"Helen Collection" - персональный форум Алены Обуховой о туризме и путешествиях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Сообщений 461 страница 470 из 470

461

Джал Махал - затопленный дворец Джайпура

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Красивый дворец Джал-Малах погружен в воды искусственного озера в “розовом городе” Джайпур, что в индийском штате Раджастхан. Именно по этой причине его также называют “Водяным Дворцом”. О его истории известно не многое, кроме того, что Джал Махал был построен магараджей Мадхо Сингхом в 18-м веке. Точная дата строительства также неизвестна. Спустя несколько десятилетий сын магараджа Мадхо Сингх II увеличил дворец, добавив внутренний двор. Затем дворец перестали использовать — он был заброшен в течение двух веков до недавней реконструкции в 2000-х.

Джал Махал — очень любопытная структура. Его нельзя назвать классическим дворцом, потому что внутри нет никаких пригодных для жилья комнат. Есть просто сад и террасы, где Магараджа совершал неторопливые прогулки. Дворец на самом деле имеет пять высоких этажей, но только верхний этаж находится над уровнем воды. Первые четыре уровня чаще всего затоплены, когда озеро заполнено водой.

Читать дальше: http://p-i-f.livejournal.com/8274010.html#cutid1

462

Сокровище Явы - Храм Боробудур

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Остров Ява в Индонезии хранит на своей земле немало уникальных памятников древних культур. Одним из таких сокровищ является величественный храм Боробудур времен Королевства Маджапахит.  Боробудур является самым большим буддийским храмом в мире. Его площадь составляет 2,500 кв. м. Расположен храм Боробудур на острове Ява,  в 40 км от города Джогьякарты.
Ученые датируют начало строительство храма 750 годом н.э во времена расцвета Королевства Маджапахит в период правления династии Саилендра. Однако нет никаких упоминаний о причинах строительства и кто именно стал инициатором. Строительство велось приблизительно 75 лет.

Продолжение: http://p-i-f.livejournal.com/8278687.html

463

Величайшее изобретение древности

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Посмотри на эти странные отверстия в земле — как думаешь, что это такое? Начнем с того, что этому сооружению почти 3 000 лет и построено оно было еще до войны персов с греками, лет эдак на триста раньше.

Сооружение называется кяриз, или qanat, и находится оно в городе Гонабад, что в современном Иране.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Кяриз считается одним из величайших изобретений того времени! Эта водопроводная система способна собирать воду из подземных горизонтов и транспортировать ее в города и ирригационные каналы. Благодаря этому Персия смогла существовать и развиваться в условиях засушливого климата

Читать дальше: http://p-i-f.livejournal.com/8306890.html

464

Топ-10: Удивительные и необычные туристические достопримечательности в Люксембурге

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Люксембург может быть одной из самых маленьких стран в Европе, однако является большой "ловушкой для туристов" и обязательным к посещению местом направления.

Предлагаем вам узнать о десяти самых лучших местах, посещение которых доставит вам истинное удовольствие!

Продолжение: http://mari-ya-77.livejournal.com/2540244.html

465

Форт Элваш - часть 2

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Спичечный макет форта Элваш. Без малого 100 000 спичек ушло на создание макета.

Продолжение, начало выше...

Застыдили меня, застыдили, что я только подразнил и в кусты. Поэту нужно вдохновение, и творческие кризисы - это неотъемлемая часть творчества. Ладно, к делу.

Эмблема форта Элваш

Любителям конспирологии предоставляю простор истолковать символы на эмблеме форта над главным входом в южном равелине, который обращен в сторону города Элваш. Крылатый дракон на щите, обвитом цепью с крюками; скрещенные пушки с ядрами, собранными горкой; подъемные блоки.

Но внимание Вашу хочу обратить на небольшие отверстия квадратного сечения в массивном блоке под пушками, чуть выше головы льва. Из одного отверстия все еще торчит какая-то арматура. Такие отверстия представлены во множестве вокруг других дверей по всему форту. Удивляет их квадратное сечение - изготовить квадратное отверстие куда сложнее, чем высверлить круглое.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Главный вход в форт

Почему-то напомнило шлюзовую камеру, например - в Балаклаве, обратите внимание на аналогичные квадратные отверстия в створке двери:
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Шлюзовая камера арсенала атомных подводных лодок в Балаклаве, предназначенная для защиты рабочих помещений от поражающих факторов ядерного взрыва.

Стены форта Элваш
Стены форта весьма разнообразны по материалу и технологии изготовления. В некоторых случаях стены были явно заложены более поздней кладкой.

На фото ниже - фотография с внешней стены форта, на которой виден средний оборонительный пояс и центральная часть. Видно, что кирпичная кладка соседствует с каменной, а центральную часть можно по изяществу сравнить с каким-нибудь загородным домом зажиточного буржуа, не чуждого изящного. Экскурсоводы так и зовут эту часть "Дом губернатора", путаясь в показаниях, потому что в форте чуть южнее Элваша есть аналогичный "дом" того же губернатора. А если посмотреть на форт Вильгельштейн в Северной Германии, о котором я писал в первой части, то становится понятно, что губернатор помимо двух домов в фортах вокруг Элваша имел еще и дачу за пару тысяч километров, построенную по тому же типовому проекту.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Средний пояс и центральная часть форта.

