Гораздо хуже во всех подобных ситуациях приходилось земным «управленцам» погодой, в особенности, дождем. Во многих племенах Австралии и Южной Африки, то есть в районах, где осадки являются особым дефицитом, существует группа людей, — жрецы, колдуны, вожди и т. д., — которые, как считают аборигены, владеют магией управления природными стихиями.
Как обычно бывает в подобных ситуациях, все идет хорошо до тех пор, пока не случится казус, например, по воле вождя не выпадет дождь или, наоборот, не выглянет солнце.
Так, в Африке вождя, которому не удалось вызвать дождь, часто изгоняют, — это в лучшем случае, — или убивают. В некоторых районах той же Африки, если, несмотря на обращенные к вождю молитвы и приношения, дождь все равно не окропляет землю, подданные связывают своего владыку веревками и силой ведут на могилы предков, чтобы с его помощью вытребовать у них необходимый дождь.
Банжары Западной Африки также приписывают своему вождю способность делать погоду сухой или дождливой. Пока стоит хорошая погода, они осыпают его подарками в виде зерна и скота. Но если засуха или дождь угрожают погубить посевы, они оскорбляют и бьют вождя до тех пор, пока погода не изменится к лучшему.
В племени латука (район Верхнего Нила), когда сохнут посевы, и все усилия вождя вызвать дождь оказываются безуспешными, ночью на него обычно совершают нападение, грабят его имущество, а самого изгоняют. Часто дело доходит и до убийства.
В прошлом коралловыми островами Ниуе, или Дикими островами, правила царская династия. Но так как ее представители были одновременно верховными жрецами и, как считалось, способствовали росту съедобных растений, то в голодное время народ приходил в гнев и убивал их. Когда, наконец, после серии убийств никто не пожелал занять трон, пришел конец и монархическому правлению.
Китайские авторы сообщают, что, когда в Корее выпадало слишком мало или слишком много дождей и не созревал или погибал урожай, вина за это возлагалась на царя. И тогда возмущенные подданные требовали либо просто низложения его величества, либо даже его умерщвления.
Индейцы Бразилии относились к своим паже (колдунам) с таким почтением и благоговением, словно это были не люди, а боги. При встрече с паже рядовой индеец простирался ниц и с трепетом в голосе обращался к нему, как к божеству, с молитвами.
Но если когда-нибудь паже вдруг ошибался в своих предсказаниях, народ без колебаний их убивал, как недостойных столь высокого титула и звания.
* * *
Один из способов вызова дождя, применявшийся еще недавно у тайцев, состоял в провоцировании битвы слонов, которых привязывали к столбам на таком расстоянии один от другого, что они не могли ранить друг друга, но бивни их соприкасались. Стук бивней рассматривался как магическая имитация грома. Победителем считался тот слон, который поднимал клыками голову соперника, просунув их между бивнями побежденного.
После этого слонов разводили, и состязание продолжали погонщики, исполнявшие соответствующие танцы и злословившие по адресу противника. Вся программа этого поединка повторялась трижды.
* * *