившиеся с востока в Европу в 558 г., и болгары, локализованые в степях Северного Кавказа.
Готский историк Иордан писал, что «по ту сторону от готов выше Понта распространяются поселения булгар, ставших широко известными за грехи наши». Акациры (агафирсы) помещены им западнее болгар, надо полагать, что нарисованная Иорданом этническая картина отражает положение, существовавшее в Причерноморье в середине V в. Иордан писал, что гунны произвели два яростных народа – альтцигир и савир, местожительство которых, однако, различно: «у альтцигир оно в Крыму возле Херсона, летом они кочуют, широко раскидывая свои жилища там, где их привлекают пастбища для скота, а зимой удаляются в страны, лежащие над Понтийским морем». Оногуры и савиры располагались на скифской земле возле Меотийского болота. Оногуры Иордана – это гунны. Иордан сообщает, что выше готов-тетракситов, живших вдоль северо-западного побережья Черного моря, и по соседству с аланами осели многие племена гуннов. В древности эти земли заселяли киммерийцы.

У одного из гуннских царей было два сына, один назывался Утигур, а другой Кутригур. После смерти своего отца сыновья разделили между собою власть и каждый назвал своих подданных своим именем. «И в мое время, – писал Прокопий, – одни называются утигурами, а другие – кутригурами». Все они жили вместе, имея одни и те же нравы и образ жизни, т.е. все они были гуннами-болгарами. Агафий считал, что название "гунны" собирательное и обозначает многие племена, каждое из которых имеет свое собственное имя. Все они назывались гуннами, а раньше этого были скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались кутригурами, другие утигурами, некоторые ультизурами, прочие вуругундами, гуннами в узком смысле, болгарами, оногурами и т. д.

Захват Боспора Византией не мог не вызвать недовольства гуннов, так как этот город играл важную роль в их торговле. Здесь они сбывали скот, кожи, сало, меха и другие продукты своего хозяйства в обмен на соль, вино, ткани и предметы роскоши. О политике Византии в Приазовье после присоединения Боспора можно судить по истории с гуннским князем Гордом. Этот князь в 528 г. прибыл в Константинополь и принял крещение, а вместе с ним и определенные обязательства по отношению к Византии. По словам Феофана, новообращенный христианин, восприемником которого был сам византийский император, получив богатые подарки, вернулся в собственную страну и стал охранять римские пределы и город Боспор. Вместе с ним император Юстиниан отправил в Боспор трибуна с отрядом испанцев не только для охраны города, но и для собирания с гуннов положенной дани в виде скота. Вскоре после этого на рынке Боспора появился новый вид товара - перелитые в слитки изображения языческих идолов. Князь Горд уничтожал идолов собственного народа, которых гунны делали из серебра, переплавлял их и слитки отправлял в Византию.

О нравы! О народы!
На самом юге Хэнтейского нагорья на северо-востоке Монголии находится самый древний заповедник Богдо-хан, созданный в середине XVII в. На его территории развалины какого-то древнего храма вот с такими артефактами.

О нравы! О народы!
Оазис в пустыне Гоби (Монголия). Когда-то здесь зарождались пассионарные этносы и отсюда они выталкивались "пульсирующей" пустыней далеко за пределы Центральной Азии.

Гунны возмутились, посчитали Горда предателем, убили его и избрали князем его брата Муагерия. В это время у гуннов еще хватало пассионарности, чтобы отстаивать свою свободу и противостоять Византии. После убийства Горда гунны напали на Боспор, убили византийского трибуна Далматия, воинов его отряда и захватили город. Из сообщения Прокопия известно, что Боспор некоторое время находился в руках гуннов, тогда же ими были взяты и разрушены Кепы и Фанагория, находившиеся на противоположной стороне Керченского пролива. Для возвращения боспорских городов Юстиниану пришлось снарядить большую военную экспедицию, во главе которой был поставлен Иоанн. Византийская армия при этом была усилена значительным вспомогательным войском из готов с вождями Годилой и Бадурием из Западного Причерноморья. Боспор тогда был возвращен Византии и укреплен заново построенными стенами. Возвращены были и боспорские города на Таманском полуострове. На Боспор была возложена обязанность поставлять империи суда, предметы оснастки и морского снаряжения, из чего можно заключить, что мореходство и судостроение оставались важнейшей отраслью производства в этом городе.

Но в глазах гуннов-болгар Боспор был законным владением гуннов, которое второй раз отняли у них византийцы в период между 530 и 540 гг. Прокопий писал: «Если идти из города Боспора в город Херсон, который лежит в приморской области и с давних пор тоже подчинен римлянам, то всю область между ними занимают варвары из племени гуннов». По данным Иордана, приазовскими гуннами, враждовавшими с Византией, были болгары – оногуры и утигуры, известные здесь в середине VI в. и занимавшие в Восточном Приазовье господствующее положение. Был ли Горд вождем оногур или утигур – неизвестно. Крещение Горда означало превращение гуннов-болгар в вассалов Византийской империи. Христианизация варваров была одной из форм подчинения их Римской империи и являлась актом в большей мере политическим, чем религиозным. Подкупая вождей, наделяя их богатыми подарками и пышными титулами, рассылая в варварские земли епископов и священников, Византия расширяла сферу своего непосредственного влияния и власти.