Но вернемся к стенам.

Внешний контур стен построен по большей части из тонкого кирпича и имет довольно-таки регулярную структуру: проем - арка - проем.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Внешний контур стен

Множество проемов заложено. Профессиональные экскурсоводы ничтоже сумяшеся объясняют большое количество проемов "психологическим фактором", чтобы нападающие испугались огромного количества бойниц, предположив, что из каждой будет торчать дуло пушки.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Заложенный проем во внешней стене

На вопрос, зачем нужны были арки во внешнем контуре стены, и почему они заложены, экскурсовод не нашелся, что ответить. Я также теряюсь в догадках - зачем строить арку и затем ее закладывать? Увеличивает ли арка прочность конструкции таким образом? Или внешняя стена была вовсе не оборонительной в традиционном понимании?
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Заложенные арки во внешней стене

Слабо представляю, как можно было обороняться с таким огромными дырами во внешней стене, заложенными на сегодняшний день. К этим дырам можно было свободно подойти извне, ну слегка запыхавшись от подъема в горку. С другой стороны, в такие проемы крайне сложно просунуть дуло пушки - ступеньки не предназначены для такого. Ступени не позволят пушкам бить напрямую в неприятеля, наступающего снизу. Пушечный огонь навесом в такой диспозиции мало эффективен из-за мертвой зоны непосредственно перед внешней стеной, да и угол поворота пушки по горизонтали тоже крайне мал. Специалисты - артиллеристы, поправьте, если я ошибаюсь!
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Контур внешней стены тянется на несколько километров и представляет собой достаточно широкий проход. Изредка проход перекрывают арки, как на фотографии ниже. К внешним стенам достаточно просто подступиться - только более-менее крутой подъем холма отделяет от гипотетического противника, никакого рва, если не считать ловушек в виде "волчих ям", которые покажу ниже.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Внешняя стена сравнительно легко преодолима

Волчьи ямы
Страшным и тайным оружием обороняющихся в форте были волчьи ямы, расположенные рядами в нескольких местах на подступу к внешней стене. Объяснение экскурсовода - подступы делали специально таким легкими для атаки, чтобы обмануть противника и вынудить его атаковать именно в тех местах, где расположены волчьи ямы.

Волчьи ямы расположены не по всему контуру, а лишь с его наиболее пологой, северной части.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Волчьи ямы с Google Earth

Вот как выглядят они сегодня, а раньше внутри был острый деревянный кол.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Три ряда "волчьих ям". За ними - слабо защищенная внешняя стена.

Такой примитивизм ярко контрастирует с масштабом технического решения самого форта.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Однако, я не нахожу разумного объяснения - для чего могли использоваться подобные отверстия? Да, еще экскурсовод упоминал, что ямы соединяются сложной системой подземных ходов, правда непонятно, как это соотносится с наличием в них острых кольев?
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Продолжение дальше...

466

Форт Элваш - часть 2

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Спичечный макет форта Элваш. Без малого 100 000 спичек ушло на создание макета.

Продолжение, начало выше...

Наступаем. Впереди - неприступный ров!
На фотографии ниже - кирпичная внешняя стена с частично заложенными проемами и крутым пандусом для пушек. С внутренней стороны пространство перед стеной хорошо простреливается, но в некоторых местах есть достаточно пространства и защитных сооружений, чтобы скрыться от огня защитников форта. Не понятно, зачем так сделано.
Внешняя стена обрывается отвестно в сторону широкого рва, отделяющего внешний контур от среднего оборонительного контура, но в некоторых местах внешняя стена позволяет комфортно спуститься.
Почти под всей внешней стеной идет боевой ход сложной контрукции, описание которого придется перенести в следующий пост. На фотографии виден один из входов в этот боевой ход, за черной решеткой, а также ряд узких вертикальных бойниц по низу стены.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Внешний контур с боевым ходом внизу стены

Ров между внешним и средним контурами предсталяет собой просторную лужайку. Экскурсоводы утверждают, что часть рва перед главным входом в средний контур была заполнена водой, только в декоративных целях. Действительно, и сейчас лужайка местами достаточно сырая, но про декоративное предназночения рва верится как-то слабо.

Второй контур возвышается неприступными стенами, на порядок внушительнее стен внешнего контура.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Угловой бастион и стена среднего контура

Несмотря на неприступность среднего контура, в его стенах проглядывают заложенные арки, назначение которых непонятно.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Заложенная арка в стене среднего контура

Цистерна во рву
В одном месте рва между внешним и средним контурами наше внимание привлекла конструкция, назначение которой нам не смогли объяснить. Выглядело это похожим на подземную цистерну, закрытую крышкой. На неприступной стене за этой цистерной есть несколько больших и маленьких заложенных арок.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Что за странное сооружение во рву?

Обратите внимание на небольшой квадратный современный люк перед громадным круглым "люком цистерны". Там явно что-то есть под землей, что не совсем вписывается в мои представления об оборонительных рвах. Несмотря на нашу "эксклюзивную экскурсию", нам не показали подробнее этот люк и даже не выдвинули никакого объяснения, что это может быть.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Немного другой ракурс

Обратите внимание на заложенные арки в "неприступной стене" - они явно связаны с этим "люком".
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Большая и маленькая кирпичные арки в неприступной стене за "люком".

Что за... яйца?
Яйца - я не знаю, как правильно назвать эти крайне странные, на мой взгляд отверстия. Они весьма слабо напоминают амбразуру и назначение мне совершенно неясно. Такие же "яйца" только сбоку я увидел на старой гравюре форта в Северной Германии из прошлого поста. То есть "яйца" - это не фантазии португальских массонов, а какой-то элемент конструкции, функционирование которого мне непонятно. Может, кто из читателей догадается?

Яйца в ассортименте, в неприступных стенах.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Пара яиц с лесенкой для входа в средний контур

Не, ну с другой стороны - какие молодцы, даже лесенку с дверью соорудили, чтобы было удобнее штурмовать неприступные стены. А яйца, вероятно - это зародыш непонятного мне современного искусства.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Вторая пара яиц с лесенкой, стыдливо прячущаяся в кронах оливковых деревьев. Художник неизвестен.

В основном все яйца в форте Элваш - это сквозные отверстия в стенах толщиной от полутора и более метров, но вот встретилось яйцо, заложенное с обратной стороны
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Как назвать по-другому эти отверстия?

Я бы мог подумать, что эти отверстия в виде яйца предназначены для стрельбы чем-то вроде картечи, которая разлетается широким веером и поражает живую силу противника. Но ведь яйца расположены и со стороны строений внешнего контура и направлены в сторону среднего контура! Как объяснить такое направление отверстия, да и расположения его на уровне выше верхнего косяка двери?
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Яйцевидное отверстие направлено в сторону обороняющихся

Обратите внимание на высоту, на которой расположено это отверстие. Его легко сопоставить с высотой дверного проема и окон.
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Задумайтесь на минутку, если бы Вы не читали описания, а увидели бы только эту фотографию, смогли бы Вы догадаться, что перед Вами - оборонительное сооружение, обращенное "яйком" к обороняющимся, а не, скажем, какая-то средневековая пекарня странной конструкции?
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Крематорий" на территории форта?

Подобные же элипсовидные отверстия нам втретятся еще не раз в среднем контуре и центральной части, но это уже другая история. ))

Пожалуй, на сегодня достаточно.
Впереди еще много интересного, поста на два - минимум!

источник

467

Звездный форт Элваша - часть 3

Продолжение, начало выше...

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Благодаря национальному празднику Португалии выдался свободный день, чтобы продолжить цикл постов про форт Элваш.

Промежуточные результаты
Меня очень радует и вдохновляет, что многие высказывают свои гипотезы в комментариях - это особенно ценно и помогает, во-первых, выкристаллизовать понимание, что же представлял собой форт Элваша; а во-вторых, закрепить это понимание у большого количества людей, что дает основу для дальнейших поисков и обсуждения. По какой-то причине только идея, закрепленная в сознании большого количества людей, начинает раскручиваться дальше и открывать новую информацию.

Итак, большинство единодушно, что "яйца", как я их назвал - это рупоры, которые могут работать со звуком, причем двунаправленно. Вопрос, тем не менее, остается открытым - что служило источником звука и для чего он использовался.

assucareira обратила внимание на "лапы" звезды, которые хорошо прослеживаются под грунтом - считаю это важной догадкой и попробую ее развить.

yuliya212 высказала, на мой взгляд, очень здравое предположение, что "волчьи ямы", связанные подземными коммуникациями и расположенные с северной части форта, могли служить источником чистой конденсатной воды.

Идея нескольких авторов про добычу газа в звездах, в том числе vaduhan_08 про газгольдеры, на мой взгляд, неприменима в случае форта Элваш, расположенного на высоком холме, где создать необходимое давление воды кажется невозможным. Оставляю эту гипотезу "про запас".

Продолжу рассказ про форт Элваша. Все фотографии в постах откроются в полном размере по клику - Вы можете рассмотреть детали. Кроме того, в интернете довольно много фотографий форта, я пользуюсь фотографиями, привязанными географически к фотру в Google Earth - часто эти фотографии недоступны через другие виды поиска в гугле.

Боевой ход
Практически под всем контуром внешней стены расположен так называемый "Боевой ход", открывающийся бойницами в сторону рва и среднего контура.