292

Христианами были готы, обитавшие в Крыму и на черноморском побережье. Известно о существовании готского епископа Унилы на рубеже IV–V вв. После его кончины в 404 г. Иоанн Златоуст, в то время находившийся в ссылке, был весьма озабочен кандидатурой его преемника. Где находилась кафедра готского епископа – неизвестно, но путь к ней лежал через Боспор. Христианские проповедники проникали и в кочевья гуннов. В упомянутой сирийской хронике Захария Ритора сохранился любопытный рассказ о том, как семь священнослужителей с армянином Кардостом во главе проникли через горы в страну гуннов и занимались не только обслуживанием находившихся там пленных христиан, но крестили многих гуннов. Больше того, как утверждает этот автор, они «выпустили там писание на гуннском языке», т. е. создали гуннскую письменность и, по-видимому, сделали переводы на гуннский язык церковных книг. Кардост оставался у гуннов 14 лет и был сменен другим армянским епископом Макаром, который завел посевы и построил кирпичную церковь. Н. Пигулевская полагает, что Кардост проповедывал христианство у гуннов-савир. Сам Кардост был епископом Аррана, т. е. современного Азербайджана, откуда он и пришел к гуннам.

О нравы! О народы!
В горах Монгольского Алтая. Где-то здесь в V в. зародился этнос тюрков.

О нравы! О народы!
В горах восточного Хангая. Реликтовая ильмовая роща - свидетель эпохи более гумидного климата, который был здесь 300–400 лет назад. Из этих мест когда-то вышли на запад хунны.

Нельзя не согласиться с М.И. Артамоновым (http://www.mystic-chel.ru/sng/khazar/601.html), который считает, что гунны представляли собой более или менее сохранившихся выходцев из Монголии, а болгары были отюреченными уграми, увлеченными ими из Заволжья и усиленными новой волной того же происхождения во второй половине V в. Гуннов было значительно меньше, чем болгар, и в конце концов, болгары полностью поглотили гуннов и смешались с остатками местного скифско-сарматского населения, и составили тот народ, который с VII в. стал в целом называться болгарами, хотя он и не утратил своей племенной организации с ее особыми племенными наименованиями. Этнографически гунны и болгары не отличались друг от друга и говорили на одном языке. По сути, это был один народ, хотя и состоящий из ряда племен и разделенный на несколько военно-политических организаций. У самих этих племен потребность в государственной организации еще только назревала.

Очень характерно, что рабам у гуннов-болгар было позволено обзаводиться семьями. Так, например, пленники из Амида были куплены в рабство гуннами и, пробыв у них 34 года, обзавелись там женами и детьми. Ввиду этого можно полагать, что положение рабов у гуннов мало чем отличалось от положения бедняков, которые жили при богатых сородичах и обслуживали их скот и хозяйство. Для пропитания и тем и другим выдавалось в пользование небольшое количество скота, они могли при этом иметь и собственное имущество, и даже свой скот.

В империи гуннов и в Великой Болгарии разные этносы говорили на своих родных языках и поклонялись своим богам, т.е. находились, как считал Л.Н. Гумилев, в состоянии «этнического симбиоза». Великая Болгария, говоря современным языком, была настоящим федеративным государством, вместе с тем она была и частью Тюркского каганата, в состав которого входили те же самые этносы, которые входили и в империю гуннов. В исторических источниках в VI веке упоминаются племенные объединения «Девять татар» («Тугыз татар») и «Тридцать татар» («Утыз татар») (Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., 2005). Тюркский каганат в течение двух столетий объединял два государства – Западный и Восточный тюркские каганаты.  Позднее в Прииртышье был образован Кимакский каганат – третье тюркское государство. На границе тайги и степи в бассейне реки Урал проживали гузы (торки), в степи между Балхашем и Аралом – канглы (печенеги), а на склонах Алтая и в Барабинской степи – кипчаки (куманы, половцы). Все эти этносы были родственными друг другу и разговаривали на близких наречиях – были тюркоязычными.

Теперешние сибирские татары и казахи являются потомками этносов, входивших в Гуниланд. Отдельные пассионарные этносы или группы племен перемещались из Азии в Европу и обратно неоднократно, поскольку вели кочевой образ жизни. Кочевой образ жизни способствовал тому, что межплеменные связи поддерживались и укреплялись, отчего состав племен обогащался и даже в определенной степени менялся. При этом векторы миграций в значительной степени определялись изменениями климата. Кочевники шли туда, где зеленее были пастбища, где выпадало больше осадков, особенно в весеннее-летнее время, и уходили оттуда, где наступала засуха и пастбища оскудевали, и превращались в пустыню. Поскольку циклы аридизации и гумидизации климата в степях Центральной Азии и Европы находились в противофазе друг к другу, то волны мигрантов переселенцев с регулярной периодичностью двигались то с востока на запад, то с запада на восток.

У тюрков была руническая письменность еще до начала новой эры, а в период Тюркских каганатов она была распространена в Поволжье, Средней Азии, на Кавказе, на Алтае, в бассейне Днепра и Дуная. Тюрки верили в единое божество Тэнгре (бог небесный – небо), хорошо стреляли из лука, были прекрасными наездниками, умело обращались с арканом. Всему этому они учили своих детей. Выжить в степи можно было только объединившись, сотрудничая друг с другом, доверяя друг другу. Поэтому тюрки считали, что «стыд сильнее смерти», они высоко ценили дружбу, честность и верность. Тюрки говорили: «Если тюркский народ, сплотившись вокруг своего кагана и беков, будет жить вместе, в своем отечестве, то его жизнь будет счастливой, и беды обойдут его стороной. Мужественный народ – это сильный народ» (Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., 2005). Собственно, к этносу «татары» в узком смысле относилось примерно 70 тысяч семей, но благодаря высокой пассионарности и авторитету татарского племени среди других тюркских племен все они, объединившись, стали называть себя татарами (Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В., 2005).

293

О нравы! О народы!
Тюркские воины.

Тюрки использовали железные стремена и более усовершенствованные для войны седла, благодаря этим изобретениям воин в седле был более устойчив, его удар мечом или саблей был усилен благодаря большей устойчивости седока в себле. Такого воина было труднее выбить из седла. Кроме того, воины тюрки были лучше гуннов защищены металлическими панцирями, кольчугами, шлемами. Если гунны вначале шли как толпы голодных, оборванных и отчаявшихся людей, то тюрки пришли в западную Азию и в Восточную Европу как подготовленные воины, причем они шли по следам близких им по языку и культуре тюркоязычных гуннов. Тюрки добавили на просторы Гуниланд пассионарность, сильно поистраченную гуннами, суварами и болгарами. Если гунны были первой прототюркской волной переселения из Центральной Азии в Европу пассионариев, то тюрки стали второй волной пассионариев, принадлежащей к тому же суперэтносу.

О нравы! О народы!
Хазарский каганат.

Хазарский каганат выделился из Западно-Тюркского каганата. Хазарские ханы контролировали территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, части современного северо-западного Казахстана, Приазовье, часть современной Украины. Города Киев, Чернигов и Курск были тогда хазарскими. Они подчинили город Булгар на Волге и значительную часть Волжской Булгарии. Хазарский Каганат, согласно Л.Н. Гумилеву, был государством-химерой, т.к. обединял некомплементарные друг другу этносы, относящиеся к различным суперэтносам – тюркоязычных хазар и евреев, пришедших сюда из Ирана.

О нравы! О народы!
Восточный тюркский каганат

Каганат образовался на той же территории, на которой некогда возникло государство хуннов. Что же произошло в Центральной Азии за 300–400 лет, после исхода отсюда хуннов? Тогда эти земли практически опустели, все кочевники от засухи бежали из этих мест на восток и на запад. Но кое-кто откочевел на север к Байкалу и даже на территорию современной Якутии в бассейны Лены и Вилюя. Но вот климат вновь изменился в гумидную сторону, тихоокеанский муссон принес в пустыню Гоби осадки, восстановились степные пастбища Даурии, и люди вернулись в эти места. За 200 лет в степях Центральной Азии восстановилось поголовье скота и выросла численность населения. Но в VII веке снова началась засуха, и это вынудило людей искать для себя "земли обетованные". Информация о "райских кущах" и богатых странах на западе и востоке доходила до восточного тюркского каганата, и началась новая волна переселения народов.

О нравы! О народы!
Древнее тюркское захоронение со стилизированным изрбражением оленей.

Основу хозяйства в Тюркском каганате составляло скотоводство, но существовало и поливное земледелие. Его следы в виде давно заброшенной системы ирригационных каналов мне приходилось наблюдать в долине реки Чулышман в Восточном Алтае.

О нравы! О народы!
Стелла с надписью, установленная в Тюркском каганате.

О нравы! О народы!
Серебряные монеты, кторые чеканились и использовались в Тюркском каганате, сыгравшем важную роль в формировании народов Средней Азии и Восточной Европы. В его недрах сложились многие современные тюркские и не только тюркские  этносы. Монеты не отличались изяществом, нередко их разрубали на части, но чеканились они центральной властью каганата.

Известно, что Великий Тюркский каганат был создан ханом Бумыном в 552 г., Бумын принял титул “эль-хана” – великого хана. К этому времени он сумел объединить основную часть тюркоязычных племен, носивших имя “тюрк” или “тюркют”. К этому времени центральноазиатская степь восстановилась после засухи, случившейся в I–II веках. Создав Великий каганат, Бумын-хан умер в том же 552 г., ему наследовал Истеми-хан. В исторических источниках оба эти хана названы великими. Кроме них, сильными правителями были: Датоу-хан, Ильтерис-хан (Кутлуг), Бильге-хан (Могилян). К 555 г. в состав этого каганата вошли племена Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии. Западная граница каганата доходила до Крыма.

Однако со временем в дела каганата стал вмешиваться Китай, возникли противоречия и в самом тюркском обществе, в результате чего в начале VII в. каганат распался на две части: на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты. Западный каганат занимал среднеазиатские и более западные земли. Он достиг могущества при правлении Датоу-хана. Но вскоре на прикаспийских и северокавказских степях отделился самостоятельный Хазарский каганат, и Тюркский каганат лишился своих важнейших владений в Восточной Европе. Вмешательство Китая и вторжение с севера новых племен привели к окончательному падению западного тюркского каганата в 740 г. Восточный же каганат вел с Китаем непрестанные войны, в результате которых он несколько раз – в конце VII в. и в 30-х гг. VIII в. – в крупных сражениях сумел отстоять свою самостоятельность, одержав блестящие победы над своим южным соседом. Однако в 745 г. Восточный Тюркский каганат тоже перестал существовать после поражения в битве с войском уйгурского хана Моюн-Чура. В результате этого на основных землях Восточного тюркского каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший до 840 гг.

294

О нравы! О народы!
В 551 году Бумын разгромил все основные силы жужаней и получил титул иль-каган. Так возник Великий Эль (Тюрский каганат). Сначала тюрки вели полуоседлый образ жизни, занимаясь в горах Алтая и Хангая земледелием и скотоводством, добычей и плавкой железа. Затем, вероятно, из-за ухудшения климата, стали искать более благоприятные места для жизни, перешли к завоеваниям и грабежу. Среди тюркской знати в момент подъема уровня пассионарности считалось, что тюрк не должен работать, а должен быть воином и вести беспрестанные военные действия.