На фотографии ниже видна внешняя стена, обрывающаяся почти отвесно в ров и ряд бойниц боевого хода. Вдали видно здание, которое я назвал "крематорием" в конце предыдущего поста, с огромным рупором на уровне чуть выше входной двери (рупор не виден с этого ракурса) и хорошо заметным рядом вентиляционных(?) отверстий на крыше.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Боевой ход проходит по низу внешней стены - видны прорези-бойницы

Сам боевой ход - это длиннющий сводчатый коридор. В нем довольно-таки гулко, видимо - из-за сводчатого потолка. Стены в основном свежепобеленные, но кое-где видна кирпичная кладка сводчатого потолка.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Боевой ход в основании внешней стены.

Длина боевого хода - несколько километров. Я, честно говоря, задолбался по нему ходить. Ход расположен примерно на одном уровне, только в нескольких местах был небольшой, едва заметный пологий подъем.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Сводчатый коридор боевого хода

Боевой ход разделен на "сегменты", каждый из которых длиной примерно 100-200 метров. В конце каждого сегмента - перегородка с тремя бойницами, перекрывающая боевой ход. Чем-то похоже на отсеки и переборки, скажем, подводной лодки - потеря одного отсека не приводит к потере всего боевого хода.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Перегородка (переборка) боевого хода

У каждой перегородки есть боковой П - образный проход. На фотографии ниже виден вход в него слева. Такой проход позволяет обойти перегородку и попасть в следующий сегмент (отсек) боевого хода. Даже сейчас в переходах темно как.. Экскурсоводы ходили с переносными LED фонарями, чтобы освещать П - образные проходы, стояли в самом проходе (там сравнительно просторно посередине) и предупреждали каждого наклонять голову, чтобы не приложиться к массивному косяку. Как переходы освещались раньше - ума не приложу.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Вход слева в П - образный проход в следующий отсек боевого хода

Толщину перегородки можно оценить по этой фотографии.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Перегородка боевого хода с тремя бойницами между смежными сегментами боевого хода

Толщину внешней стены боевого хода можно также оценить по фотографии бойницы, ведущей в ров между внешним и средним контурами. Эти бойницы имеют форму усеченной призмы, достаточно заметно сужаясь в сторону внешней стороны. Бойницы никоим образом не перекрывают своим обзором весь ров, оставляя множество "слепых зон". Для ведения боя, на мой взгляд, такие отверстия практически непригодны.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Бойница боевого хода, виден небольшой участок рва между внешним и средним контуром.

Особое внимание привлекли косяки П-образных переходов. Дверей как таковых в них нет, но в каждом есть вот такие квадратные или круглые отверстия, похожие на отверстия над главным входом в форт. На фотографии ниже одно из таких отверстий в косяке П-образного прохода, на высоте примерно на уровне глаз, приходилось пригибаться. Вдали видно светлый прямоугольник одной из бойниц, выходящих наружу, в ров. Если приглядеться, справа от этой бойницы едва видны три бойницы перегородки.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Круглое отверстие в косяке перехода

Не знаю уж, может быть, это наследие Салазара, когда форт использовался как тюрьма, но какой смысл делать квадратные отверстия, как на фото ниже? А их там превеликое множество в косяках дверей. Не могу отделаться от ощущения, что крепилось какое-то оборудование, возможно - для герметического закрытия П - образных проходов?

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Квадратное отверстие в косяке перехода

"Тайный ход"

Мы все еще ходим по внешнему контуру форта, и пора бы уже переходить к среднему контуру, но есть еще интересные моменты, которые не хочу опускать.

Внешняя стена имеет как минимум один "тайный ход" расположенный с северо-западной стороны, который, по утверждениям экскурсоводов, использовали, чтобы бегать к роднику за стенами форта. Сегодня вход в него виден даже на спутниковых картах - на него указывает красная линия на снимке ниже.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Тайный ход" на спутниковых снимках.

Такой вход сложно назвать "тайным", поэтому еще раз приходит на ум замечания Дмитрия Мыльникова mylnikovdm что в форте, возможно, охраняли кого-то, чтобы не сбежал, а не оборонялись от внешнего врага.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Тайный" ход совсем не тайный.

Вход в тайный проход очень неудобный и узкий, чуть шире плеч. Сам вход расположен на верху внешней стены. Цель такого расположения входа не очень понятна, но спишем ее на оборонительную тактику.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Вход в тайный ход.

Сам тайный ход представляет собой круто наклоненный тоннель с лестницами, расположенными по двум сторонам и глубоким желобом посередине. По сторонам есть многочисленные ниши, назначение которых непонятно. Возможно, это были проходы, которые сейчас заложены.

Продолжение дальше...

468

Звездный форт Элваша - часть 3

Продолжение, начало выше...

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Сам тайный ход представляет собой круто наклоненный тоннель с лестницами, расположенными по двум сторонам и глубоким желобом посередине. По сторонам есть многочисленные ниши, назначение которых непонятно. Возможно, это были проходы, которые сейчас заложены.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Ниши по бокам тайного хода

Нижняя площадка хода представляет собой небольшое сводчатое помещение. Мне почему-то кажется, что проглядывают контуры бассейна, который за ненадобностью сровняли с уровнем пола.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Нижний уровень тайного хода

По бокам площадки нижнего уровня расположены арки с нишами непонятного назначения. Опять же, вполне возможно, что эти арки открывали проход куда-то дальше.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Боковые арки нижнего уровня тайного хода.

Весьма примечателен центральный глубокий желоб. Его назначение совершенно непонятно, остается строить догадки. Ни для обороны, ни для таскания воды ведрами наверх в форт он не нужен и только затрудняет движение. Но желоб есть, и возможно - раньше в нем располагалась труба или другое оборудование, а вверху на фотографии хорошо видно, что желоб проходит насквозь на верхний уровень внешней стены.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Центральный желоб в тайном ходе.

Возможно, уважаемые читатели подскажут, для чего мог быть предназначен этот ход? Лично мне он напомнил одно сооружение, которое гораздо более известно, чем форт Элваша. Судите сами, насколько похоже:

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Тайный ход" в форте Элваш

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Обсерватория Улугбека", Самарканд. Благодарю авторов фото.

Подземные уровни

В некоторых местах "боевого хода" встречались странного рода "табуретки", как на фото ниже. Наметанный глаз наверняка заметит, что "табуретка" стоит в замурованной нише. Ниша обращена во внешнюю сторону форта.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Зеленая "табуретка" где-то в коридорах "боевого хода".

Ниша за следующей такой "табуреткой" оказалась проломаной примерно на уровне пояса. "Табуретка" оказалась неудобной лестницей, а за решеткой был виден проход куда-то вниз.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Некоторые проходы оказались пробиты

На мою радость нашей экскурсии было дозволено открыть решетку у спуститься по корридору, выложенному кирпичом.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Кирпичные своды тоннеля, уходящего вниз и наружу от форта.

Корридор достаточно круто уходил примерно на 8-10 метров вглубь. К сожалению, большинство корридоров засыпаны и экскурсоводы жаловались, что не смогли получить оборудование для ультразвукового сканирования толщи грунта. Разумеется, у экскурсоводов было наготове простое объяснение, для чего нужны были тоннели - чтобы слушать, не ведется ли подкоп под стены форта. Оставлю на совести экскурсоводов эту версию, я и так благодарен им за возможность увидеть все своими глазами.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Тоннель, идущий от боевого хода вглубь и прочь от форта.

Конец первого тоннеля оказался залит подземными водами. К сожалению, в толкучке не обратил внимание на арматуру, которая торчит из стены справа.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Подземный уровень форта залит водой

При другом освещении видно, как блестит прозрачная вода. Также заметно, что корридор переходит в горизонтальную площадку.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Коридор переходит в горизонтальную площадку

Нам показали и второй отрытый тоннель. По ощущениям, он залегает на точно такую же глубину, но, в отличие от первого, засыпан, а не залит водой. Хорошо видна горизонтальная площадка тоннеля, однако непонятно, ведет ли он еще глубже?

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Тупик второго тоннеля

Хорошо видно, что от горизонтальной площадки отходят боковые коридоры, также засыпанные. Не знаю, соединялись ли эти коридоры между собой, но было бы логичным предположить такую сеть подземных коридоров.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Боковые ответвления тоннеля на нижней площадке

Примерно посередине подземного тоннеля расположены арки, которые вполне могли быть началом боковых ответвлений. Сейчас эти арки засыпаны, причем видно, что их пытаются откопать. Рука дрогнула у ковбоя, фотография смыта, но лучше уж такую, чем никакой.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Боковые ответвления тоннеля на среднем уровне

Во втором тоннеле удалось также сфотографировать боковое ответвление на среднем уровне. Здесь хорошо видны слои почвы. Мне кажется, что если бы порода обавлилась, то не было бы таких сравинительно четких слоев. Такие слои кажутся намытыми водой. Непонятно, поленились ли строители форта прокопать тоннель дальше, или это так и было задумано? Слушать, что происходит под землей?

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Слои почвы в боковом ответвлении

Подземные тоннели идут перпендикулярно боевому ходу. Выходы из этих подземных тоннелей упираются прямо в выходы из боковых ходов во внутренний ров. Один из таких выходов - на фотографии ниже. Обратите внимание на квадратный современный люк, который явно ведет к каким-то современным коммуникациям и мельничный жернов. Откуда он здесь и зачем нужен в форте?

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Вход в боевой ход, прямо за которым начинается подземный тоннель.

Рядом с входом - эвакуационный план, который намного лучше любых планов форта Элваш, которых не так много в интернете. Это план именно кусочка форта, с предыдущей фотографии. Слева в верхней части идет крутой изгиб боевого хода, от которого отходит радиально к изгибу лестница подземного тоннеля, обрывающаяся за края плана. Мне кажется важным, что прямо на входы в тоннель и в боевой ход направлено остриё лепестка "звездного форта". На плане этот лепесток обозначен очень схематично, но занимает практически все пространство своей нависающей громадой, которую один из читателей сравнил с ледоколом.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
План форта с обозначенным подземным ходом.