О нравы! О народы!
Хан Бумын.

В Тюркском каганате основу хозяйства составляло скотоводство, но существовало и земледелие, были развиты металлообработка и другие виды ремесел, а развитие торговли привело к денежному обращению – уже в конце VII в. тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар. Высшим достижением древнетюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стала письменность. Раннетюркские, так называемые рунические письмена на больших камнях-стелах, установленные в честь правителей и выдающихся военачальников (Бильге, Кюльтегина, Тоньюкука) в бассейнах Орхона и верхнего Енисея, стали настоящей сенсацией в мировой тюркологии.
По руническим надписям с середины VI в. известен большой союз древнетатарских племен под названием “Отуз-татар” (“Тридцать татар”), позднее появился союз “Токуз татар” (“Девять татар”). В названном выше сражении 745 г. в составе армии Восточного каганата участвовало 30 тысяч татарских воинов. После падения каганата часть татар подчинилась уйгурам, позднее они вошли в союз с киданями (кара-китаи – тюркские племена, жившие близ северовосточных границ Китая). Другая часть татар ушла на запад и сыграла ведущую роль в создании Кимакского каганата в Прииртышье. Кимакский каганат (существовал в период с середины VIII по Х вв.) был основан татарами, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Это новое государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш на запад до Уральских гор. Основным населением этого каганата были родственные татарам кимаки, занимавшие восточные земли каганата, а земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Столицей этого государства был город Имакия на Иртыше. В Кимакском каганате занимались кочевым скотоводством и земледелием – возделывали пшеницу, ячмень, рис. Были развиты металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, использовалась руническая письменность. Население исповедовало тенгрианство (поклонение небу): почитали солнце и звезды. Некоторая часть кимакского общества исповедовала манихейство, а позднее, в VIII в.  приняла ислам.

О нравы! О народы!
Восточные отроги Хангая в Монголии. А.В. Галанин возле плиточной могилы - древнего гуннского захоронения.

О нравы! О народы!
Древнияя тюркская скульптура.

Персидский историк XI в. Ал-Гардиси о татарах и родственных им племенах, пришедших в Прииртышье после падения их государства в Центральной Азии в середине VIII в., писал: “Правитель татар умер, оставив двух сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода (Иртыш). ...В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар – их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. ...На новой земле травы было много и всю зиму пришлые провели там. Когда растаял снег и земля вернула себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь – на их прежнюю землю, чтобы он привез туда известие о соплеменниках.

Остатки татарского племени, услышав от гонца рассказ о хороших пастбищах в земле Шад, спустились с гор и направились к Иртышу. Прибыв туда, они приветствовали Шада как своего покровителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...”.

Этот рассказ ал-Гардиси подверждает мою гипотезу о том, что аридизация и гумидизация климата в Центральной Азии и Западной Сибири с Восточной Европой находятся в противофазе: в Центральной Азии в это время была бескормица, отчего, услышав рассказ о хороших пастбищах, сородичи легко согласились на дальнюю миграцию в бассейн Иртыша. В это время в бассейне Иртыша, находящемся в зоне действия атлантических циклонов, климат был гумидный, выпадало много осадков, и пастбища были в хорошем состоянии.

/ukhtoma.ru/

295

Гунны и образование евразийского суперэтноса.
А. В. Галанин © 2012

Хазарский каганат

Хазарский каганат (650–965 гг.) основали тюркоязычные хазары, пришедшие в Восточную Европу в составе гуннской волны народов. Вначале каганат занимал северокавказские и прикаспийские степи, со временем его господство распространилось на Северное Причерноморье вплоть до Крыма, а на севере – до Волжской Булгарии и русских княжеств. Тогда Русь платила дань хазарам, и первые русские князья носили титул “хаканов” (ханов). В составе населения самой Хазарии, помимо собственно хазар, были близкие им по языку болгары, савиры, барсилы, беленджеры и этнически не родственные евреи, принадлежащие к другому суперэтносу.

О нравы! О народы!

Столицей Хазарского каганата в VII в. был Семендер, расположенный на территории сегоднешнего Дагестана, а с начала VIII в. столица была перенесена в город Итиль в низовья Волги. Итиль был крупнейшим в тогдашней Восточной Европе центром большой транзитной торговли между Востоком и Западом. Хазары занимались земледелием, виноградарством, рыболовством. Население, жившее в долине Волги и вдоль ее многочисленных проток, перешло от кочевого к оседлому образу жизни. И это естественно, так как климат тогда в Восточной Европе был гумидный, а близость Волги и ее проток позволяла заниматься поливным земледелием. Дельта Волги тогда была по площади больше, чем теперь, так как уровень Каспийского моря, как установил Л.Н. Гумилев, был ниже современного.

Хазарский хан, его приближенные и верхние слои хазарского общества приняли иудаизм, но большинство населения Хазарии были мусульманами. В то время в Хазарии жили и христиане. Но значительная часть кочевников оставались язычниками. Хазарский каганат прекратил существование в 965 г., разложившись изнутри от этнических, экономических и религиозных противоречий. Власть в стране была в руках наиболее богатого меньшинства, исповедавшего иудаизм. Большая же часть воинов была мусульманами, а наиболее бедные пастухи кочевники - язычниками. Таким образом, имущественное расслоение коррелировало с разделением этническим и религиозным, что в рамках государства недопустимо. Определенную роль в крахе Хазарии сыграли походы киевского князя Святослава и походы соседних племен с востока. Но будь общество Хазарии здоровым и пассионарным, никакие враги его сокрушить не могли бы.