Однозначно, подземная часть форта равнозначна надземной части, а может быть и более важна. И Вобаны с Паганами и их фортификационной теорией ничего не говорили о подземной части. Мало кто из исследователей обращал внимание на подземную часть звездных фортов.

На сегодня все, в следующий раз расскажу про средний пояс форта Элваш.

Вдогонку - нашел фильм на испанском про форт Элваша, когда он еще не был открыт для публики. Многое из того, о чем пишу в посте, есть на видео. Рекомендую!

Продолжение дальше

источник

469

Звездный форт Элваша - часть 4
Форт Элваш - часть 4
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Наступили очередные выходные, которые я, оговорившишь, назвал выдохные. )) И вот на выдохе постараюсь завершить цикл постов про форт Элваша и выложить все оставшиеся фотографии, хотя заключительный обобщающий пост, скорее всего, придется перенести на следующие выдохные.

Промежуточные результаты
Я очень рад, что практически всем очевидно, что такое грандиозное сооружение посреди Португальской холмистой равниной провинции Алентейжу невозможно объяснить только военной необходимостью защиты небольшого провинциального городка, стоящего вдали от основных торговых путей и охраняющий разве что мраморные карьеры.

pro_vladimir написал целых три поста по материалам о форте Элваш, описывая, как архитектурные детали могли использоваться в качестве элементов гигантский микро макросхемы. В целом разделяю точку зрения Владимир Сотоварищи - к аналогичным заключениям мы пришли независимо еще при рассмотрении архитектуры храмов около полутора лет тому назад.

Рабочая гипотеза - форт является сложным военным заводом по генерации, преобразованию и, как я надеюсь показать в заключительной части - передачи колебаний инфразвуковой частоты на коллосальные растояния. Что-то вроде "безпроводной" атомной электростанции, работающей на иных, не используемых ныне технологиях.

Как и любой режимный объект, форт имеет строгий режим доступа и некоторый минимальный набор защитных сооружений, однако рассматривать фортификационные элементы как основное назначение звездной крепости - это примерно то же самое, что утверждать, что атомные станции строят для того, чтобы запитывать электричеством забор, которым обнесена территория станции в целях безопасности. Надеюсь, что аналогия понятна.

Средний контур
Предыдущие посты были про внешний контур звездного форта Элваша, систему ходов, ров и внешние стены среднего контура. Сам средний контур собственно и образует 4-лепестковую "звезду" - его хорошо видно на фотографии в начале поста. Средний контур отделен от центральной части небольшим пространством, которое нельзя назвать рвом, а скорее - внутренним замкнутым двором.

Среднему контуру экскурсовод уделил крайне мало внимания. Нам также не удалось рассмотреть его в подробностях - только помещения соседние с входом.

Возвращаюсь к фото-материалам. Фотографии кликабельны.

Вход в средний контур.

Вход в средний контур представляет собой сводчатый не длинный наклонный проход со вторыми и третьими по счету воротами, расположенными соосно с главным входом, с одной стороны, и с входом в центральную часть форта - с другой.

По моему мнению, работа со звуковыми волнами была основным предназначением среднего пояса форта. Для лучшего понимания приведу схему части среднего пояса с таблички противопожарной безопасности. Я проставил на схеме номера (фиолетывый цвет), на которые буду ссылаться в круглых скобках, чтобы было понятна взаимосвязь элементов средней части.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Схема входа в средний контур и "лепестка" звезды. План кликабельный

В средний контур можно попасть через несколько небольших дверей (12) рядом с рупорами в виде овальных "яиц" (13 и 14), о которых я писал в предыдущих частях, либо через главный вход (5), укрепленный подъемным мостом, соединяющим с равелином внешнего контура.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Главный вход в средний контур.

Мост практически не "простреливается" через бойницы в стенах, равно как и через верхние бойницы по бокам декоративных фигур ангелов в доспехах. Верхние бойницы просто не способны вести прицельный огонь по всему мосту из-за слепых зон - крайне неудачное решение для обороны, если кто-то еще рассматривает звезду как оборонительный форт.

Судите сами - вот фотография бойницы (10) изнутри среднего контура - она направлена достаточно круто вниз-наружу на глубину примерно полутора метров, не позволяя хоть как-то вести прицельную стрельбу по мосту. Начинаясь на уровне груди, бойница спускается до уровня основания (пола).

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Бойница нижнего ряда среднего контура

Экскурсоводы утверждают, что ров перед входом был заполнен водой на глубину около пары десятка сантиметров, якобы "для красоты", так как даже экскурсоводы понимают, что никаким серьезным препятствием вода по колено служить не может.

Бойницы среднего контура уходят достаточно резко вниз и когда-то упирались в водную поверхность рва, лишь слегка влажного на сегодняшний день. Стоит также отметить сильное эхо коридоров (11) среднего контура - бойницы словно бы являлись своеобразными "звукоснимателями" стоячей резонансной волны внутри среднего контура и направляли звук через прорези "бойниц" на отражающую поверхность воды.