Константинопольский патриарх Никифор (758–829 гг.) в “Краткой истории” о болгарах писал: “Но пора уже рассказать о начале так называемых гуннов и болгар и их положении. У Меотидского озера (Азовское море), по реке Кофис (Кубань) располагается называвшаяся в древности великой Болгария и так называемые котраги, их соплеменники. Во времена Константина (Константин II, 641–668), некто по имени Коврат (Кубрат), бывший государем этих племен, умер, оставив пятерых сыновей, которым завещал ни в коем случае не отделяться друг от друга, с тем чтобы они взаимным благорасположением оберегали свою власть”. К сожалению, сыновья редко слушаются своих отцов и после их смерти начинают спорить о том "кто в доме хозяин". Окончательно рассорившись, они делят наследство отца – растаскивают империю на кусочки и делают эти кусочки более уязвимыми для врагов, чем было единое государство. Не исключением из этого правила были и дети Кубрата.

О нравы! О народы!
Защищенные латами и щитами с острыми копьями в руках три римских воина в панике удирают от двух полуголых гуннов-болгар. Ситуация, характерная для позднего Рима и Византии. Этот рисунок – отличная иллюстрация на тему "пассионарии и непассионарии".

После его смерти империя распалась, поскольку была разделена между его многочисленными сыновьями от разных жен. Этим разделением воспользовались хазары. Старший сын Кубрата – Батбаян остался в Приазовье и стал данником хазар. Другой сын Котраг ушел со своей частью племени на правый берег Дона и на Днепр. Третий сын, Аспарух, под хазарским давлением ушёл со своей ордой на Дунай, где основал Первое Болгарское государство, в состав которого вошли и пришедшие из-за Дуная на Балканский полуостров славянские племена, положив таким образом начало современной Болгарии. Смешение болгар со славянами и остатками местных фракийских племен привело впоследствии к возникновению нынешнего балканского болгарского этноса.

Ещё двое сыновей Кубрата – Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа болгар, вероятно, вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагобера в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.

296

Переселение болгарских племен в регион среднего Поволжья и Прикамья  произошло во второй половине VII века. Здесь они создали государство Волжскую Булгарию. Это ханство сначала находилось в зависимости от Хазарского каганата, а после падения Хазарии (в 60-е гг. X века) стало полностью самостоятельным. В настоящее время потомками волжских булгар, в формировании которых кроме болгар приняли участие русы и угро-фины, являются чуваши и казанские татары.

Часть болгар осталась на своих коренных землях в причерноморских степях и в Крыму. Вскоре они продвинулись в северном направлении – в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках эти болгары упоминались до середины X века как «чёрные болгары». Киев в это время принадлежал чёрным болгарам и, по-видимому, являлся столицей еще одного болгарского ханства, зависимого от Хазарии.

О нравы! О народы!
Болгарский хан Кубрат – основатель Великой Болгарии в степях Причерноморья.

О нравы! О народы!
Сын хана Кубрата Хан Аспарух – основатель Балканской Болгарии – царь Первого Болгарского царства в конце IX – начале X веков.

В 632г. Хан Кубрат объединил большинство болгарских земель до Альп на запад в независимое царство – Великую Болгарию. Византия признала это новое царство в 635 г. Наследник Хана Кубрата Хан Аспарух расширил Великую Болгарию на Балканском полуострове, завоевав часть византийской территории. Подписание мирного договора Болгар с Византией в 681 г. и создание новой столицы Плиски считается началом Первого Болгарского Царства.

О нравы! О народы!
Болгары бежали от хазар на Балканы. Здесь они нашли для себя и своих потомков "землю обетованную", подчинили местный этнос, породнились и слились с ним и создали государство, процветающее и сегодня. Но тяготение к евразийскому суперэтносу сохранилось и у большинства современных болгар. За 1000 лет они так и не влились в западноевропейский суперэтнос.

Главным противником хазар была Великая Булгария хана Кубрата, но она рухнула от первого же удара хазар. Преследуя булгар, хазары устремились на запад. В письме хазарского царя Иосифа (X в.) говорится, что хазары преследовали булгар до самого Дуная. К концу VII в. власть хазарского кагана распространилась на все северное Причерноморье, включая большую часть Крыма. Византиец Феофан писал: «Хазары – великий народ... овладели всей землей вплоть до Понтийского моря». Византийской империи тогда удалось отстоять в Крыму один Херсонес, на некоторое время потерявший всякое экономическое значение для империи. Папа Мартин I (ум. в 656 г.), сосланный в Херсонес, в письмах жаловался на недостаток и дороговизну продуктов в этом городе, некогда снабжавшем хлебом всю Византию. Теперь, по его словам, «в этих краях... голод и нужда такие, что хлеб здесь известен разве по названию, а его и видом не видать».

Уровень пассионарности у болгар был достаточный, чтобы создать свое государство и подчинить непассионарные этносы, но был недостаточен, чтобы победить более пассионарный этнос хазар. Но и подчиниться хазарам болгары не могли из-за высокой своей пассионарности. Поэтому и ушли с насиженных мест – кто на Балканы, кто на среднюю Волгу, кто в Паннонию, а кто на средний Днепр.

Возможно и то, что болгар вынудило уйти из этих мест ухудшение климата в степях Приазовья и Причерноморья. Не зря Мартин I писал об отсутствии хлеба на рынке Херсонеса.

К VIII в. хазары подчинили также и волжских булгар, и многие народы Северного Кавказа. За 50 лет Хазарский каганат превратился в крупнейшую державу Восточной Европы.

О нравы! О народы!
Чтобы объединить болгар, славян и греков, живших на Балканах, болгарский князь Борис I принял христианство. Это позволило ему создать государство Болгарию.

Первое Болгарское Царство существовало с 681 по 1018 г. После распада Великой Болгарии одну часть народа увел Аспарух на Балканы, а другую – Кубер на север на Волгу. После того как хан Аспарух одержал победу над одной из армий императора Константина IV, глава Византийской империи составил соглашение между ханом Аспарухом и Византийским императором. В соответствии с этим соглашением болгары и славяне получили большую часть территории между Стара Планина и рекой Дунай.

При управлении хана Крума (803–814 гг.), в 811 г. Балканская Болгария расширилась к юго-востоку до сeгодняшней Софии. Это говорит о том, что уровень пассионарности правящего этноса в Византии был значительно ниже, чем у болгар. Князь Борис I (852–889) принял христианство как официальную религию.Те, кто не желали принять новую религию, были преследованы и уничтожены. Таким образом князь Борис I объединил болгар и славян, которые в то время жили на территории Болгарии и имели разные религии и говорили на разных языках.

Борис принял учеников Кирилла и Мефодия – Климента, Наума и Ангелария в Болгарию, и они создали славянскую азбуку, а в 886 г. перевели на славянский язык церковные книги. В начале Х века разрабатывается новая азбука – кириллица. Симеон (893–927 г.) принял титул Царя Болгар.Титул царя болгар был признан папой римским, но не византийским императором. Царь Симеон I был серьезной угрозой Византийской империи. После многочисленных военных сражений он захватил Константинополь и провозгласил себя императором.

297

После смерти Симеона I Болгария ослабла, в это время страной правил царь Петр I. Пассионарность болгар резко снизилась, вошло в моду религиозное отшельничество. Петр I в начале своего правления составил мирный договор с Византией, но когда срок договора закончился, война болгар с византийцами возобновилась. А во времена царя Самуила болгары проиграли бой византийскому императору Василию II, и тот приказалт убить много тысяч и ослепить 14 000 болгарских пленников. Из-за этого Василия II прозвали болгароубийцем. Царь Самуил не смог пережить этой катастрофы и трагедии своего народа и умер. В 1018 г. государство балканских болгар было завоевано Византией. Первое Болгарское Царство перестало существовать, войдя в состав Византийской империи.

Волжская Булгария и Чувашия

На территории Татарстана зафиксированы сотни селищ и городищ именьковской культуры IV–VII вв. н. э. Поселения тогда располагались группами, включающими до десятка жилищ. При раскопках поселений зафиксированы остатки землянок и полуземлянок, ям, в которых хранились продукты питания, горны и домницы для выплавки железа, мастерские для отливки украшений из цветных металлов (Фахрутдинов, 1984, 2000; Этнография татарского …, 2004). Основным занятием племен именьковской культуры было пашенное земледелие с использованием плуга с железными наконечниками. На втором месте было скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, коз, овец. На отдельных поселениях найдены кости верблюдов, вероятно, приведенных с караванами из южных территорий, а возможно, и разводимых на месте. Имели место также охота и рыбная ловля (Фахрутдинов, 1984, 2000; Этнография татарского …, 2004).

Основной погребальный обряд именьковских племен – трупосожжение. Остатки кремации ссыпали в небольшие ямы. Вместе с пережженными костями в могилы ставились глиняные сосуды, наполненные пищей. Это говорит о том, что этнос, создавший именьковскую археологическую культуру, был "лесным" этносом. Скорее всего, это были какие-то угрофины.

Во второй половине VI в. н. э. из Приуралья на территорию Нижнего Прикамья проникли полукочевые племена, оставившие здесь памятники кушнаренковской культуры. Они, по мнению А.X. Халикова и Е.А. Халиковой, были древнейшими венграми (Фахрутдинов, 1984, 2000; Этнография татарского …, 2004). Вероятно, в это время началась аридизация климата в европейской лесостепи, и скотоводство получило здесь преимущество над земледелием.

О нравы! О народы!
Волжские булгары были достаточно пассионарным воинственным этносом. Их предки пришли создали государство - Волжскую Булгарию, которое сразу же попало в зависимость от Хазарии.

О нравы! О народы!
Прибытие предков волжских булгар на новую родину.

О нравы! О народы!
Булгар сегодня. 

О нравы! О народы!
Район расселения волжских булгар.

Древние волжские болгары относились к брахиокранным (круглая короткая голова) европеоидам. Антропологический тип болгар определяется как брахикранный европеоидный с ослабленными монголоидными чертами, средними размерами лица и черепа. Европеоидная брахиокрания характерна как для азиатских, так и для части европейских сарматов (исключая аланов, чей антропологический тип был долихокранным европеоидным). Для протоболгар-утригуров была характерна искусственная деформация черепа, в некоторых некрополях находят до 80% таких деформированных черепов. У другого племени протоболгар-кутригуров этот обычай встречается редко. Сам обычай впервые зафиксирован в степях Средней Азии среди ирано-язычных кочевников, потом он начал встречаться у поздних сарматов, гуннов, кушан, хорезмийцев, аланов и других кочевников.

О нравы! О народы!
Древняя мечеть на территории Волжской Булгарии.