Обратите также внимание на странную кирпичную кладку позади ангелов в доспехах. Видно, что кладка образует своеобразные трапецивидные и треугольные "ячейки", сейчас заложенные камнями на скрепляющем растворе. Аналогичные "ячейки" я встречал и в других португальских фортах. Ячейки кое-где полностью заложены, кое-где просто завалены мусором и камнями без раствора, кое-где и вовсе пустые.

На спутниковых снимках хорошо видна такая ячеистая структура равелина (уголка) и куртины (длинной стены) форта Элваш. Такая структура очень сильно напоминает волноводы в разрезе, в частности - из постов pro_vladimir.
Обратите внимание на границу тени от куртины - хорошо видно, что сейчас всего три "бойницы" посередине и по краям не заложены, а на самом же деле структура верхней части куртины гораздо сложнее.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Ячеистая структура равелина и куртины

Вернемся к главному входу (5) в средний контур, чтобы показать еще интересный элемент (3). Это якобы отверстия для опускания решетки, закрывавшей вход. Может быть, и так, но почему не покрашены ромбовидные? Как их выточили - вылили - высверлили в камнях, образующих арку - ума не приложу.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Как были изготовлены эти отверстия?

Сам главный вход представляет собой лестницу и ведет от разводного моста (5) к лестницам (1) входа в центральную часть звездного форта, так называемый "дом губернатора". На фото ниже - точка (7), вход в средний контур со стороны лестниц центральной части (1), сфотографированный в сторону моста (5). Хорошо видны три небольших отверстия непонятного назначения в наружной двери главного входа (5).

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Главный вход, вид в сторону разводного моста

Огромная дыра, доминирующая на фотографии, разумеется, чтобы лить горячее масло на головы незадачливых нападающих. Эта дыра находится в плоскости еще более громадных дыр в центральной части ("дом губернатора"), однако не соосна с ними. Под огромным круглым отверстием - та самая арка (3) с ромбовидными отверстиями. В глубине фотографии видна зарешеченная дверь (4), ведущая в гулкий боковой коридор с уже описанными наклонными "бойницами", симметричный коридору (11)

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Круглое отверстие над главным входом обращено в сторону центральной части

По бокам главного входа расположены круглые камеры, причем резко нессиметрично по высоте, несмотря на остальную достаточно строгую симметричность всего гигантского сооружения форта. Восточная камера (на плане виден только ее вход "2"), примыкающая к лестнице главного входа, расположена гораздо выше, чем западная (9), зато она хорошо видна на плане в виде круга. На фотографии, снятой перпендикулярно лестнице, видно, что в восточную камеру ведут ступени вверх ("2", в тени за дверным проемом).

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Вход в круглую камеру

Продолжение дальше...

470

Звездный форт Элваша - часть 4
Форт Элваш - часть 4
Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Продолжение, начало выше...

Круглые камеры
В среднем контуре нам довелось увидеть три круглые камеры, две из которых правильнее назвать торроидальными. Все они расположены на разных высотах, несимметрично друг другу и, несомненно, образуют некую систему, подобно огромному духовому инструменту. Возможно, есть еще бОльшое количество других камер, но нам довелось побывать только в двух - официально и еще в одной - отделившись ненадолго от основной группы экскурсии.

Самая нижняя из трех камер похожа на тороид с центральной колонной и глухими боковыми нишами. Камера открывается своей единственной дверью в "гулкий" коридор с бойницами (4, сама камера и коридор не обозначены на плане). Камера расположена на несколько ступеней ниже уровня коридора и, соответственно, ниже уровня моста.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Самая нижняя из трех круглых камер

Самая верхняя из трех камер (2) также представляет из собой тороид, однако в отличие от нижней в одной из боковых ниш расположена "буржуйка" а в другой нише есть наружное окно, в настоящее время наглухо закрытое коричневыми ставнями. В белых сводах потолка, также как и в нижней камере, видно небольшое прямоугольное отверстие.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Самая верхняя из трех круглых камер

Фотография "буржуйки" в небольшой круглой нише верхней тороидальной камеры получилась немного смазанной. Я совсем не уверен, что печка всегда здесь стояла, но несомненно то, что из этой ниши есть отверстие дымохода куда-то наверх. Заметьте, что конструкция этой ниши фрактально похожа на уменьшенную копию самой камеры.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Бьется в тесной печурке огонь

А вот за этими ставнями расположено круглое отверстие во внутренний двор между средним контуром и центральной частью примерно в точке (6) на плане. Аналогичное отверстие (8) но ведущее на другую глубину есть в средней из трех камер и, по моему мнению, отверстия (6 и 8) служили звуковым волноводом.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Волновод закрыт для любопытных глаз от греха подальше