О нравы! О народы!
Три Болгарии: Великая, Балканская и Волжская. Но оказывается, были и другие, например, Паннонская и Киевская.

Специфические этнографические признаки болгар среди других кочевых народов Восточной Европы в археологическом материале в период вплоть до VIII века выделить не удалось.  В ямные захоронения тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии позднее. К позднему времени относятся и так называемые  подбойные могилы. Тело усопшего обмывали по обряду мусульман, потом везли на повозке, брали его с повозки и клали на землю, потом очерчивали вокруг него линию и откладывали тело в сторону. На очерченном месте выкапывали могилу, делали в ней боковую пещеру и укладывали в нее покойника. Этот обычай хоронить в подбое стал доминировать среди волжских булгар, и до сих пор казанские татары практикуют такие подбойные погребения.

Религия протоболгар была политеистической. По сведениям арабского хрониста Аль-Балхи, главное божество – создатель болгар – называлось "Эдфу", отличаясь от названий аналогичного божества среди других народов. Потомки Волжских и Дунайских болгар пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в 865 г. приняли христианство от  Византии, а волжские болгары при Алмуше в 922 г.  приняли ислам от Багдадского халифата. Впоследствии дунайские болгары оказались завоеваны мусульманской Османской Империей (Турцией), но сохранили верность христианству, а волжские болгары были завоеваны монголами, тоже сохранив верность исламу, а потомки волжских болгар – казанские татары в христианской России – остались мусульманами.

298

О нравы! О народы!
Современные болгарки в национальной одежде.

О нравы! О народы!
Болгарская диаспора в Украине в национальных костюмах.

До прихода болгар на Среднюю Волгу там жили местные финно-угорские и неболгарские тюркоязычные племена. Болгары появились здесь на рубеже IX–Х вв. и, будучи высоко пассионарным этносом, создали здесь новое государство – Волжскую Булгарию (в отличие от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через “у”). Волжская Булгария занимала земли в центре Среднего Поволжья, в Западном Закамье и Предволжье, а позднее, в XII в., ее территория расширилась: на севере – до бассейна Казанки, а степные, слабозаселенные рубежи на юго-востоке временами доходили до р. Яик (р.Урал). Этнический состав этой страны был пестрым не только в период сложения государства, но и позднее. С юго-востока сюда проникли тюркские племена огузов, печенегов и кипчаков. Но основное население Булгарии называлось “булгары” – именно так зафиксировано в письменных источниках того времени. “Булгаром” называлась и столица этого государства, расположенная на месте слияния Волги и Камы.

О нравы! О народы!
Такие каменные столбы волжские булгары ставили в честь знаменательных событий.

О нравы! О народы!
Реконструкция облика волжских булгар по черепам из захоронения около Х в.

Булгар и соседний с ним Сувар тогда были объектами внимания мусульманского Востока. Чуть позднее появляются и другие города: Биляр (летописный “Великий город”), Тухчин, Торцск (Торческ), Кашан, Джукетау и др. В Булгарии тогда велась чеканка собственных монет – диргемов. Вот что написано в персидском сочинении 982 г. “Худуд ал-алам” (“Границы мира”): “Булгар – город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все [жители] мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всем войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают, это место крепкое, богатое. Сувар – город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре”. Ислам в Волжской Булгарии был принят в качестве государственной религии в 922 г.

Тогда по приглашению правителя Волжской Булгарии хана Алмаса из Багдада прибыло арабское посольство, задачей которого и было распространение мусульманства в этой стране. Секретарь посольства Ибн-Фадлан подробно описал быт и обычаи булгар, его книга является лучшим историко-этнографическим источником для исследования прошлого северных племен Восточной Европы раннего средневековья, в том числе и особенно булгар. Основой хозяйства Волжской Булгарии было пашенное земледелие, зерно булгары экспортировали даже за рубеж. Летописи сообщают, например, о том, что булгары помогали Руси хлебом в неурожайные там годы (1024 и 1229 гг.). Из русской летописи в передаче В.Н. Татищева: “6514 (1006 год). Прислали болгары [волжские] послов с дары многими, дабы Владимир (киевский князь) позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, а русские купцы с печатьми от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения...”

О нравы! О народы!
До 922 г. волжские булгары были язычниками, а в 922 году в Булгарию приезжало посольство из Багдада, чтобы обратить всех булгар в ислам.

О нравы! О народы!
Развалины города Булгар столицы Волжско-Камского раннефеодального государства тюркских кочевых племен волжских булгар.

299

Занимались булгары и скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (пчеловодством). Высокого уровня здесь достигла металлургия, обработка кож, гончарное производство, ювелирное искусство. Было развито строительное дело и архитектура, сооружение оборонительных укреплений. Особое внимание уделялось торговле, как внутренней, так и внешней. Подобно Итилю, Булгар был известным центром международной торговли. Через нее шла торговля Балтийских государств, Биармии и Русского севера с Арабским югом, государствами Средней и Центральной Азии, с Византией. Волжская Булгария прекратила свое существование как самостоятельное государство в 1236 г., когда была завоевана армией Бату-хана (Батыя). Вскоре она вошла в состав Золотой Орды в качестве ее северного улуса.
На основе арабского письма, проникшего вместе с исламом, в Волжской Булгарии возникла своя письменность. Наряду с литературой арабо-персидского мира была распространена и древнетатарская поэзия, уходящая своими корнями в период Тюркского каганата, у булгар были свои историки, философы, юристы, медики. Следует сказать, что в то время арабский Восток был передовым в науках и искусствах, во многом опережая в этом Византию и Рим, не говоря уж о Западной варварской Европе. Поэтому неслучайно Волжская Булгария оказалась в сфере арабской мусульманской цивилизации.

О нравы! О народы!
Свободолюбивые волжские булгары оказали монголам отчаянное сопротивление. Около 13 лет город Булгар выдерживал регулярные набеги монголов.

О нравы! О народы!
Процесс принятия ислама волжскими булгарами был массовым и зрелищным.

Наследниками гуннского языка принято считать чувашей. Б.А.Серебренников, отмечая чувашско-монгольские и даже чувашско-тунгусские языковые связи, приходит к следующему выводу: «Один из тюркских языков, предок современного чувашского языка, находился, по-видимому, где-то в районе Байкальского озера, по соседству с какими-то монгольскими языками. Затем местные финно-угорские народы оказали влияние на язык тюркоязычных пришельцев. Носители того тюркского языка, который стал предком чувашского, были оттеснены в Европу и обосновались вначале в нижнем течении Волги». Впоследствии эта общность распалась на два языка – болгарский и хазарский. Хазары остались на нижнем течении Волги, а болгары в свою очередь разделились, одна их часть мигрировала на север.

В.Ф. Каховский и В.Д. Димитриев проанализировали различные концепции этногенеза болгар и сувар (проточувашей). В XVIII веке в трудах Туннмана, Энгеля, Н.М. Карамзина, Н.А. Фирсова была выдвинута гипотеза о том, что предки чувашей принадлежали к финно-угорским племенам. В XIX в. возникла теория славянского происхождения болгар, которая распространялась и на их потомков – чувашей. Родоначальник этой теории Ю.И. Венелин считал, что гунны, хазары, авары, готы и даже франки были славянскими племенами. Особенно рьяным приверженцем славянской гипотезы был Д.И. Иловайский. Славянское происхождение болгар пытался доказать и В.М. Флоринский. Причина отождествления булгар со славянами заключается в том, что древние болгары отождествлялись с современными дунайскими болгарами, которые возникли в результате смешения древних болгар со славянами и принятия славянского языка.

О нравы! О народы!
Все, что сохранилось от Волжской Булгарии, – это национальная святыня Татарстана и всей России. Поездка в древний Булгар – увлекательное путешествие. Этот город упоминается в письменных источниках с 922 года, но основан он был значительно раньше.

О нравы! О народы!
В Булгаре  сегодня реставрируются исторические здания и постройки.

В середине XIX в. В.А. Сбоев выдвинул теорию буртасского происхождения чувашей: 1) чуваши и доныне населяют «северную часть земли буртасской»; в XII веке они были вытеснены монголами с берегов Волги в леса и овраги. Он указывал, что на территории Чувашии имеются «селения именем Буртасы. Это обстоятельство действительно может послужить подтверждением того, что часть буртасских племен вошла в состав чувашского народа. Но материалы научных исследований последних лет свидетельствуют о том, что основная масса буртасов вошла в состав мордовского, а не чувашского народа. Этническое родство буртасов и чувашей пытались обосновать также В. Рагозин, В.Н.  Майнов, Б. Дорн, П.М. Мальхов.

Чуваши – это действительно потомки древних гуннов-болгар, с ними  они имеют генетическое родство. Болгары, жившие между Доном и Волгой, стремясь освободиться от хазарской зависимости, переселились на Волгу и Каму. Образ жизни, обычаи и язык волжских булгар свидетельствуют о том, что они являются потомками урало-чудских племен, очень рано смешавшихся с тюрками. В развитии теории происхождения волжских булгар важную роль сыграли сбор и расшифровка надписей булгарских намогильных памятников на территории Среднего Поволжья. Хусеин Фейзханов в 1863 г. внес существенные исправления в чтение текстов булгарских эпиграфических памятников и открыл в них элементы чувашского языка.

О нравы! О народы!
Волжский булгарин. Облик восстановлен по черепу из захоронения.

О нравы! О народы!
В 1222 году монгольская армия впервые напала на Волжскую Булгарию. Булгары отбили первые атаки захватчиков. В защите своей родины участвовали не только мужчины, но и женщины. Но в последующие годы походы монголов на Волжскую Булгарию возобновлялись, и это государство пало под натиском пассионарного агрессивного врага. Волжская Булгария вошла в состав Монгольской империи – стала улусом Золотой Орды.

300

О нравы! О народы!
Богатое историческое прошлое Татарстана связано с древней цивилизацией гуннов, а именно с Волжской Булгарией. Сведения о древней истории татар, тюрков, болгар, гуннов можно почерпнуть из древних источников. А ведь это наша общая евразийская история.

О нравы! О народы!
Булгарский воин X в. 

Государственные образования создавались пассионарными этносами – захватчиками, которые мечом и огнем, жуткими насилиями подчиняли менее пассионарные этносы, давали им военную организацию и дисциплину. К сильным примыкали слабые, и разросшаяся волна агрессии заливала огромные территории. У людей, ведомых пассионариями, изменялся менталитет, психология, ценности жизни. Поэтому бывает смешно смотреть, как абсолютно лишенные пассионарности актеры играют роль гуннов или монголов, или советских солдат, гнавших немецких захватчиков от Москвы до Берлина. Непассионарий никогда не сможет правдиво и убедительно сыграть роль пассионария.

О нравы! О народы!
Воины Волжской Булгарии.

О нравы! О народы!
Герб города Булгара – административный центр Спасского района республики Татарстан. Город расположен на левом берегу Волги, в 140 км от Казани.

/ukhtoma.ru/