Средняя (по уровню) круглая камера отличается от двух других тем, что не имеет колонны посередине, а только один большой свод (9). Это - самая большая камера, вмещающая достаточно много людей. Экскурсовод посередине рассказывает про особенности аккустики в этом помещении - якобы в центре становился глава форта, а офицеры - по периметру, примерно под выступами, где расположены лампочки, и им было прекрасно слышно старшего. Оставлю такую фантазию на совести экскурсовода, но подчеркну, что даже официальные источники подтверждают особенную аккустику камеры.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Средняя из трех камер

Если в самую верхнюю из трех камер ведут несколько ступеней вверх (2), то в среднюю спускается лестница (9), по высоте которой можно оценить разность высот двух камер. Лестница ведет в нишу главного входа, на уровень верхней камеры. Обратите также внимание на нишу слева от лестницы - это тот самый "волновод" (8), аналогичный предыдущему, но больше по размерам, в том числе - из-за разницы в уровнях самих камер.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Лестница и волновод слева от лестницы

А вот и сам волновод (8), выходящий во двор между средним контуром и центральной частью. Видимо, его решили не заделывать, хотя в круглое отверстие вставили прямоугольную раму. Специалисты, полагаю, подтвердят, что конструкция очень похожа на конструкцию волновода, к примеру, микроволновки.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Отверстие волновода

Особенности аккустики и другие характерные черты "камер" позволяют сделать предположение, что камеры служили для той или иной обработки звука, как в гигантской макросхеме, и были связаны волноводами (или, если угодно - "слуховыми отверстиями") с другими частями форта.

Куда ведут волноводы?

Я постарался захватить объективом "мыльницы" оба отверстия волноводов (6 и 8), ведущие, соответственно, в тороидальную (2) и сводчатую круглые камеры (9), расположенные на разных по высоте уровнях, хотя сами отверстия волноводов расположены симметрично относительно входа в средний контур (7). Если хорошо присмотреться, то в тени, чуть ниже створки двери и чуть выше седого мужчины, сложившего руки на тыльной части, проглядывает третье отверстие над аркой с ромбовидными отверстиями (3), которое мы уже рассматривали выше.
Обратите внимание на выложенную камнем звезду перед входом.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Отверстия волноводов со стороны внутреннего двора

Если теперь встать в эту выложенную брусчаткой звезду перед входом и развернуться на 180 градусов, чтобы увидеть, куда направлены все эти "волноводы" (6, 8 и 3), то перед нами предстанет громада центральной части (1) с яйцевидным отверстием над входом, точно в плоскости симметрии форта и его входа.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Ворота центральной части с огромным яйцевидным отверстием

Само яйцевидное отверстие в центральной части звездного форта, непосредственно над воротами входа в центральную часть. Я не могу назвать это отверстие "рупором", так как, в отличие от других "яйцеобразных отверстий", которые я уже приводил в других частях, нет ярко выраженного конического "раструба".

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Яйцевидное отверстие

Из этого огромного яйцевидного отверстия открывается вид на средний контур, где яскобы располагались батареи. Видны прямоугольные отверстия в стенках примерно посередине отверстия. Прямо внизу - главный вход, но он не виден из отверстия, если только не залезть в дырку и высунуть голову наружу. Я не стал этого делать, ограничившись только вот таким ракурсом.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Отверстие над входом в центральную часть

Другие фрагменты среднего контура

К моему большому сожалению, экскурсия не включала другие помещения среднего контура. Полагаю, там еще много интересного, что нам даже не стали показывать. Мне удалось пробежать только по верхней части среднего контура буквально галопом за то короткое время, пока остальные толпились у входа. Напомню, экскурсия продолжалась всего три часа, а я описываю впечатления уже третью неделю.

Ниже - только одна моя фотография, остальные две нарыты на просторах интернета и относятся ко времени еще до недавней реставрации.

Узкий круговой внутренний дворик между средним контуром и центральной частью. По верху стены идут якобы "бойницы" батареи.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
Внутренний дворик

На каждом из четырех лепестков "звезды" располагались, по-видимому, жилые помещения для обслуживающего персонала. Ничего особенно в них разглядеть не успел, но помещения едва ли изначально задумывались как жилые. Посередине фотографии проходит ось симметрии лепестка, упирающаяся в крайне тесную "будку" на острие "лепестка". Эта ось симметрии продолжается на другом уровне подземным ходом, рассмотренным в предыдущем посте. В таком освещении на фотографии хорошо заметен также ряд "люков" непонятного назначения, каким-то образом сообщающихся с внутренними помещениями среднего контура.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.
"Лепесток" звезды.

Ну и закончу про средний контур еще одной фотографией дворика, расположенного с обратной стороны центральной части с аналогичным отверстием и очень похожим входом. Только в передней части нет лестниц, вместо них - отверстия волноводов. Кстати, если заглянуть в это "яйцо" снаружи, то будет видно другое яйцо насквозь, через центральную часть.

Исторические путешествия. Архитектура. Древности.

Увы, не удалось закончить в этот раз со всеми фотографиями. Надеюсь, было интересно, и впереди - еще несколько уровней центральной частии.

Продолжение следует...
источник